Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 5. Виды трудовых пенсий и их структура». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данная форма — меры, которые разработаны и приняты государством с целью компенсировать получателям пенсии заработок (вознаграждение), которые они имели до того момента как была установлено негосударственное пенсионное обеспечение. Основываются данные правоотношения на договоре между НПФ и вкладчиком – потенциальным пенсионером и регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Законодательством установлены основания для получения этого вида социальной помощи. Получатель должен:
- Относится к перечню лиц, имеющих право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (например, быть военнослужащим или участником Великой Отечественной войны).
- Иметь соответствующие показания (например, федеральным госслужащим полагается пенсия при достижении определенного стажа).
Особенности назначения этого вида социальных выплат рассмотрены в статьях 4 и 5 Федерального закона №166 «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001. Там приводятся условия назначения и категории граждан, имеющих право на получение подобной пенсии. Таблица показывает, как в зависимости от конкретного типа социальной выплаты, меняется круг лиц, которым она может быть выдана:
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению | Кому предоставляется |
За выслугу лет | Чиновникам федерального уровня, военнослужащим, космонавтам и летчикам-испытателям – при выработке установленного законом стажа для данной должности. |
По старости | Пострадавшим от радиационных/техногенных катастроф – при достижении возраста выхода на отдых. |
По потере кормильца | Членам семей военных, космонавтов и погибших при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – при смерти указанного лица и наличии иждивенцев. |
Социальная пенсия | Нетрудоспособным гражданам. Это обеспечение назначается лицам, в силу разных причин не получившим права на трудовую пенсию. Оно бывает по старости, по инвалидности и по потере кормильца. |
По инвалидности | Участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, космонавтам, ликвидаторам, военным – при получении травмы, повлекшей физические ограничения. |
Минимальный размер социальной пенсии по Федерации составляет 9 850 руб и выше. Каждая категория граждан получает различную сумму, и порой она отличается практически в два раза:
- 4959,85 рублей каждый месяц получают граждане, живущие на Севере, уже достигшие пенсионной отметки в пятьдесят и пятьдесят пять лет. Граждане, которым уже исполнилось шестьдесят и шестьдесят пять лет. Инвалиды второй группы и дети, потерявшие одного родителя не достигшие совершеннолетия или достигшие, но обучающиеся в учреждениях образования по очной форме до двадцати трех лет;
- Люди, ставшие инвалидами в детстве и имеющие 1 группу, получают социальную пенсию в размере 14 600 рублей и выше. Также такую пенсию получают и дети инвалиды;
- Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 14 500 рублей;
- Все инвалиды 3 группы, имеют право на пенсию 4 805,69 рублей.
Что такое накопительная пенсия?
Накопительное пенсионное обеспечение — это вид дотации, формирующийся на основании ежемесячных взносов от работодателя, при условии, что гражданин трудится официально. До начала 2021 года эту форму пособия можно было выбрать и перечислить средства от материнского капитала.
Формирование размера пожизненной ренты зависело от объема выплат и доходов от инвестиционной деятельности. Накопительный вид был доступен только для лиц, рожденных до 1967 года и сделавших такой выбор до конца 15 года.
Люди 1966 года рождения и старше также обладают накоплениями, которые отчислялись в период 2002-2004 гг. Однако с 2005 года эти взносы были приостановлены на основании внесенных изменений в Законодательство Российской Федерации.
Выплаты производятся на добровольных началах в рамках участия в программе софинансирования и за счет формирования семейного капитала. Взносы от трудоустроенных граждан работодатель отчисляет в ПФР, но они поступают на счет только в фонд обязательного страхования обеспечения.
На заметку: законом установлено право получения пособия лично или через уполномоченное доверенностью лицо. Документы допускается оформить на любой период. Если время не указано, то срок действия составляет 12 мес.
При поступлении заявления от трудящегося об отказе в формировании накопительной части пособия, все ранее поступившие средства сохранятся. Однако человек не сможет забрать их из фонда раньше достижения установленного возраста. Произведенные выплаты также будут инвестироваться и увеличиваться.
После выхода на заслуженный отдых, гражданин обязан подать заявление и пройти процедуру назначения материальной поддержки. В Законодательстве также закреплена возможность по самостоятельному распоряжению средствами, т. е. выбирать страховую организацию.
Помимо обязательной накопительной части существует добровольный вид негосударственного пособия. Эти дотации формируются на основании личных отчислений в НПФ согласно заключенному договору между сторонами. Взносы также может делать работодатель, но в этом случае пособие принимает корпоративную форму.
К сведению: представители ряда профессий обладают возможностью единовременного получения нескольких пособий — государственной (за выслугу лет) и страховой части обеспечения (при выходе на заслуженный отдых).
Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.
Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.
Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.
Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».
Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает три вида пенсий для военнослужащих и членов их семей:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по инвалидности;
3) пенсия по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по инвалидности назначается и выплачивается лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечисленным категориям военнослужащих назначается государственная пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы. По истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы государственная пенсия может быть назначена этим военнослужащим только в том случае, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения ими военной службы.
Основаниями для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин, являются:
1) нетрудоспособность члена семьи – государственная пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается только нетрудоспособным членам их семей;
2) гибель или смерть военнослужащего. Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семей военнослужащих только при наличии обоих оснований.
Пенсия назначается:
1) в случае гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы;
2) в случае гибели военнослужащего в течение трех месяцев после увольнения с военной службы;
3) в случае смерти военнослужащего по истечении трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
По установленному законом правилу лицо теряет право на пенсию по инвалидности, если инвалидность наступила вследствие совершения им преступления. То же правило распространяется на лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Если смерть или инвалидность кормильца наступили вследствие совершенного им преступления, то нетрудоспособным членам его семьи вместо пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца назначается социальная пенсия.
Установленная пенсия за выслугу лет, назначается и выплачивается военнослужащим в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей». В соответствии с законом право на пенсионное обеспечение приобретает основная часть всех категорий военнослужащих.
Статья 1 вышеназванного Закона устанавливает перечень лиц и их семей, имеющих право на пенсионное обеспечение. К ним относятся: лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, проходившие военную службупо контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в:
1) Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
3) Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации;
4) внутренних и железнодорожных войсках;
5) федеральных органах правительственной связи и информации;
6) войсках гражданской обороны;
7) органах федеральной службы безопасности;
8) органах внешней разведки,
9) иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в:
а) Вооруженных Силах СССР;
б) органах комитета государственной безопасности СССР;
в) внутренних и железнодорожных войсках СССР;
г) других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством СССР.
Если указанные лица проживают на территории государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, то право на пенсионное обеспечение по российскому законодательству они приобретают только в том случае, если в этих государствах не предусмотрено пенсионное обеспечение на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу. На равных основаниях с военнослужащими право на пенсионное обеспечение, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» имеют:
1) лица, которые в период Великой Отечественной Войны занимали командные должности, соответствующие офицерским в советских партизанских отрядах и соединениях и их семьи;
2) бывшие военнослужащие, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи;
3) лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе;
4) женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, – этой категории лиц пенсии назначаются на тех же основаниях, что и лицам, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц» предоставляется военнослужащим:
1) имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более;
2) по достижении предельного возраста, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, не менее 12 лет и шести месяцев из которых составляет военная служба.
Пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается военнослужащим всех категорий, за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Пенсия по инвалидности назначается на тех же основаниях, что и по Закону «О государственном пенсионном обеспечении»:
1) если инвалидность наступила в период прохождения военной службы;
2) если инвалидность наступила в течение трех месяцев после окончания военной службы;
3) если инвалидность наступила по истечении трех месяцев со дня окончания военной службы, но вследствие контузии, увечья, ранения или заболевания, полученных во время прохождения военной службы.
Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» назначается лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходившим военную службу по контрактув качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в том же порядке, в каком она назначается по ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Порядок обращения за трудовой пенсией
Граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких- либо ограничений по времени.
Заявление о назначении трудовой пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства. Его можно подать лично, либо через своего законного представителя (доверенное лицо), либо по почте. В последнем случае днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении трудовой пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, – в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания.
Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительство за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, – непосредственно в Пенсионный фонд России.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по старости:
- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан);
- документы, подтверждающие страховой стаж. Основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (до 2001 года), является трудовая книжка. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Гражданам, у которых трудовой путь начался после 2001 года, назначение пенсии специалисты Пенсионного фонда России смогут проводить без трудовой книжки, только на основании сведений персучета.
При отсутствии трудовой книжки, а также когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим надень возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, которые выдают работодатели или соответствующие государственные (муниципальные) органы, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Если гражданин, имеющий средства пенсионных накоплений, впервые обращается за назначением трудовой пенсии по старости, при желании ему одновременно могут назначить страховую часть трудовой пенсии и определить право на вид выплаты средств пенсионных накоплений. Заявления будут разные, но гражданин может подать их как одновременно, так и в разное время.
Заявление о назначении накопительной части трудовой пенсии по старости или срочной пенсионной выплаты при условии наличия всех необходимых документов рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления, а заявление о назначении единовременной выплаты – в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе с обоснованием причин.
Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий два месяца со дня принятия решения. А срочная выплата и выплата накопительной части – в срок, не превышающий один месяц. Если у гражданина пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде, то за их назначением необходимо обращаться туда.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может принять заявление о назначении трудовой пенсии по старости и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по инвалидности:
- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан);
- документы, подтверждающие страховой стаж;
- документы, подтверждающие установление группы инвалидности.
Выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет в территориальный орган ПФР в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:
- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан);
- документы о смерти кормильца. В качестве документа, подтверждающего факт смерти и дату смерти гражданина, принимается свидетельство о смерти. В качестве документа, подтверждающего признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, принимается решение суда;
- документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки территориальных органов Федеральной миграционной службы и другие документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях – решение суда об установлении данного факта.
Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.
В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.
Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.
Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.
Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.
Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.
Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.
Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.
Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).
Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.
В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.
Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.
Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.
Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.
Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.
Повышенная индексация пенсий
С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.
С 1 января 2019 года индексация страховых пенсий составляет 7,05%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла — до 87,24 рубля. В результате индексации страховая пенсия по старости выросла в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 15,4 тыс. рублей.
Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2019 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).
Пример Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 9137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 644 рубля и составит 9781 рубль. Другой пример Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 15437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1088 рубля и составит 16525 рублей.
Если пенсионеру назначена социальная доплата к пенсии, обеспечивающая доходы на уровне прожиточного минимума пенсионера, размер выплат после индексации может остаться прежним либо повыситься меньше, чем по уровню индексации.
Пример Пенсионеру назначена пенсия в размере 12 347 рублей. Прожиточный минимум пенсионера в регионе выше назначенной пенсии и составляет 12 674 рубля. Поэтому дополнительно к пенсии назначена социальная доплата. В результате индексации с 1 января пенсия увеличена на 7,05%, или 870 рублей, и составила 13 217 рублей. Учитывая, что до индексации пенсионер получал 12 674 рубля (пенсия плюс соцдоплата), после индексации выплаты увеличились не на 870 рублей, а на 543 рубля (разница между проиндексированной пенсией, которая увеличилась до 13 217 рублей, и прежними выплатами в размере 12 674 рублей).
Переходный период по повышению пенсионного возраста
Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964-1965 года рождения и мужчины 1959-1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.
В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.
Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.
По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65 лет.
Назначение пенсии врачам, учителям и артистам
Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.
Вместе с тем начиная с 2019 года выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа. При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой выслуги лет либо прекратить работу.
Пример Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста — через 3 года, в сентябре 2024-го.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Порядок оформления страховой пенсии
Пенсия назначается на основании заявления и предоставления дополнительных документов и справок.
Для оформления пенсии необходимо обратиться в ПФР с заявлением. К нему приложить следующие документы:
-
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст и место жительства;
-
трудовую книжку или иные документы, подтверждающие страховой стаж;
-
справку об инвалидности при наличии;
-
документы по потере кормильца при наличии (свидетельство о смерти, подтверждение иждивения и нетрудоспособности);
-
другие документы для досрочного выхода на пенсию при наличии.
Глава II. Условия назначения трудовых пенсий (статьи 7-9)
Если человек имеет стаж, то ему выплачивается такой вид. Однако сумма выплат не зависит от ограниченности к труду или самообслуживанию.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности положений части 1 статьи 3 в связи с отсутствием правового обоснования позиции заявителя со ссылкой на нормы Конституции РФ см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 343-О.
Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.
Граждане, имеющие право на трудовую пенсию
---------------------------------------------------------¬
¦работающие по трудовому договору или по договору ¦
---+гражданско-правового характера, предметом которого ¦
¦ ¦является выполнение работ и оказание услуг, а также ¦
----------------- ¦ ¦по авторскому договору ¦
¦Граждане РФ, ---- L---------------------------------------------------------
¦застрахованные ---------------------------------------------------------¬
¦в соответствии ¦самостоятельно обеспечивающие себя работой ¦
¦с Законом ---+(индивидуальные предприниматели, частные детективы, ¦
¦о пенсионном ¦занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты) ¦
¦страховании L---------------------------------------------------------
¦(могут быть / ---------------------------------------------------------¬
¦как граждане РФ, /--+являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств ¦
¦так и иностранные / L---------------------------------------------------------
¦граждане, / ---------------------------------------------------------¬
¦а также лица /-----+работающие за пределами Российской Федерации в случае ¦
¦без гражданства) /---¬ ¦уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено ¦
L---------------- ¦ ¦международными договорами ¦
¦ L---------------------------------------------------------
¦ ---------------------------------------------------------¬
¦ ¦являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных¦
L--+народов Севера, занимающихся традиционными отраслями ¦
¦хозяйствования ¦
L---------------------------------------------------------
Рис. 1
Нетрудоспособные члены семей лиц, имеющих право на трудовую пенсию, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они состояли на его иждивении. Необходимо учесть, что возможность получения пенсии по случаю потери кормильца связана с тем, относился ли кормилец при жизни к застрахованным лицам. Если относился, то нетрудоспособные члены семьи вправе претендовать на данный вид пенсии, если нет, то они имеют возможность получать социальную пенсию.
Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий (рис. 2).
Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этом определенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Новая пенсионная система
Еще со времен СССР и до 2001 года на территории РФ действовала старая распределительная пенсионная система. В ее основе лежали базовые государственные выплаты, которые не зависели ни от количества лет трудового стажа, ни от величины заработка.
После этого базовая ставка была отменена, а работодателей обязали уплачивать за своих работников страховые взносы. Эти средства поступали напрямую в Пенсионный фонд.
Сейчас работодатели обязаны отчислять в ПФР не менее 22 процентов от заработной платы.
Притом это число распределяется следующим образом:
- 16 процентов идет на счет страховой пенсии;
- 6 процентов – в счет солидарной системы.
Страховая часть отчислений откладывается на лицевом счете пенсионера. Определенная часть из этой суммы идет на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.
Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.
Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:
Год |
Мужчины |
Женщины |
2019 |
60,5 лет (+6 мес.) |
55,5 (+6 мес.) |
2020 |
61,5 лет (+1,5 года) |
56,5 лет (+1,5 года) |
2021 |
63 года (+3 года) |
58 лет (+3 года) |
2022 |
64 года (+4 года) |
59 лет (+4 года) |
2023 |
65 лет (+5 лет) |
60 лет (+5 лет) |
Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением. Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.