Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

Признаки административной ответственности

Нарушение таможенных правил влечет за собой юридическую ответственность.

Определение 4

Административной ответственностью в области таможенного дела называют предусмотренную законодательством правовую ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования, связанную с применением к виновным лицам административных наказаний.

В сфере таможни административная ответственность обладает целым рядом отличительных признаков, представляя собой:

  • форму административного принуждения, которая используется в качестве метода, защищающего правопорядок в сфере таможенного регулирования;
  • элемент реализации государственной власти по причине применения должностными лицами таможенных органов и судами соответствующих видов взысканий;
  • правовое последствие неправильного поведения, вредящего обществу;
  • форму, которая находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Отдельно следует отметить такие особенности административной ответственности в области таможенного дела как ее построение на принципах сотрудничества таможенных служб различных государств, взаимопомощь между странами, унификацию административного законодательства в границах ЕАЭС.

Функции и задачи административного производства

Административное производство в области таможенного дела призвано выполнять следующие функции:

  1. Воспитательную (превентивную) – предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и иными лицами.
  2. Карательную – наступление для виновника противоправного деяния негативных последствий материального или морального характера.
  3. Компенсационную (правовосстановительную) – возможность восстановления общественных отношений, нарушенных в результате противоправного поведения.
  4. Охранительную – вытеснение опасных вариантов поведения, вредящих экономике, защита государственных интересов.
Замечание 1

Цель реализации административных мер не может заключаться в причинении человеку физических страданий, унижении достоинства и не должна наносить вред деловой репутации юридического лица.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела:

  • полное, объективное, всестороннее рассмотрение обстоятельств;
  • разрешение в соответствии с действующим законодательством;
  • своевременное и четкое исполнение вынесенного постановления;
  • анализ условий и причин, которые способствовали совершению нарушения.

Исполнение постановлений о по делам нарушении таможенных правил

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере регламентируется Главами 31, 32 Кодекса об административных правонарушениях. Постановление необходимо исполнить с момента его вступления в силу после истечения срока, который установлен для обжалования:

  • постановления по делу, если оно не было опротестовано или обжаловано;
  • решения по протесту, жалобе, если решение не было опротестовано или обжаловано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменяется.

Постановление подлежит немедленному исполнению после вынесения решения по жалобе, протесту, не подлежащим обжалованию, за исключением, если решением отменяется вынесенное постановление.

Исполнение постановления условно подразделяется на два этапа:

  1. Обращение к исполнению.
  2. Приведение в исполнение.
Замечание 9

КоАП предусматривает возможность отсрочки, прекращения или приостановления исполнения постановления о нарушении таможенных правил при наличии объективных обстоятельств.

Постановление о назначении административного наказания, исполненное в полном объеме возвращается таможенному органу, вынесшему его. На документе ставится отметка об исполнении. Если исполнение не производилось или выполнено не полностью, возврат постановления делается на основании специального акта.

Вид административного наказания

Порядок исполнения

Предупреждение

Исполняется должностным лицом, вынесшим его, посредством вручения или направления копии документа лицу, в отношении которого оно вынесено. Решение о назначении наказания в виде предупреждения объявляется немедленно по завершению рассмотрения дела

Штраф

Уплачивается в полном размере лицом, которое совершило противоправное деяние, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа. При назначении штрафа иностранному гражданину или лицу без гражданства, оплата должна поступить не позднее следующего дня после дня вступления постановления в законную силу. Делается одновременно с административным выдворением лица, виновного в правонарушении, за пределы РФ

Конфискация вещи – орудия совершения противоправного деяния

Исполняется таможенным органом или судебным приставом-исполнителем в соответствии с федеральным законодательством. Реализация предметов осуществляется на основании норм, установленных Правительством РФ

Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

В соответствии со ст. 28.1. КоАП РФ в подавляющем большинстве случаев поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Чаще всего признаки правонарушений в таможенном деле обнаруживаются должностными лицами таможенных органов самостоятельно при проведении таможенного контроля с применением одной или нескольких форм, утвержденных ТК Таможенного союза.

Так, при производстве таможенного досмотра товаров и (или) транспортных средств, проводимого уполномоченными должностными лицами таможенного органа, могут быть выявлены:

  1. сокрытые от таможенного контроля в тайниках товары, т.е. признаки ст. 16.1 ч. 2 КоАП РФ;
  2. несоответствие сведений, внесенных в таможенную декларацию, действительным характеристикам декларируемой товарной партии, т.е. признаки ст. 16.2 ч. 2 КоАП РФ;
  3. факт уничтожения, повреждения, удаления, изменения либо замены средств идентификации, т.е. признаки ст. 16.11 КоАП РФ, а также признаки иных правонарушений, обозначенных в гл. 16 КоАП РФ.

Это обстоятельство можно назвать первой особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Кроме этого, часто порядок и сроки производства по делу об административном правонарушении в области таможенного дела зависит от административно-правового статуса или места нахождения таможенного органа, в котором данное производство ведется. Это утверждение можно считать второй особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и пояснить следующим образом.

Известно, что анализ административной ответственности позволяет назвать три ее основания:

  • нормативное — систему норм административного права регулирующих ее (в таможенном деле это прежде всего гл. 16 КоАП РФ);
  • фактические — деяния субъектов, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административные правонарушения в области таможенного дела — деяния, подпадающие под признаки статей гл. 16 КоАП РФ);
  • процессуальные — акты компетентных субъектов о наложении конкретных административных наказаний на виновных лиц.

Данные акты должны быть законными, своевременными, обоснованными, эффективными и т.д. Перечисленные характеристики в полной мере зависят от качества проведенных при рассмотрении дела мероприятий, направленных на установление объективной истины.

В свою очередь, количество действий или мероприятий, проводимых должностным лицом таможенного органа для вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, зависит от имеющихся при возбуждении дела исходных данных. Наличие последних определяет алгоритм действий уполномоченного лица таможенного органа.

Возможны следующие варианты.

Во-первых, должностные лица таможенных органов РФ вправе назначать административное наказание физическим лицам в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.

Такая практика используется, если:

  • административное правонарушение не представляет серьезной общественной опасности и не влечет вредных последствий;
  • состав правонарушения очевиден;
  • физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, признает свою вину, не оспаривает справедливости налагаемого взыскания и готово уплатить административный штраф на месте.

При этом уполномоченным должностным лицом таможенного органа административный штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения с составлением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа без составления протокола, которое оформляется на специальном бланке, рекомендованном к использованию письмом ФТС России от 26 сентября 2012 г. № 01-11/48291 «О применении статьи 28.6 КоАП России».

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

Согласно ст. 18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев опенки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Деятельность по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в исключительной юрисдикции государства и является важнейшим средством защиты публичных экономических интересов.

Законодательство РФ не содержит легального определения административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию административной ответственности вообще, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом.

Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

  • 1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;
  • 2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;
  • 3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;
  • 4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • 5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП (разд. III—V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств;
  • 6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;
  • 7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;
  • 9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.
Читайте также:  Капитал семья добавить на покупку жилья Ульяновск в 2023 году

Цели применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

  • • превентивная (воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП);
  • • карательная — связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствии морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;
  • • правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст. 4.1 КоАП назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;
  • • охранительная — направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства и достижение целей таможенной политики.

Целью установления и применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП).

Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

В основе этой классификации лежат цели и способ обеспечения правопорядка [1]. Данной классификации придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Ибрагимов Х.Ю., Ахметов Р.И., Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Смоленский М.Б., Козлов Ю.М. и многие другие.

При этом процессуальные меры обеспечения не следует путать с формами таможенного контроля и принудительными мерами, которые никаким образом не связаны с административным правонарушением. Это объясняется тем, что первые обусловлены неправомерным поведением, а последние — необходимостью защиты интересов государства и общества [2, с.18].

В статье 3.5 КоАП РФ закреплено такое административное наказание как штраф. Его размеры также определены в указанной статье. Рассматривая каждую группу в отдельности, можно утверждать, что первый блок мер принуждения применяется в профилактических целях: здесь главный момент заключается в недопущении возможных нарушений в сфере государственного управления. При этом свое практическое выражение они находят в установлении легальных ограничений и запретов.

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами

В целом массив нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по применению административного принуждения, составляют акты национального законодательства, акты наднационального законодательства, подзаконные акты.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) одной из задач таможенных органов является выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений (далее – АП) в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 8 ч. 1).
В свою очередь, п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 27.10.2011 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена такая функция таможенных органов РФ, как осуществление административного производства по делам об АП в области таможенного дела.
Обратим внимание, что большинство дел об АП, возбуждаемых уполномоченными приказом ФТС России от 02.12.2014 г. № 2344 должностными лицами таможенных органов России, безусловно, приходятся на 16 главу КоАП РФ (статьи 16.1-16.24), которой установлены нормы административной ответственности за нарушения таможенных правил (далее – НТП) [6]. В то же время, в своей деятельности таможенные органы, как правило, выявляют и административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.12 (ч. 1), 14.10, 15.25, 20.25 (ч.1) КоАП РФ [1; 2; 3; 6].
Осуществляя производство по делам об АП, уполномоченные должностные лица таможенных органов РФ вправе применять административно-процессуальные меры принуждения – меры обеспечения производства, такие как:
● доставление (практика показывает, что должностные лица таможенных органов нередко фактически применяя данную меру обеспечения при выявлении нарушения таможенных правил и препровождении физического лица в служебное помещение таможенного органа, как правило, не фиксируют это установленным образом);
● административное задержание (как показывает практика, такая мера обеспечения производства, как правило, должностными лицами таможенных органов РФ не применятся);
● личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 28.3 КоАП РФ);
● изъятие вещей и документов;
● арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Применение должностными лицами таможенных органов такой меры обеспечения производства, как привод законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя несовершеннолетнего лица либо физического лица привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, предусмотрено ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, из которых следует, что такая мера обеспечения не применяется на стадии возбуждения дела об АП, а применяется только на стадии рассмотрения дела.
Отметим, что осуществлять привод по делам о АП должностные лица таможенных органов самостоятельно не вправе, а вправе – должностные лица органов внутренних дел во исполнение соответствующего определения должностного лица таможенного органа или постановления судьи, которые руководствуются положениями Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 г. № 438 (привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, как показывает практика, практически не применяется таможенными органами).
Кроме названных мер, таможенными органами РФ также могут быть применены: задержание судна, доставленного в порт РФ, арест судна, доставленного в порт РФ, залог за арестованное судно, а также временный запрет деятельности,
С некоторыми особенностями, установленными национальным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан, аналогичные меры обеспечения производства применяются и таможенными органами названных государств.

Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ Скачать 163644 0 0

… из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность опера­тивных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. § 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности . Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 …

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

Понятие и особенности административного принуждения

Определение 1
Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

  • Курсовая работа Таможенные правонарушения 460 руб.
  • Реферат Таможенные правонарушения 270 руб.
  • Контрольная работа Таможенные правонарушения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Нарушением таможенных правил называется противоречащее законодательству действие лица (физического или юридического), которое посягало на установленный порядок пересечения границы или пренебрегало соблюдением правил экономической политики. Таможенное нарушение карается административной ответственностью – виды нарушений прописаны в КоАП, где им посвящен ряд глав, начиная с 40-ой.

Читайте также:  Перевод права бессрочного пользования в собственность

Нарушение таможенных правил характеризуется следующими признаками:

  • Обязательно наличие противоправного деяния, которое способно проявляться как в действии (например, ввоз импорта на территорию страны запрещенными способами), так и в бездействии, когда импортер пренебрег обязательными процедурами (например, недекларирование ввозимых товаров).
  • Нарушение таможенных правил является общественно вредным деянием, то есть создает угрозу людям, находящимся под протекцией закона.
  • Другой признак – наказуемость. Под наказуемостью понимается возможность применения санкций и взысканий по отношению к нарушителю.
  • Нарушение наказывается независимо от того, имел ли нарушитель дурные помыслы либо действовал по неосторожности. Под неосторожностью закон понимает форму вины, когда нарушитель не думал о возможности наступления негативных последствий либо предвидел их, но рассчитывал на их самоустранение.

Меры административного восстановления.

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях

Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

Осуществление таможенными органами правоохранительной деятельности обеспечивает более эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка и стимулирует развитие национальной экономики.

Анализ положений таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия таможенных органов в большей своей части составляют права по применению мер административного принуждения, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в данной сфере и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности.

Административное принуждение, применяемое таможенными органами, является особым видом государственного управленческого воздействия, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного дела. Данный вид правового принуждения устанавливается законом, определяющим цели, основание и порядок их применения.

Используя совокупность мер преимущественно административно-принудительного характера, должностные лица таможенных органов обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения в таможенной сфере.

Отношения административно-правового характера имеют особое значение в той взаимосвязанной совокупности отношений, которые составляют собой сферу таможенного дела. Как организационно-управленческие отношения, имеющие государственно-властную природу, в таможенной сфере они играют главенствующую роль среди всех остальных видов общественных отношений, регулируемых конституционным, финансовым, уголовным, банковским, международным, а также валютным и налоговым правом1.

В сферу действия материального административного права в таможенном деле входят правоотношения, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушениями таможенных правил, наложением ответственности с видами взысканий за них. К сфере административно-процессуального права относятся правоотношения, связанные с нормотворчеством и производством по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрением.

Таможенным законодательством предусмотрены случаи применения мер административного принуждения, как в позитивных управленческих правоотношениях, так и при возникновении административно-деликтного правоотношения в таможенной сфере. Большая часть этих мер и условий их применения зафиксированы в ТК РФ. Содержатся они и в других нормативных актах по таможенному законодательству.

Сущность административно-принудительной деятельности таможенных органов состоит в осуществлении ими (их должностными лицами) в качестве компетентных органов различного рода действий по разрешению на основе административно-правовых норм возникающих в их практической деятельности задач предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений в таможенной сфере.

Таможенные органы представляют собой целостную систему, объединенную единством целей и задач, общностью функциональных особенностей и принципов таможенной политики.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в целом, является Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ). Он осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации и наделен юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Приказы и нормативные акты ГТК РФ являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.

Как правоохранительный орган ГТК РФ является частью государственного механизма и в этом качестве он наделен властными полномочиями, компетенцией и средствами для осуществления стоящих перед государством задач.

ГТК РФ (и все нижестоящие таможенные органы) должен обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенног�� дела, а также в рамках своей конкретной деятельности и компетенции обеспечивать экономическую безопасность и соблюдение экономических интересов Российской Федерации.

Одной из важнейших функций ГТК РФ является разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил и законодательства о налогах.

Анализ практики таможенных органов показывает, что наиболее спорные ситуации возникают при конфискации товаров и транспортных средств за нарушения таможенных правил (НТО)1. Обращение товаров в федеральную собственность на основании постановлений по делу о НТП, вынесенных в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, происходит в двух случаях: в результате их конфискации у лица, перемещающего товары, и конфискации у собственника этих товаров, если он сам их перевозит либо пользуется ими в нарушение установленных таможенных правил.

В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).

Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.

Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ «дело о на- рушении таможенных правил, в случае привлечения к ответственности лица, рассматривается таможенным органом РФ, должностное лицо которого вело производство по этому делу».

К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём. Как известно, уголовное дело в отношении юридического лица не может быть возбуждено. В соответствии же с таможенным законодательством дело в отношении юридического лица при наличии признаков правонарушения заводится с момента составления протокола о НТП.

Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: дисциплинарное; гражданско-правовое; уголовное.

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административное правонарушение (проступок) — негативное социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

Читайте также:  Заявление о снятии с учёта ИП как плательщика ЕНВД

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности административно-правового принуждения в таможенной сфере.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

— определить сущность административно-правового принуждения;

— выявить основания административного принуждения;

— описать правомочия таможенных органов;

— проанализировать виды административного принуждения в таможенной сфере .

Были проанализированы работы С.В. Халипов, Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Бакаева О.Ю, В.C. Аракчеев, Федорова М.Ю. Шайхатдинова В.Ш. Якушева Л.П .

Тема 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Поскольку мы ведем речь в данной статье именно о мерах административного характера, то следует сделать акцент на том, что ни применяются не всегда: их применение целесообразно лишь в том случае, когда нет оснований привлечь виновных лиц к более серьезному виду ответственности – уголовной.

К таким сферам, в том числе относятся налоговые и таможенные правоотношения, в которых государство имеет исключительную компетенцию по установлению и взиманию налогов, таможенных платежей, а также по осуществлению контроля в рассматриваемых сферах в отношениях между государством с одной стороны и гражданами (юридическими лицами) с другой.

Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

Одним из таких способов является принуждение, при котором полезное или желаемое поведение лица обеспечивается путем применения или угрозы применения насилия в отношении лица, поведение которого не соответствует установленным правилам.

Цели административного наказания сформулированы в ст. 3.1. КоАП РФ как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В статье рассмотрены меры административно-правового принуждения, применяемые таможенными органами и их должностными лицами.

Меры административного воздействия

  • Меры административного правового воздействия, принимаемые органами федеральной службы безопасности.
  • Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей.
  • Виды воздействия:
  • Методики:
  1. экономические
  2. административные

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.

  1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ.
  2. Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.
  3. Направлено на неподчинённые им объекты.
  4. Носят властный, активный характер.
  5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия.

Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами.

ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков.

Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка.

В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления:

  1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики:
  2. разъяснение
  3. обоснование
  4. обсуждение
  5. внушение
  6. поощрение
  7. показ положительных примеров

Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности.

  1. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.

Виды принуждения:

  1. Меры предупреждения
  2. Меры пресечения
  3. Иные меры
  1. Меры предупреждения ОФСБ :
  1. — отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам — прекращение, аннулирование согласия на допуск — приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами — заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ
  2. — закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства

Институт административной ответственности традиционно рассматривается как составная часть административного права. Огромное влияние на его формирование оказывали политический строй, экономические и социальные условия развития страны, политический режим, уровень правовой культуры населения, состояние правопорядка и другие составляющие.

Обращение к истории института административной ответственности в сфере таможенного дела весьма полезно, так как помогает наглядно представить, как развивалось российское законодательство, сориентироваться в характере и особенностях эволюции основных правовых институтов и норм, понять и выявить тенденции этого процесса.

История таможенных обложений включает знания о развитии древней Руси, установлении таможенных правил, формировании законодательства о таможенном деле. К сожалению, не сохранилось документальных источников и иных документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения и привлечении к ответственности за несоблюдение правил о взимании платежей.

К вопросам об истории таможенного обложения и привлечении к ответственности обращались исследователи XIX в. (Осокин Е. В. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850; Ладыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886 и другие). Не меньший интерес эта тема вызывает у современных российских ученых. Стоит обратить внимание на исследования, например, Гречкиной О. В. История развития административной юрисдикции таможенных органов России: XX век. Довоенный период // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. Выпуск № 7 (266). 2012; Сафоненкова П. Н. Генезис административного принуждения, применяемого таможенными органами // Административное и муниципальное право. 2016. № 9; Старовойтовой Е. Н. и др. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебное пособие. СПб., 2012; Чернявского А. Г. Таможенное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016.

Таможенные обложения были разнообразными. Россия активно торговала плодами земледелия и ремесел как с соседними княжествами, так и дальними странами. В VI в. произошло объединение русских княжеств вокруг Москвы. Это время связывают с установлением общих правил взимания фискальных платежей (таможенных и иных) и установления ответственности за их неуплату (несвоевременную уплату). К пошлинам относили, в первую очередь, мыт: от 1 до 3 денег (0,5–1,5 копейки с воза). В зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта – посаженное. Если купец объезжал мытную заставу, взимался двойной штраф с воза – промыт, а с купца как с личности – дополнительный штраф – заповедь. С находившегося на возу, ладье, дощанике человека взималась годовщина – от 0,5 до 6 денег в разных местностях. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. При возвращении купца с его людьми после распродажи товара с них кое-где взималась разновидность годовщины – задние калачи – по 0,5 деньги с человека. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытниками, а мостовщиками и перевозчиками: с пешехода – по 0,5, с конного – по 1, с телеги с лошадью – от 2 до 4, а на обратном пути – по 2 деньги[2].

Все, кто уклонялся от уплаты мыта, подлежали наказанию кнутом и вносили промыт. Наиболее широкое применение в XVI–XVII вв. получила штрафная пошлина – заповедь. Так, за неуплату пошлины при продаже-покупке лошади предполагалась уплата заповеди. Заповедь взималась также в случаях складирования товаров не на гостином дворе, а в домах частных лиц. В этом случае штраф платили и хозяин товара, и тот, кто поместил товар на своем дворе. Заповедь платили за продажу «померного» товара, например, зерна, без предварительного определения меры; за попытку избежать весчей пошлины; за неявку товара на таможню. В последнем случае предполагались и иные штрафы – протаможье и протамга[3].

В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мытов, а вторую половину передавать в казну.

Контроль ввоза-вывоза товаров из соседних государств, установление системы органов, отслеживающих уплату торговых мытов, опосредовали возникновение контрабанды. В этом случае история сохранила письменные факты о жестоком избиении и всенародном осрамлении контрабандистов табака. За кормчество – контрабандный ввоз спиртных напитков – не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги[4].

Активную торговую политику с иностранными государствами проводил Петр I, который выход к Балтийскому морю ознаменовал принятием в 1699 г. таможенного Указа о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков (это был один из первых актов Петра I). Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия.

Для того чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, Петром I укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. Всего было возведено 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. Указ 1723 г. предусматривал: «…на дорогах учредить крепкие заставы, малые дороги завалить лесом или перекопать рвами и всех едущих стороной от застав наказывать изъятием того, с чем они будут взяты». Запрещенный к провозу через границу товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков[5].

Екатерина II стремилась продолжить политику Петра I. В 1782 г. она учредила таможенную стражу на западной границе в виде «особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров»[6]. Но охрана таможенных постов не была сосредоточена в рамках одного государственного органа. Екатериной II была создана система надзорных органов, которая состояла из таможенных надзирателей – по одному на каждые десять верст. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям[7].

Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей. Также Екатериной II начала вводиться система запретов и ограничений в торговле товарами с иностранными государствами, а также повышенные пошлины в отношении отдельных видов товаров, ввозимых из-за границы, установлены таможенные тарифы. Следует заметить, что проводимая жесткая протекционистская таможенная политика способствовала развитию промышленного производства в России и защите производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных промышленников и торговцев товарами. В середине XIX в. стала проводиться политика либерализации торговли с иностранными государствами.

В 1819 г. был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную стражу. Позже она была преобразована в пограничную стражу Министерства финансов. С юридической точки зрения, важным достижением этого документа стало уточнение понятия контрабанды. Контрабандой признавался не только провоз или пронос товаров через границу помимо таможни, таможенного поста, но и неотражение в поданных на таможню объявлениях и иных документах товаров их владельцами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *