Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному исполнению своих решений.
Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):
Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.
Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.
Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.
Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.
Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.
При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.
Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.
После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.
Налогоплательщик имеет право в течение трёх следующих месяцев провести обжалование действий налоговых органов в арбитражном суде. Если полагает, что акт или решение:
- препятствует экономической деятельности;
- незаконно возлагает обязательства;
- нарушает собственные права.
Обжалование актов налоговой проверки
- Подготовка к налоговой проверке.
- Сопровождение – когда налоговики уже у Вас.
- Оспаривание результатов налоговой проверки.
Что надо знать о подаче жалоб
Сроки подачи возражений, жалоб, а также заключения по ним регулируются несколькими документами:
- В Налоговом кодексе содержатся положения, которые регулируют проверки во время ликвидации компании, или если она не осуществляет деятельность более 12 месяцев подряд
- Президентский Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» регулирует плановые проверки, проверки во время процедуры банкротства, по поручениям правоохранительных органов, по заявлениям плательщиков, по вопросу возврата НДС и др.
Как обжаловать в суде решения налогового органа
В п.2 ст. 138 НК РФ сказано, что вы имеете право обратиться в суд в перечисленных ниже ситуациях:
- Налоговым органом в установленные сроки не было принято решение по жалобе, которую вы подали. Этот момент зафиксирован в п.6 ст.140 НК РФ;
- На поданную вами жалобу в вышестоящий налоговый орган пришел отрицательный ответ;
- Вы приняли решение обжаловать акт налогового органа, который был принят по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).
Административное исковое заявление на ваше усмотрение подается в районный суд по месту нахождения налогового органа, который принимал оспариваемое вами решение. К примеру, по месту, где находится имущество, в отношении которого вам с ошибками исчислили налог и так далее. Или заявление можно подать по месту вашего жительства. Эти моменты прописаны в п.2 ч.2 ст.1, ст. 19, ч.1 ст. 22, ч.1,5 ст. 218, ч.3 ст. 24 КАС РФ.
Для данной процедуры установлен срок – это три месяца (п.4 ст. 138, ст. 142 НК РФ; ч.1 ст.219 КАС РФ):
- Со дня, когда истек срок принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), который установлен п.6 ст.140 НК РФ;
- Со дня, когда вы получили информацию о том, что налоговый орган принял решение по вашей жалобе (апелляционной жалобе).
Если у вас есть уважительные причины, то срок, в течение которого вы имеете право обратиться в суд, может быть восстановлен в суде. Этот момент прописан в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, ч.1 ст. 95, ч.5,7 ст. 219 КАС РФ.
Если вы обращаетесь в суд с административным исковым заявлением (жалобой), то вам понадобится уплатить госпошлину. Это сказано в с.103, ч.1 ст. 104 КАС РФ; пп.1 п.1 ст. 333.18 НК РФ.
За что может быть штраф от ИФНС
Как мы уже сказали выше налоговыми органами проводится специальная проверка, после которой как раз и может наступать штраф от налоговой.
Данные проверки могут проводится в нескольких видах:
- 1) Камеральная проверка – проводится налоговым органом прямо на месте, когда лицо подает декларацию по конкретному виду обязательных платежей. Стоит уточнить, что такие проверки проводится с определенной регулярностью, причем их проверка может затягиваться на несколько месяцев. Если такая проверка показала, что особых нарушений выявлено не было, то лицо прошло проверку и все нормально, данные заносятся в базу. Если же все-таки какие-то нарушения были найдены, например, в виде ошибок, которое лицо к тому же не исправило во время проверки и не дало никаких пояснений, то тогда будет вынесен акт, в котором будут показаны данные нарушения. Налоговой инспектор в соответствии с Налоговым Кодексом оформляет этот акт в срок до десяти дней.
- 2) Выездная проверка – налоговые органы посещают место нахождения лица. Такая проверка осуществляется на чаще, чем раз в год по одному виду налога. По разным видам налога она не может быть чаще, чем 2 раза в год. Когда проводится такая проверка всегда выносится определенный акт. Перед тем как осуществляется данная проверка составляется специальный документ вообще о проверке. Чтобы подготовить акт о результатах проверки дается срок в 2 месяца с того момента, как была проведена проверка и составлен вышеупомянутый документ.
Оспорить через жалобу или суд
Есть два способа обжалования акта налогового органа.
- 1) Итак, первым способом является внесудебный порядок. Для этого лицо должно пожаловаться в вышестоящий налоговый орган. В итоге дело приостанавливается и пока идет разбирательство привлечь к ответственности невозможно. В это время обжалуется решение, не вступившее в силу.
Если этот акт принят, но не вступил в силу, то как указано выше все производство приостанавливается, пока не будет принято какое-то решение вышестоящим органом.
Вышестоящий орган может отменить решение, изменить, либо оставить таким как было. Эффективность подачи жалоб в вышестоящие органы неоднозначны, когда-то в одних и тех же ситуациях может быть принято решение в пользу лица, а в каких-то в пользу налоговых органов, проводивших проверку.
Стоит уточнить, что если лицо пропустило срок на то, чтобы обжаловать решение, то он все равно имеет право на обжалование. Здесь тогда он направляет не апелляционную, а обычную жалобу все туда в вышестоящий орган. Эта жалоба уже подается по решениям, вступившим в законную силу, то так как оно вступило в силу, то оно уже исполняется, а значит штрафу вы уже подвергаетесь. Поэтому, когда идет подача данной жалобы лучше вынести отдельное ходатайству об приостановлении исполнения, но это ходатайство одобряется или отклоняется по собственному решению налогового органа.
Если внесудебный порядок не помог, то ничего не остается, как обращаться в суд, где все, конечно же, становится несколько сложнее и требуется определенный опыт и знания в этой сфере для того, чтобы добиться определенного результата. В конечном итоге возможно понадобится привлечение юриста, который разбирается в налоговых правоотношениях, так как сам человек может просто не справиться с судебными процессами и быть привлечен к ответственности, даже если он прав, но не смог доказать свою правоту.
- 2) Обжалование через суд Обжалование решений налоговых инспекций можно производить и путем обращения в арбитражный суд. Это самый эффективный способ. Подача жалоб в вышестоящие налоговые инстанции зачастую лишь затягивает время, не давая желаемых результатов. То есть для того чтобы обратиться с заявлением в суд, совсем нет необходимости «обивать пороги» вышестоящих налоговых органов. Заявление можно подать в арбитражный суд непосредственно, минуя налоговиков. Судебное обжалование происходит в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Индивидуальный предприниматель подает заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, в котором излагает все обстоятельства дела и свои мотивированные возражения. Однако следует учитывать, что в полной мере это право предпринимателей действует лишь до 1 января 2009 г. После указанной даты вступает в силу норма об обязательном досудебном предварительном порядке обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Ходатайство об обеспечении Индивидуальный предприниматель, обратившийся в арбитражный суд либо в налоговый орган с ходатайством об обеспечении иска / жалобы в виде приостановления исполнения решения о привлечении к ответственности, должен обосновать необходимость принятия обеспечительных мер и представлять доказательства, подтверждающие его доводы.
Блокировка платежных систем и карт
И самый главный подводный камень – это конечно же блокировка платежных систем и карт. Если вы активный P2P-трейдер, рано или поздно, вашу платежную систему или карту, по которой вы торгуете заблокируют с вероятностью 99.9%. Некоторые платежки и банки относятся к блокировкам более снисходительно, но на таких по опыту меньше спрэд, поскольку больше конкуренция. Другие напротив – очень агрессивно, но здесь более сладкий спрэд как вы понимаете. В P2P сообществах поговаривают, что меньше всех блокировок приходится на Tinkoff, лично не знаю. Но YooMoney меня заблокировали спустя 10 дней активной торговли. За 10 дней я смог сделать оборот по счету ЮMoney в размере полутора миллиона рублей, имея на балансе 50 тысяч рублей. Печально. Однако тех. поддержка ЮMoney отвечала очень быстро, объяснила причину блокировки, ссылаясь на пункт 4.21.8 своего оффера, цитирую:
Соглашение об осуществлении переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием сервиса ЮMoney
4.21.8 “Клиент не вправе использовать кошелек для осуществления противоправных действий, в том числе:
для систематического аккумулирования и дальнейшего распределения денежных средств среди нескольких получателей/систематического перевода на собственные реквизиты/получения наличных денежных средств/иных операций, имеющих признаки транзита”
В ответном письме я объяснил от куда такой оборот. Разрешили написать заявление на перевод остатка на счет в банке. Расторгли договор и перевели деньги в течении 2-3 дней.
А учитывая то, что пару дней назад ЦБ разослал методичку с рекомендациями по блокировке физических лиц, то без сомнений можно сказать, что зарабатывать через P2P-обмен будет еще сложнее.
Досудебный порядок обжалование штрафа ИФНС
Налоговая привлекает за налоговые нарушения к ответственности лиц, вынося соответствующие решения и назначая штрафы. Решение налоговой может быть оспорено лицом в вышестоящий орган и/или в суд. Каков порядок оспаривания штрафа?
Оспаривание в вышестоящий орган: необходимо подготовить апелляционную жалобу или просто жалобу (далее по тексту – жалоба) в налоговую, при этом в орган вышестоящий. Апелляционная жалоба касается обжалования решения налоговой, которое не вступило в силу (срок вступления 1 месяц, когда решение было вручено лицу).
- жалоба составляется на решение налоговой, которое вступило в силу. Жалоба должна быть подана в течение 1 года.
- после подготовки жалобы она должна быть направлена или подана через орган, где зарегистрирован налогоплательщик, т.е. не надо направлять сразу жалобу в вышестоящий орган.
- вышестоящий орган, рассмотрев жалобу, принимает по ней решение в пользу лица или отказывает в удовлетворении жалобы. Принятое налоговой решение направляется или вручается лицу в течение 3-х рабочих дней.
Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры
Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).
В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Судебное обжалование действий/бездействий должностных лиц налогового органа
Только после получения (неполучения в срок) решения по жалобе вправе направить заявление в арбитражный суд.
Заявление подается не позднее трех месяцев после получения решения налогового органа по жалобе.
Суд может восстановить срок, если признает причины уважительными.
Внимание! для ИП уважительными причинами признаются болезнь или длительные командировки. Что касается организаций, то нахождение в командировке, отпуске или на больничном руководителя, юриста, иного должностного лица не является уважительной причиной (Постановление ВС РФ от 30.06.2020 №12).
Если вы не обжалуете решение, а только требуете вернуть излишне взысканный налог, пени, то обращайтесь сразу в суд.
Вам может быть интересно: Жалоба на бездействие: как написать и направить
На чье имя составлять
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
Акты налоговых проверок
Первое, на что следует обратить внимание, — к ненормативным правовым актам, подлежащим обжалованию, не относятся акты налоговых проверок. Об этом также сказано в п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ N 5: содержащееся в ст. ст. 137 и 138 НК РФ понятие акта, подлежащего обжалованию, отлично по своему значению от понятия акта, указанного в ст. ст. 100 и 101.1 НК РФ.
Данное разъяснение полноценно воспринято нижестоящими судами.
Судебная практика. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.04.2012 по делу N А12-12971/2011 указал, что акты об обнаружении фактов, которые свидетельствуют о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ), не могут быть обжалованы. Дело в том, что они составляются рядовыми сотрудниками налоговых инспекций, а не руководителями (заместителями руководителя) ИФНС, как того требует Постановление Пленума ВАС РФ N 5.
В 2010 г. сложившаяся по рассматриваемому вопросу судебная практика была оценена Конституционным Судом РФ.
Судебная практика. В Определении от 27.05.2010 N 766-О-О КС РФ подчеркнул, что акт налоговой проверки, как следует из положений ст. 100 НК РФ, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта ИФНС принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговой инспекцией требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
Повторное обжалование
И наконец, последний аспект, который хотелось бы затронуть в связи с рассмотрением особенностей обжалования ненормативных актов налоговых органов, — повторное обжалование ненормативных актов по иным основаниям. Встречаются ситуации, когда налогоплательщики, неудачно оспорив в вышестоящем налоговом органе или в суде ненормативный акт инспекции, находят новые основания для признания его недействительным и подают повторную жалобу.
Судебная практика. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.06.2012 N 17292/11 по делу N А76-23228/2010 установил преграду распространению такой практики. Арбитражный суд надзорной инстанции отметил, что повторное обжалование ненормативного акта налогового органа препятствует рассмотрению этой жалобы в суде, поскольку в данном случае имеет место спор между теми же лицами по тому же предмету и по тем же основаниям, что и в предыдущем споре. В силу ст. 150 АПК РФ данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу.
Более того, Президиум ВАС РФ указал, что при противоположном подходе по существу была бы допущена возможность ревизии вступившего в законную силу судебного акта по предыдущему спору путем инициирования повторного процесса оспаривания ненормативного акта со ссылкой на иные мотивы и доводы о нарушении налоговым органом иных норм материального права, помимо приведенных налогоплательщиком при первоначальном обращении в суд.
Срок подачи ходатайства об отмене штрафа в налоговую
Практически любое взыскание от налоговых служб можно облегчить. Не все знают о том, что можно подать ходатайство в налоговую инспекцию о снижение штрафных санкций, в котором следует перечислить обстоятельства, смягчающие наказание.
Такое действие часто позволяет значительно снизить сумму штрафа.
- Нарушение сроков предоставления документов,
- Намеренное занижение доходов в декларации либо наличие ошибок при расчетах,
- Сокрытие информации.
- Отсутствие злого умысла в совершении действия,
- Добросовестность налогоплательщика, своевременная уплата налогов и сдача отчетности,
- Первое привлечение к налоговой ответственности,
- Документальное подтверждение наличия финансовых обязательств и задолженности по ним,
- Наличие переплат по другим видам налоговых сборов,
- Уплата долгов до вынесения решения о привлечении к ответственности,
- Несоразмерность штрафных санкций и самого поступка,
- Незначительна по времени просрочка,
- Наличие форс-мажорных обстоятельств,
- Для ИП таким обстоятельствами так же могут стать преклонный возраст, наличие на попечении иждивенцев, болезнь, либо инвалидность.