Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр контрактов по 44-ФЗ и всё о нём». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основным изменением в 2022 году стал переход на новые Правила ведения реестра контрактов, установленные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60. Действующее ранее Постановление № 1048 теперь регламентирует только правила для Реестра контрактов с гостайной.
Каковы сроки внесения контракта по 44-ФЗ в реестр в 2022 году
Правила были обновлены. Если в соответствии с Законом №44-ФЗ контракт, документ о приёмке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием ЕИС, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103:
- не позднее трёх рабочих дней со дня, следующего за днём подписания таких контракта, соглашений и решения;
- в день подписания документа о приёмке.
Что необходимо делать заказчику?
Работа заказчиков организована через спецсистему под названием «Электронный бюджет». С ее помощью готовятся данные для последующей передачи в реестр контрактов. Подписание документации осуществляется ЭП. Есть несколько возможных вариантов. Первый — сделать скан-копии бумаг, позаботиться об их размещении в системе с подписью ЭП. Второй — сформировать электронную документацию и поставить цифровую подпись.
Обеспечение достоверности и полноты отправленных сведений ложится на плечи руководства контрактного отдела закупающей компании. Несоблюдение требований Федерального закона чревато наложением штрафных санкций в сумме 20 тысяч рублей. Это прописано в тексте статьи 7.31 КоАП РФ.
Данные о договорах появляются в реестре контрактов согласно правилам, указанным в Приказе Минфина № 113н. При подготовке данных для передачи в реестр контрактов по 44 ФЗ заказчик должен обозначить номер документа о приемке товаров. Нужно добавить и реквизиты этого документа.
В реестре контрактов следует указать:
- объем приобретенных ТРУ;
- в какой валюте оплачивались исполненные контрактные обязательства;
- цену;
- реквизиты платежной квитанции;
- размер внесенной оплаты;
- сумму излишков при переводе денег;
- расторжение контрактных обязательств контрагента.
При использовании банковской гарантии с целью обеспечения исполнения обязательств по контракту, надлежит включить в реестр контрактов такие данные:
- номер записи в реестре банковских гарантий;
- размер суммы;
- дату и номер сообщения банковского учреждения с отказом удовлетворить требования либо реквизиты платежной документации при выдаче БГ.
Согласно ч.3 ст.103 44-ФЗ Заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты (заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) направляет все необходимые документы и информацию в Федеральное казначейство. (Примечание: Согласно п.2 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2014 г. № 136н, формирование Заказчиком информации и документов, включаемых в реестр контрактов, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет”. В свою очередь ИС “Электронный бюджет” интегрирована с сайтом ЕИС).
После этого Федеральное казначейство проверяет предоставленные Заказчиком документы и информацию, и размещает их в ЕИС в течение 3-х рабочих дней с даты их получения.
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что в данном случае речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
В случае несоответствия предоставленной Заказчиком информации и документов установленным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.
Основные документы для ведения реестра госконтрактов
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2006 N 807, которым утверждено Положение о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры (далее — Положение N 807).
- Письмо Минэкономразвития России N 19995-АШ/Д04, Минфина России N 02-14-10/4055 и Казначейства России N 42-7.1-15/1.3-537 от 29.12.2006, в котором разъясняются некоторые вопросы ведения реестра государственных контрактов (далее — Совместное письмо).
- Письмо Казначейства России от 25.01.2007 N 42-7.1-17/1.5-29, в котором разъяснены вопросы по размещению сведений о государственных контрактах на сайте Казначейства России.
- Письмо Казначейства России от 26.01.2007 N 42-7.1-15/1.5-32, разъясняющее вопросы по присвоению органами Федерального казначейства иным получателям средств идентификационного номера для включения сведений в реестр государственных контрактов.
- Письмо Казначейства России от 26.01.2007 N 42-7.1-15/1.5-33, касающееся порядка присвоения органами Федерального казначейства уникального номера реестровой записи государственным внебюджетным фондам для включения сведений в реестр государственных контрактов.
- Письмо Казначейства России от 26.01.2007 N 42-7.1-15/1.5-34, в котором разъяснен порядок обработки в ППО «Центр-КС» сведений о контрактах, представляемых государственными внебюджетными фондами и иными получателями средств.
- Письмо Казначейства России от 29.01.2007 N 42-7.1-17/1.5-35.
В статье мы рассмотрим положения данных документов более подробно.
Для чего используют идентификатор
Система госзакупок и Единая информационная система предполагают присвоение множества номеров: извещению, закупке, а затем и самому госконтракту. Каждое соглашение имеет уникальный реестровый код. Госконтракты, для которых необходимо казначейское сопровождение, нуждаются в еще одном номере: ИГК — это уникальный идентификатор, который отличает один договор от другого в информационной системе ФК.
Идентификатор государственных контрактов (это и есть расшифровка ИГК) проставляют во всех документах, которые оформляются в ходе исполнения госконтрактов, например в счетах-фактурах, которые формирует исполнитель. Необходимость указывать ИГК в счете-фактуре закреплена ч. 65 ст. 169 Налогового кодекса РФ, для него в новой форме этого документа присутствует отдельное поле.
Вот где взять идентификатор контракта, заключенного в электронной форме по 44-ФЗ:
Идентификатор помогает отследить бюджетные средства и конечных получателей этих средств. Кодировка присутствует даже в договорах, которые заключаются для исполнения первоначального госконтракта.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать ИГК в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Порядок формирования ИГК при казначейском сопровождении закреплен в Приказе Казначейства №2н от 09.01.2020. В нормативах приводится и расшифровка ИГК — идентификатор государственного контракта, или код для идентификации госконтрактов (п. 2 Приказа 2н). Его используют для контроля и анализа исполнения и расчетов по конкретному договору.
Помимо казначейского сопровождения, используется идентификатор государственного контракта по гособоронзаказу (ст. 6.1 275-ФЗ от 29.12.2012). Код указывают в договорах, заключаемых между заказчиками по ГОЗ, головными исполнителями и исполнителями. Шифр идентификации проставляют во всех расчетных и отчетных документах.
В Приказе №2н закреплено, сколько цифр в ИГК: информация о госконтракте шифруется двадцатью разрядами цифрового и буквенного значения при финансировании из федерального бюджета. Для госконтрактов кодировку формирует заказчик — федеральное бюджетное или автономное учреждение. Для соглашений код создает ГРБС или территориальный орган ФК.
Если финансирование осуществляется за счет местного бюджета, структура ИГК состоит из 25 показателей цифрового и буквенного значения. Вот как формируется код:
Исключение — договор о капитальном ремонте: код формирует заказчик или ТОФК из 20 цифр.
Вот инструкция, как формируется идентификационный код контракта в 2020 и плановом 2021–2022 году:
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно сформировать идентификатор.
ИГК в счетах-фактурах
Устанавливается такой код для каждого госконтракта, заключенного в рамках 44-ФЗ (ст. 6.1 275-ФЗ). Присвоение ИГК стало обязательным для организаций-заказчиков с 2017 года. Он уникален и используется только для одного соглашения. Основная цель его введения — дополнительный контроль за движением средств бюджета.
ИГК в счете-фактуре — это присвоенный госконтракту уникальный идентификационный код, который указывается в счете-фактуре на поставку товаров, работ, услуг, соглашения о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал. Для остальных организаций заполнение кодировки в счете-фактуре не обязательно. Проставьте ИГК по 44-ФЗ:
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как указывать ИГК в счет-фактуре. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие сведения нужно вносить в реестр контрактов в 2021 году
Согласно действующему законодательству, заказчику требуется вносить в информационную систему данные обо всех заключенных контрактах. Однако есть некоторые исключения, подробно описанные выше.
В реестр контрактов по 44 ФЗ надлежит добавить такие данные:
Принимать участие в закупках можно только при условии наличия ЭЦП для торгов.
Правила ведения РК устанавливают, что делать это нужно на государственном языке. Допускается указывать Ф. И. О. иностранного физлица либо наименования зарубежных юрлиц, торговых марок с применением букв латинского алфавита.
Каждой вносимой в РК записи должен быть присвоен собственный номер. В нем обозначается год создания записи и идентификатор конкретного заказчика, а также порядковый номер записи в РК в пределах календарного года по этому заказчику и согласно сквозной нумерации в рамках реестровой записи. Точный алгоритм присвоения, корректировки кодов заказчиков и уникального номера реестровой записи регламентирован Минфином РФ. На Федеральное казначейство возлагается обязанность сразу же после присвоения уникального номера реестровой записи либо ее обновления включить данные в РК.
Как формируется идентификатор государственного контракта
Федерального казначейства, представляет собой двадцатизначный цифровой код и имеет следующую структуру: а) 1 — 8 разряды — свободные знаки, обозначаются нулями; б) 9 — 11 разряды — код главного распорядителя средств федерального бюджета, заключившего отдельное соглашение; в) 12 — 13 разряд — первые два разряда кода территориального органа Федерального казначейства, присвоенного Федеральным казначейством; г) 14 разряд — код типа бюджета бюджетной системы Российской Федерации (указывается «6»); д) 15 — 16 разряды — последние две цифры года, в котором заключено отдельное соглашение; е) 17 — 19 разряды — порядковый номер, присваиваемый территориальным органом Федерального казначейства последовательно в соответствии со сквозной нумерацией, осуществляемой в пределах календарного года в разрезе организаций; ж) 20 разряд — указывается «3».
Где найти идентификатор государственного контракта на сайте госзакупок
N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»: Каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также в настоящей статье — реестр контрактов), присваивается идентификатор государственного контракта, который содержит в том числе следующую информацию: 1) идентификационный код государственного заказчика; 2) способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика); 3) год заключения государственного контракта; 4) год окончания срока действия государственного контракта; 5) порядковый номер государственного контракта, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года отдельно в отношении каждого государственного заказчика.
Идентификатор государственного контракта: что это и где искать Идентификатор по оборонным заказам содержит 25 разрядов:
- 1 и 2 – две последние цифры года заключения;
- 3 и 4 – две последние цифры года исполнения;
- 5, 6 и 7 – код госзаказчика;
- 8 – код, в котором зашифрован способ определения исполнителя (например, закупка у единственного поставщика);
- 9, 10, 11 и 12 – порядковый номер контракта;
- 13 – код вида цены (уточняемая, фиксированная, возмещающая издержки);
- 14 — 25 – определяются государственным заказчиком. Если разряды не используются, то ставятся нули.
В идентификаторе государственных контрактов с казначейским сопровождением 20 цифр, которые различаются в зависимости от вида документа.
Как формируется идентификатор государственного контракта
Федерального казначейства, представляет собой двадцатизначный цифровой код и имеет следующую структуру: а) 1 — 8 разряды — свободные знаки, обозначаются нулями; б) 9 — 11 разряды — код главного распорядителя средств федерального бюджета, заключившего отдельное соглашение; в) 12 — 13 разряд — первые два разряда кода территориального органа Федерального казначейства, присвоенного Федеральным казначейством; г) 14 разряд — код типа бюджета бюджетной системы Российской Федерации (указывается «6»); д) 15 — 16 разряды — последние две цифры года, в котором заключено отдельное соглашение; е) 17 — 19 разряды — порядковый номер, присваиваемый территориальным органом Федерального казначейства последовательно в соответствии со сквозной нумерацией, осуществляемой в пределах календарного года в разрезе организаций; ж) 20 разряд — указывается «3».
Права и обязанности заказчика
Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:
- о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
- о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
- о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.
Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.
Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Например, заказчик обязан:
- разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
- организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
- формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
- заключать государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;
- присваивать каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;
- включать в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке и др.