Социальная адаптация ребенка это мероприятия по восстановлению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная адаптация ребенка это мероприятия по восстановлению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад — новый период в жизни.
Таблица соответствия мероприятий, указанных в ИПРА, наименованию социальных услуг согласно стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.15 № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг в новой редакции».

Ребенок изначально хороший.

Все его побуждения и мотивации изначально правильные, направленные на удовлетворение своих потребностей. Взрослые, такие мудрые и умные, которым они, вообще-то изначально доверяют и ХОТЯТ их слушаться, должны понимать истинные потребности ребенка и давать возможности для их реализации или показывать путь, как эти возможности взять самому.

Вообще оценочная система хороший-плохой, весьма относительна. Когда я спрашиваю родителей: «А что вы хотите получить в конечном итоге?» Я слышу – добрый, послушный, целеустремленный, самостоятельный и бла-бла-бла. Этакий Плюс Плюсович Плюсов. Еще один отличник боевой и какой-то там еще подготовки. Давайте зайдем с другой стороны.

Доброта граничит с жертвенностью. Целеустремленность с подлостью, послушание с унижением. И грань очень тонкая. У каждой монеты есть две стороны.

У ребенка нет «плохих» проявлений. Есть адекватные и неадекватные. Все человеческие качества даны человеку, как инструменты для взаимодействия с этим миром.

Повторюсь – нет хорошо-плохо, есть адекватно-неадекватно.

Жадность прекрасное качество, когда нужно отстоять свое. Врать тоже надо уметь, когда хранишь секреты, например. Да и кто из вас не врал ни разу в жизни? Хотя бы самому себе))) Что еще? Агрессивность? Когда надо защищать себя и близких, то не грех и в морду дать.

Все «плохие» качества на самом деле не плохие. И не хорошие. Они никакие. Они просто есть по факту в нашем дуальном мире. А вот использование их может быть просто неадекватным.

Ну а теперь ребенок… Ребенок изначально хороший, как мы обозначили. И он учится жить в этом мире. Учится, применяя все доступные для него инструменты взаимодействия с ним и выбирает те, с помощью которых он достигает быстрых и эффективных результатов, согласно своим целям.

Адаптация пятиклассников к школе

Говоря об адаптации ребенка к школе, невозможно оставить без внимания сложный процесс перехода детей из начальной школы в среднюю. Если родители первоклашек, отправляя свое чадо в первый класс, знают, какие трудности приходится преодолевать ребенку, то родители пятиклассников не догадываются о сложностях адаптации своих детей к новым условиям.

  1. В начальной школе они были самыми старшими, а придя в среднюю, оказались самыми маленькими, что меняет их статус, и с этим сложно мириться.
  2. Ставшая второй мамой — первая учительница уже заботится о новых первоклашках, а пятиклассники чувствуют себя покинутыми.
  3. Незнакомые предметы и новые учителя, каждый со своими требованиями — все это вызывает тревожные чувства и неуверенность.
  4. Формируются новые классы, приходят новички, с которыми могут устанавливаться сложные отношения.

Часто адаптация пятиклассника проходит легко и безболезненно:

  • приходит с хорошим настроением из школы
  • идет на занятия без уговоров
  • самостоятельно выполняет домашнее задание, в редких случаях просит помощи
  • изучение школьной программы не вызывает у него трудности
  • у него много друзей, активно участвует в жизни класса

Если все прямо в поведении ребенка наоборот, значит, возникли трудности адаптации, ему нужно помочь. Старайтесь разговаривать как можно больше с ребенком, ведь только так есть возможность узнать, что его беспокоит и постараться решить с ним все проблемы вместе.

Адаптация в мире с рождения до года

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» — необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

Принципы реабилитации

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Центры социальной реабилитации инвалидов

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Читайте также:  Авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал 2023

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.

Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.

А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?

Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок?

Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!

Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Детские дошкольные учреждения — один из вариантов учреждений воспитательного типа, которые были созданы государством или частными лицами для воспитания в детях социальности в дошкольном возрасте. Детский сад — одно из таких учреждений.

Деятельность коллектива детского сада направлена на подготовку (как педагогическую, так и психологическую) поступающих сюда детей, а также их родителей. Главная цель — развитие индивидуальности ребенка, организация его психологического состояния, помощь в преодолении проблем, связанных с общением, и воспитание личности, достойной жить в обществе.

Воспитательные организации в процессе социализации детей играют неоднозначную роль. Действительно, с одной стороны именно в их стенах происходит подконтрольная социализация детей. С другой же стороны, можно отметить, что, как любые общности, они оказывают сильное влияние на своих членов, и порой оно разнится с общими ценностями и нормами, выделяемыми в процессе социального воспитания.

Главные задачи детского сада по отношению к дошкольнику — это:

  • приобщение ребенка к культуре общества;
  • создание располагающих для развития условий;
  • отлучение от взрослых.

“Задумывались ли вы когда-нибудь, какие задачи должна решать школа? Научить ребенка писать, читать, таблице Менделеева и склонению существительных? Вот и я так думала, что школа должна давать знания. Но мало кто задумывается, что школа должна при этом научить ребенка эти знания брать. У ребенка огромный познавательный интерес. Он хочет быть хорошим, умным, взрослым. Готов слушаться мудрых взрослых и учителей.

Есть еще одна задача школы, от которой она всячески открещивается, но все этого ждут по умолчанию – это социальная адаптация. Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы. Родители первичны и фундаментальные представления о мире ребенок получает в семье. Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных…”

Елизавета вполне обоснованно, и спорить тут наверное с ней никто не будет задается вопросом: А все ли учителя уважаемы и безопасны? Ведь

“Ребенок живет чувствами, принимая мир по факту(безоценочно) и живет он быстро. Если он оказывается в ситуации несправедливости, которая не соответствует его ощущению правильности, он проживает боль, обиду, злость, унижение и прочее молниеносно, практически сразу, как событие произошло. При этом стараясь быстро забыть это, потому что для него это, во-первых, некомфортное состояние, а во-вторых, он хочет быть хорошим и на фасад родителям будет выносить то, что сделает его хорошим в их глазах. Меня всегда веселят разговоры взрослых:” Я своей дочери сказала, что если что будет в школе не так, чтобы она обязательно мне рассказала, я за нее заступлюсь и во всем разберусь!» Ну откуда, скажите ради Бога, ребенок знает что так, а что не так? Вот если мальчик обижает, то она, когда будет совсем невмоготу расскажет, потому что к 7 годам она знает, что драться, это «не так». А если учитель сделает что-то такое, что больно цепанет вашего ребенка, несправедливо рассудит конфликт или просто проигнорирует просьбу, разве ребенок знает, что это «не так»? Нет, он думает, что учитель все делает «так» и постарается забыть, решив, что он неправильный. Ребенок не может, как взрослый заниматься самоанализом, отследить, идентифицировать, а уж тем более ясно изложить свои чувства в той или иной ситуации. Это навык, которому его учит взрослый сопровождая и отслеживая чувства ребенка и облекая их в слова, давая им выход и демонстрируя выход из ситуации.

Поэтому не ждите, отдавая в школу ребенка, что с его слов вы будете контролировать процесс. Вы сможете понять, что же там происходит только по результатам.”

Как пример, история из моего детства. …Конец 80-х в стране ж…, мне 3 года. В детский сад меня отдали в 1,5 и мама туда же устроилась работать. Помню, что воспиталка И.Ю. мне категорически не нравилась и ходить к ней я не хотела. Мама мне так и говорила “Если что не так ты мне скажи я с ней поговорю и вообще я тут рядом и пр..” Ничего я конечно вразумительного сказать ей не могла. Но вот однажды папа маме подарил клипсы, они были такие красивые, так они мне нравились! Что через пару недель я тайком от родителей в коробке из под спичек в кармашке детского платья принесла их в детский сад. И.Ю. быстро обнаружила их у меня и пригрозив пальчиком забрала. Вы наверное можете себе представить с каким ужасом я ждала вечера и разбора полетов: “Зачем взяла? Почему без спроса? Ты знаешь сколько они стоят? А если бы ты их потеряла?”. Но его не случилось ни вечером, ни на следующий день, вообще никогда. Уважаемая И.Ю. “хорошая, просто строгая” не вернула клипсы маме. Чувство вины за эту потерю, а больше за то, что я не нашла в себе силы рассказать родителям о случившимся, живо во мне до сих пор.

Важность социальной адаптации ребенка

Особенности социальной адаптации детей значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить навыки общения, которые позволят вести себя в соответствии с принятыми правилами и нормами, при этом не исключая свои потребности и учитывая личные качества, что поможет грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность достигать своих целей.

Адаптационные возможности ребенка связаны с множеством факторов, здесь имеют значение и особенности его нервной системы, состояние его здоровья, и социальное окружение, эмоциональная атмосфера в семье, и родительская социальная адаптированность.

Приход ребёнка в мир сразу включает его в какие-либо отношения. Если близкие люди отзывчивы, реагируют на потребности ребенка, интересуются им, то его чувство удовлетворения и безопасности укрепляется и формируется так называемое «базовое доверие к миру», как основа отношений с ним. И это однозначно способствует благополучной адаптации в дальнейшем, поскольку связано с внутренней установкой о собственной ценности и вере в других людей.

Важные этапы социализации ребенка

В начале жизни организация знакомства с той средой, в которой ребенку предстоит жить, лежит на членах его семьи, родителях. Это: рассказ и описание всего, что видится и слышится вокруг во время прогулки и дома, налаживание общения с родственниками и друзьями семьи, обеспечение возможности исследовать, изучать окружающий мир при безусловной гарантии получить надежную защиту при необходимости. По мере взросления, ребенку необходимо все большее пространство для освоения мира и людей, он смело или осторожно изучает все, что окружает его. И здесь от родителей требуется определенная мера доверия, спокойствия и принятия ребенка с его интересами и потребностями. Вместе с родителями ребенок вступает во взаимодействие или наблюдает отношения родителей с другими людьми: близкими или не очень родными, соседями, работниками магазинов и поликлиник, и очень важно, как выстраиваются эти отношения, доброжелательны ли они. Это также важный кирпичик в основании благополучной социальной адаптации. Безусловно, наличие правил в семье и общее их соблюдение, наличие братьев и сестёр у малыша или большой семьи с бабушками и дедушками и, как следствие, его встроенность в сложную систему отношений – дает возможность для развития разнообразных моделей поведения и значит помогает сформировать эффективные адаптационные механизмы.

Читайте также:  Нерестовый запрет 2023 в Беларуси (сроки, штрафы, ответы на вопросы)

Далее, важно создать ребенку условия для общения со сверстниками, это игровые площадки, дети друзей, детский сад. Здесь важно обеспечить возможность взаимодействия, предложить варианты адекватной реакции на сложные, конфликтные ситуации в общении, и при этом дать шанс ребенку самостоятельно разобраться и решить вопрос. Социальный мир широк, ребенку необходимо научиться выстраивать отношения разной степени близости и глубины: общие игры, первая дружба.

Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок мало знает о мире, о действующих в нем механизмах, поэтому не имеет устойчивого и гибкого способа реагирования в той или иной ситуации. Даже если ему предложить модель поведения в одном случае, он может применить ее неуместно или вообще забыть. Юный возраст часто сопровождает эмоциональная незрелость и нестабильность, что также усложняет процесс адаптации. Конечно же от родителей ожидается введение ребенка в социум, с объяснением ему правил поведения, знакомством с принятыми в обществе понятиями о «добре» и «зле». Однако, для того чтобы понимать и чувствовать нормы поведения в различных типах общества, ребенку нужно лично взаимодействовать с большим количеством людей, что позволит ему освоить и развить навыки коммуникации.

Важную роль в процессе социальной адаптации дошкольника играют детские учреждения: различные образовательные, спортивные, творческие площадки, детский сад. Внимание к интеллектуальному, духовному, культурному развитию способствует, в том числе и социализации, так как включает ребенка в разнообразные отношения с разнообразными же нормами поведения и ожиданиями от него.

Что такое социальная адаптация для детей с ограниченными возможностями?

Проблема недееспособных детей является достаточно актуальной в большинстве стран мира. Главной целью является полноценное воспитание несовершеннолетних инвалидов.

Правительством Российской Федерации ежегодно разрабатываются новые методики для наиболее комфортной адаптации, которые помогают тысячам детей осваиваться в окружающей среде.

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями во всем мире составляет три процента об общего количества несовершеннолетних.

Дети с ОВЗ – это лица, не достигшие восемнадцатилетия, которые имеют присвоенную медико-социальной комиссией группу инвалидности. Такие дети требуют особого ухода, получения образования и развития в социуме.

Понятие детей с ограниченными возможностями определяет несовершеннолетних, имеющих следующие отклонения:

  • Слуховые;
  • Зрительные;
  • Опорно-двигательные расстройства;
  • Речевые дефекты;
  • Интеллектуальные расстройства.

Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Федеральными нормативно-правовыми документами определены некоторые этапы и условия, на который вводится адаптация недееспособного ребенка в социуме, что приведены в таблице ниже.

Понятие Характеристика
Уравновешивание Является минимальным показателем процесса адаптации к новым условиям. На данном этапе происходит ознакомление с новой окружающей средой. Здесь ребёнок с ограниченными способностями рассматривает новых детей и налаживает с ними связь.
Псевдоадаптация Определяется как привыкание к окружающей среде внешне, но непринятие её на психологическом уровне. Это может происходить по причине разных убеждений, интересов и других разногласий между ребенком с ОВЗ и другими детьми. Ребёнок не понимает, как ему поступать в неясных для него ситуациях, отвергая постороннюю помощь и дружеские отношения, придерживаясь первоначальным принципам.
Приноровление На данном этапе происходит принятие системы ценностей и убеждений нового окружения. Как пример, одна из сторон идет на уступки по отношению к другой.
Уподобление Полное психологические и физическое привыкание ребёнка, соответственно новых социальных условий.

Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями

При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.

Причина Характеристика
По причине недееспособности Данная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата.
По психофизиологическим параметрам Таковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент.
При значительных нарушениях физического здоровья Не редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему.
При значительных расстройствах психики Не позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников.
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностями Как пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д.
Ограничение действий ребенка Если несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников.
Окружающая среда Дети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде.
Различные психические нарушения Провоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка.

Создание условий для успешной адаптации детей из неблагополучных семей

Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

  • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
  • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
  • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
  • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
  • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.


  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6
  • Дата публикации 15.01.2014
  • Раздел Педагогические науки
  • УДК 379.8.09

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада

    Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад. Реализация программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста.

    дипломная работа [191,6 K], добавлен 05.01.2014

  • Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьёй

    Понятие социально-психологической адаптации у детей в приемных семьях, деятельность социального педагога. Социально-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье.

    курсовая работа [389,6 K], добавлен 21.08.2015

  • Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

    Основные показатели успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. Диагностика эмоционального состояния детей в период их привыкания к детскому саду. Методические рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к условиям детского сада.

    курсовая работа [70,5 K], добавлен 22.03.2015

  • Адаптация дошкольников к условиям детского сада

    Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Формы адаптации, организация работы в адаптационный период. Этапы адаптационного периода, принципы и критерии успешной адаптации. Подходы к адаптации детей раннего возраста.

    курсовая работа [143,0 K], добавлен 24.03.2011

  • Театральные технологии как средство социально-культурной адаптации детей

    Социально-культурные технологии адаптации детей в условиях столичного мегаполиса. Использование театральных технологий как средства развития личностного и творческого потенциала детей с ограниченными возможностями и коррекции имеющихся у них нарушений.

    курсовая работа [556,4 K], добавлен 09.04.2015

  • Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы

    Особенности социализации и адаптации личности в современном обществе. Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей. Особенности детей из социально неблагополучных семей. Социальная поддержка детей группы риска в условиях школы.

    дипломная работа [82,4 K], добавлен 22.11.2009

  • Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогические условия организации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика понятия «адаптация», и факторы влияющие на неё. Формы работы по организации процесса успешной адаптации ребенка к новым условиям.

    курсовая работа [54,8 K], добавлен 03.02.2009

Читайте также:  Как ресторану или кафе открыть летнюю веранду в Москве

Социальная адаптация – это способность человека жить в социуме, выстраивать с окружающими людьми правильные и уместные отношения, умение вести себя в обществе соответственно особенностям ситуации. То есть если процесс социализации прошел успешно, то индивид сможет комфортно чувствовать себя в окружении любой компании, независимо от возраста, пола, профессии и прочих параметров составляющих ее людей.

«Социально-психологическая адаптация детей в новом коллективе (среде)»

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны

Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса

К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

  • Занятия с детьми
  • Консультации для воспитателей ДОУ
  • Сценарии мероприятий
  • Работа с родителями
  • Физ. развитие
  • Методические разработки
  • Документация ДОУ
  • Тематические статьи
  • Проектная деятельность в детском саду
  • Планирование образовательного процесса в ДОУ
  • Мастер-классы
  • Методическая работа в ДОУ
  • Дополнительное образование
  • Исследовательская деятельность
  • Развивающие игры для детей
  • Предметно-развивающая среда
  • Образовательные программы ДОУ
  • Логопеду
  • Детское творчество
  • Бланки
  • Своими руками
  • Подвижные игры
  • Презентации
  • Родителям
  • Сказки, рассказы
  • Авторские стихи
  • Видео

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше. Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни. К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей. Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

Справка! Социальная реабилитация и адаптация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление ранее утраченных либо отсутствующих социальных связей в результате инвалидности.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *