Статья 1254 ГК РФ. Особенности защиты прав лицензиата

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 1254 ГК РФ. Особенности защиты прав лицензиата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Защита прав лицензиатов в рамках лицензионной сделки

Если права лицензиата нарушаются в рамках лицензионной сделки, например, правообладатель заключил с третьими лицами подобные договоры, нарушив соглашение об исключительной лицензии, то законодатель предусматривает возможность лицензиата защищать свои права всеми средствами, принятыми в договорном праве, в том числе:

  1. Посредством переговоров с контрагентом, в том числе с использованием процедуры медиации;
  2. Посредством обращения в суд;
  3. Посредством применения возможностей, предусмотренных договором, например взыскание неустойки;
  4. Посредством отказа от дальнейшего исполнения такого договора, например путем прекращения отчисления роялти в адрес правообладателя;
  5. Иными действиями, не нарушающими действующее законодательство.

Выбираем код ОКВЭД

ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…

Читать статью Как выбрать систему налогообложения

Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.

Лицензионные требования

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Что такое лицензионный контроль

Статья 12. Лицензионный контроль

(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок получения лицензии

Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:

— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

— фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

— идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

— лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О лицензировании…», который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

— копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии[11].

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Так, например, для получения лицензии на производство лекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документами предусмотренными выше придется предоставить, следующие документы:

— перечень лекарственных средств, которые соискатель лицензии готов производить;

— описание основных технологических процессов, обеспечивающих качество лекарственных средств;

— согласие органов местного самоуправления на размещение производства лекарственных средств на соответствующей территории;

— копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования;

— копии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии производства лекарственных средств требованиям санитарных правил;

— копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств[12].

Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных ФЗ «О лицензировании…» и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется соискателю лицензии[13].

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Читайте также:  Авансовые платежи по УСН в 2023 году: как рассчитать и в какие сроки платить

На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:

— полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;

— возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

До настоящего времени органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих органов[14].

Теперь проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

— наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать[15].

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности: эксплуатация пожароопасных производственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности

Рассмотрим возможные последствия нарушений деятельности в сфере лицензирования с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.

Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ст. 14.1 предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии имеет место, когда осуществляется деятельность после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании; деятельность продолжает вестись после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, и хотя в этом случае отрицательное решение может быть обжаловано, однако право заниматься деятельностью, требующей лицензирования, у лица отсутствует; деятельность продолжается после приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий; дельность осуществляется после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом; предпринимательская деятельность осуществляется по истечении срока действия лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст.171 Уголовного Кодекса РФ от 24.05.1996. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство может наступить лишь за нарушение правил лицензирования, установленных федеральным законодательством. В случае нарушения правил лицензирования, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации, уголовная ответственность не наступает. В противном случае основания привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство в субъектах Российской Федерации были бы разные.

Статья 172 УК РФ специально посвящена незаконной банковской деятельности. Так, уголовная ответственность возникает за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В соответствии со ст. 203 УК РФ уголовная ответственность возникает за превышение руководителем или служащим частной охраны или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Более строго наказывается то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего должностного положения, либо в нарушение вступившего в силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб наказываются в соответствии со ст.169 УК РФ. В данном случае воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на весьма важную сферу общественных отношений, связанных со свободным предпринимательством, право на которое предоставлено гражданам Конституцией Российской Федерации (ст. 34) [21].

В Гражданском кодексе РФ возможность заключения ряда договоров прямо обусловлена наличием соответствующей лицензии (ст. 825, 835, п. 4 ст. 845, 938, 1063).

В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.

В качестве примера позиции судебных органов относительно исков о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ, можно привести пример из информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.98 N 33.

Читайте также:  Условия для получения детских пособий в Краснодарском крае в 2023 году

Специализированный инвестиционный фонд приватизации (продавец) обратился с иском в арбитражный суд о признании недействительным заключенного им договора купли-продажи акций и о применении последствий недействительности сделки. Суд, установив, что инвестиционный фонд, не имея необходимой лицензии, дающей право на занятие соответствующей деятельностью, заключил сделку купли-продажи акций, признал ее недействительной на основании статьи 173 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Постановлением кассационной инстанции решение было отменено, а производство по делу прекращено со ссылкой на рассмотрение другим арбитражным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал вывод кассационной инстанции ошибочным и принятое ею постановление отменил.

При проверке материалов дела установлено, что инвестиционный фонд осуществлял деятельность, подлежащую лицензированию, в том числе совершал сделки с акциями, при отсутствии соответствующей лицензии. Статья 173 ГК предусматривает право юридического лица, совершившего сделку без лицензии на занятие соответствующей деятельностью, оспорить ее в судебном порядке. Такая сделка признается недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Решение суда первой инстанции, признавшего договор, заключенный инвестиционным фондом, недействительным, принято в соответствии с указанной статьей Кодекса и является правильным.

Подводя итог, можно сказать, что условием законной деятельности хозяйствующих субъектов является обязательное получение лицензии в случаях, предусмотренных законом, и соблюдение правил лицензирования. За неисполнение данной обязанности к нарушителям может быть применен тот или иной вид юридической ответственности.

Защита прав соискателей лицензии и лицензиатов

Особенности защиты прав лицензиаром Если нарушение третьими лицами исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, полученные им на основании лицензионного договора, лицензиат может наряду с другими способами защиты защищать свои права способами, предусмотренными ст. ст. 1250 и 1252 настоящего Кодекса (ст.

1254 ГК РФ). Лицензиат по договору исключительной лицензии не становится обладателем исключительного права, однако приобретает право на защиту от нарушителей в отношении тех объектов, способов и территорий использования, которые предусмотрены договором.

Таким образом, если нарушение третьими лицами исключительного права затрагивает права такого лицензиата, он может защищать эти права самостоятельно.

На практике различают следующие виды лицензий:

  • Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.

  • Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.

  • Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.

  • Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).

  • Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.

  • Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.

  • Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.

  • Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.

  • Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

Что такое сублицензионный договор?

Нередко в лицензионном соглашении указывается возможность формирования сублицензионного договора. Обычно для этого выделяется отдельный пункт.

Лицензиат-лицензиар и сублицензиат-сублицензиар – это разные участники двух соглашений, составляемых в отношении одного интеллектуального продукта. При формировании сублицензионного контракта учитываются нюансы:

  • лицензиат может передавать право применения объекта другим лицам;
  • сублицензиат получает только те права на использование предмета, которые указаны в рамках изначального лицензионного соглашения;
  • за все действия сублицензиата перед владельцем предмета несет ответственность лицензиат;
  • срок действия сублицензионного контракта не может быть больше срока, на который заключен лицензионный договор.

Спор между Лицензиаром и Лицензиатом

Лицензиат заключил лицензионный договор с разработчиками ПО (два физ.лица — авторы — Лицензиар) тем самым приобретя неисключительное право на готовое программное обеспечение. В соответствии с условиями соглашения, приобретение неисключительного права оплачивалось единовременно за весь срок действия договора. Договор заключен на срок действия исключительного права авторов. Неисключительное право приобреталось для последующей перепродажи Сублицензиату, он фактически является конечным пользователем.

ПО предусматривает обмен информацией между пользователями через удаленный сервер «облако». В лицензионном договоре не определено, кому именно из сторон договора принадлежит сервер. Лицензионный договор не оговаривает условия использования «облачного» сервера как таковые. До истечения гарантийного срока обмен информацией происходил через сервер Лицензиара. По истечении гарантийного периода Лицензиар заявил, что в дальнейшем обмен сообщениями через его сервер будет платным и предложил эти услуги оплачивать. При этом Лицензиар отказывается внести изменения в ПО в соответствии с которыми обмен сообщениями будет происходить через сервер Лицензиата или Сублицензиата. Лицензиар ссылается на невозможность использования иных серверов кроме тех, что принадлежат ему, при этом не приводит объективных аргументов. Дополнительно ПО предусматривает в качестве резервной возможность обмена сообщениями без использования «облачного» сервера — посредством электронной почты, однако использование такого способа передачи крайне-неудобно Сублицензиату и лишает смысла использование ПО в целом. Является ли такое поведение Лицензиара правомерным? Каким образом возможно принудить Лицензиара внести изменения в ПО?

В соответствии со ст.1237 ГК РФ в течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах.
Вы указываете

В лицензионном договоре не определено, кому именно из сторон договора принадлежит сервер
По истечении гарантийного периода Лицензиар заявил, что в дальнейшем обмен сообщениями через его сервер будет платным и предложил эти услуги оплачивать

Формально можно говорить о существенном изменении обстоятельств и наличии основании для расторжения договора (ст.451 ГК РФ)

исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

ГК РФ Статья 451.
При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Вместе с тем, необходимо дополнительно изучить насколько «обмен информацией» можно соотнести с условиями исполнения лицензионного договора со стороны лицензиара. В любом случае претензию необходимо направить лицензиару, указав на существенно изменившиеся обстоятельства, а также на препятствия которые создает лицензиар, что может являться основанием для расторжения договора и взыскания убытков с последнего.

Является ли такое поведение Лицензиара правомерным?

Нет, такое поведение Лицензиара вряд ли можно считать правомерным. Сами требования по отдельной оплате использования сервера выглядят неправомерными, поскольку в Договоре, как я понимаю, таких условий не было.

Читайте также:  Производственный календарь на 2023 год

Статья 1235 ГК РФ:

5. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

В Договоре условия о вознаграждении есть, как я понимаю. По факту Лицензиар сейчас требует дополнительное вознаграждение (под видом оплаты за пользование сервером), непредусмотренное договором, и без выплаты данного вознаграждения такой договор для лицензиата по сути теряет смысл. То есть Лицензиар выходит за рамки ранее заключенного договора и выдвигает новые финансовые требования, связанные с реализацией Договора и не прописанные в Договоре.

В такой ситуации у Лицензиата, есть основания не только требовать расторжения договора, как предложил коллега Савин, но и вообще требовать признания его недействительным в судебном порядке и возмещения убытков.

Статья 178 ГК РФ:

1. Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
2. При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;

Сторона (Лицензиат), заключая сделку, в данном случае объективно не предвидела возникновения обстоятельств, которые потребуют дополнительных финансовых затрат для нее. И без этих затрат сделка теряет для этой стороны смысл. Тут есть основания требовать признания договора недействительным, как сделки, совершенной под влиянием заблуждения.

В той же статье 178 ГК РФ указано:

Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб, за исключением случаев, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в том числе если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств.

Если сделку признают недействительной, то тут у другой стороны будет обязанность возместить реальный ущерб (вернуть ранее уплаченные деньги).

Также можно потребовать и компенсации за упущенную выгоду, если она имеет место.

Каким образом возможно принудить Лицензиара внести изменения в ПО?

Напрямую Вы этого не сделаете. Только косвенными методами. Попробуйте направить Лицензиару претензию. Укажите в претензии, что Лицензиар выходит за рамки договора, выдвигает дополнительные условия по оплате. Предложите, как вариант решения проблемы — внесение изменений в ПО. В случае откза от такого решения проблемы, пригрозите обращением в суд с требованием о признании сделки недействительной на основании статьи 178 ТК РФ и возмещении всех убытков.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

1.1. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» лицензирования космической деятельности.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

  • 1) использования атомной энергии;
  • 2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • 3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
  • 4) деятельности кредитных организаций;
  • 5) деятельность по проведению организованных торгов;
  • 6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • 7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
  • 8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • 9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • 10) клиринговой деятельности;
  • 11) страховой деятельности;
  • 12) утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 54-ФЗ;
  • 13) репозитарной деятельности.
  • 14) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
  • 15) пользования недрами.

3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Существует два вида лицензий ФСТЭК на работу с конфиденциальной информацией (КИ). К ним относятся:

  • Лицензия ФСТЭК на ТЗКИ (от аттестации рабочих мест до монтажа средств защиты конфиденциальной информации);
  • Лицензия на разработку и производство СЗКИ (как программных, так и технических).

Для работы, связанные с защитой гостайны, выдаётся лицензия ФСТЭК на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации).

Более подробно о разновидностях лицензий можно узнать у экспертов нашего центра. Получить соответствующие разрешения нужно фирмам, работающим в отрасли программной и технической защиты информации, если они:

  • Аттестовывают рабочие места, информационные системы и защищаемые помещения для работы с КИ.
  • Занимаются разработкой и производством продуктов и инструментов, которые защищают данные от несанкционированного доступа.
  • Создают защищённые приборы и устройства для обработки конфиденциальных сведений.
  • Выпускают и реализуют средства контроля эффективности мер, направленных на сохранение конфиденциальности.
  • Разрабатывают программное обеспечение для создания, хранения, обработки и передачи конфиденциальных сведений определённого класса и уровня защиты.

Документы, необходимые для разрешения на работу с ТЗКИ и СЗКИ

Лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации выдаётся после детальной проверки пакета документов, предоставленного от компании. Наши юристы помогут собрать необходимый перечень бумаг и проведут их первичный аудит, что увеличит шансы получить лицензию с первого раза. В документацию должны входить:

  • Уставные документы и выписки из протокола участников;
  • Свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ и постановке на учёт в государственных налоговых инспекциях;
  • Квитанция о перечислении госпошлины в размере 7 500 руб. или 3500 руб. (при переоформлении);
  • Документы об уровне квалификации и образовании специалистов компании (речь идёт только о тех людях, которые будут задействованы в процессах, связанных с конфиденциальными данными);
  • Техническая и юридическая документация на помещение (план и проект, основания аренды или права собственности);
  • Лист с описью всех квитанций, форм и бланков, предоставленных во ФСТЭК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *