Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.
Последовательность операций по участию и проведению открытого аукциона в электронной форме, сроки, и инструкции участника закупки.
Открытый электронный аукцион или открытый аукцион в электронной форме проводится в соответствии с 44 ФЗ или 223 ФЗ.
Последовательность операций по участию и проведению открытого электронного аукциона, сроки, и инструкции для участников закупки.
На данный момент, с помощью открытых электронных аукционов проводится более 70% всех закупочных процедур, проводимых Государством. Популярность электронных аукционов в последние годы становится всё выше, и не смотря на возрастающую популярность проблемы у участников аукционов не уменьшаются. В данной статье Вам предложена максимально развёрнутая информация по процессу участия в электронных аукционах, проводимых в рамках законодательства о контрактной системе.
Мы дадим, как само понятие термина «Электронный аукцион» или » Открытый аукцион в электронной форме», так и алгоритм участия в электронном аукционе.
Подробно опишем как заполнить и подать заявку на участие в электронном аукционе и сроки его проведения.
Статья 59. Аукцион в электронной форме ( электронный аукцион )
- Под открытым аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
- Заказчик обязан проводить открытый электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) ( Открытый электронный аукцион )
(см. текст в предыдущей редакции)
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
- Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
- Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.
Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.
Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион
С 1 января 2022 года заявка на участие в электронном аукционе состоит из одной части и должна содержать информацию и документы, указанные в статье 43 Закона о контрактной системе:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
- документы, подтверждающие соответствие ТРУ требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении крупной сделки (при необходимости);
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям, установленным статьёй 31 44-ФЗ;
- декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 закона;
- реквизиты счёта участника закупки, на который будет перечисляться оплата по контракту;
- информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами по нац. режиму.
Заявка также может содержать иную информацию и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертёж, фотографию, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие такой информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался в ЕИС и аккредитован на электронной площадке.
Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает её получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления её заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.
Так, возврату подлежат:
- заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
- лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернёт все заявки такого участника;
- опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- заявки с указанной ценой контракта;
- заявки с иностранным товаром, поданные на закупку, в извещении которой установлен запрет допуска иностранной продукции по статье 14 44-ФЗ;
- заявки, по которым нет денег на спец. счёте для обеспечения или номера реестровой записи в Реестре независимых гарантий о независимой гарантии, представленной для обеспечения закупки, а также если такая гарантия оформлена с нарушениями;
- заявки поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствующего в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
- заявки без приложения документов о соответствии дополнительным требованиям по ч.2 и 2.1 статьи 31 (если они установлены в извещении);
- заявки от участника, не являющегося СМП/СОНО, в случае, если закупка — с установлением преимущества для таких участников.
Как участвовать в аукционе
Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.
Если аукцион уже опубликован, то у вас есть 7 или 15 календарных дней, чтобы подать заявку:
7 дней | НМЦ ⩽ 300 млн рублей |
НМЦ ⩽ 2 млрд рублей в строительных закупках | |
15 дней | НМЦ > 300 млн рублей |
НМЦ > 2 млрд рублей в строительных закупках |
Когда проводится электронный аукцион
Если обратимся к ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, то увидим, что заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
- в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.
Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:
- Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
- Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.
Важно: закон оставляет за заказчиками право закупать ТРУ, не включенные в названные перечни (ч. 3 ст. 59 44-ФЗ).
Где осуществляются закупки
В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.
Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.
Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели
Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.
Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.
Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.
Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.
Закупочная документация по 44-ФЗ
Все, что размещается в планах и планах-графиках, связано с описанием объекта закупки. Проект контракта полностью зависит от того, какой объект закупки необходим заказчику, как будут реализовываться в дальнейшем отношения с поставщиками, к какому результату заказчику необходимо прийти.
В состав документации входит извещение о проведении закупки (конкурса, запроса котировок или аукциона), а также другая закупочная документация, раскрывающая все детали закупки. Контракт всегда входит в закупочную документацию и сопровождается дополнительными документами.
Завершается закупочная деятельность заказчика отчетностью.
Аккредитация участников электронного аукциона
Как было сказано ранее, для участия в электронном аукционе нужна квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП. До 1 января 2019 г. действовал старый порядок: нужно было пройти аккредитацию отдельно на каждой площадке. Теперь же достаточно зарегистрироваться в ЕИС, и аккредитация на 8-ми ЭТП произойдет автоматически. Нельзя отрицать удобство и простоту нового порядка. Отдельно аккредитовываться нужно только на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» (но это при необходимости).
С 1 января 2020 г. регистрация в ЕИС стала обязательной.
Аккредитация на площадках произойдет в этот же день или на следующий рабочий день после регистрации участника закупки в ЕИС.
Площадки информационно взаимодействуют с ЕИС, в результате чего и осуществляется аккредитация (ч. 4 ст. 24.2 44-ФЗ).
Важно: С 01.07.2019 г. начал действовать 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Этот закон внес некоторые изменения в 44-ФЗ, согласно которым операторы ЭТП должны вести новые реестры участников закупок, аккредитованных на ЭТП по новым правилам, действующим с 1 января 2019 г., то есть после регистрации участника закупки в ЕИС. При этом, для участия в закупках с дополнительными требованиями участники должны такую информацию подавать оператору ЭТП для последующего занесения её в реестр (ч. 2 и 2.1 ст. 31 44-ФЗ). Сделать это могут только зарегистрированные в ЕИС участники, т.е. аккредитованные на ЭТП в новом порядке.
Когда проводится электронный аукцион?
Заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:
- в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
- в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.
Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:
- Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
- Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.
Аккредитация участников электронного аукциона
Как было сказано во 2-м пункте статьи, для участия в ЭА нужна квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП. До 1 января 2019 г. действовал старый порядок: нужно было пройти аккредитацию отдельно на каждой площадке. Теперь же достаточно зарегистрироваться в ЕИС, и аккредитация на 8-ми ЭТП произойдет автоматически. Нельзя отрицать удобство и простоту нового порядка. Отдельно аккредитовываться нужно только на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» (но это при необходимости).
С 1 января 2020 г. регистрация в ЕИС стала обязательной. Аккредитация на площадках произойдет в этот же день или на следующий рабочий день после регистрации участника закупки в ЕИС.
Площадки информационно взаимодействуют с ЕИС, в результате чего и осуществляется аккредитация (ч. 4 ст. 24.2 44-ФЗ).
Операторы ЭТП вносят информацию об участниках в единый реестр участников закупок, который размещен в ЕИС. Для участия в закупках с дополнительными требованиями участники должны такую информацию подавать оператору ЭТП для последующего занесения её в реестр (ч.2 и 2.1 ст.31 44-ФЗ). Сделать это могут только зарегистрированные в ЕИС участники, т.е. аккредитованные на ЭТП.
В каких случаях Заказчик обязан и имеет право проводить закупки путем проведения аукциона в электронной форме
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг:
- Включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р).
- Либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Новости для специалиста по закупкам — Департамент профессионального образования Томской области
04-02-2020
Напоминание о размещении отчётности в Единой информационной системе в рамках Закона 223-ФЗ
Согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчики не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным, обязаны разместить в Единой информационной системе в сфере закупок сведения о заключенных договорах, предусмотренные частью 19 статьи 4 данного закона.
Указанные сведения необходимо размещать и в том случае, когда в отчётном месяце данные договоры (закупки) отсутствуют. В такой ситуации размещаются отчёты с цифровым значением «0» (ноль) в соответствующих полях.
Нарушениями законодательства, влекущим административную ответственность, являются, в частности, размещение одного или двух отчётов вместо трех предусмотренных, размещение отчётов позже установленного срока либо полное неразмещение отчётов.
Штрафные санкции за допущение указанных нарушений установлены частями 4, 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере: на должностных лиц — до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — до трехсот тысяч рублей.
Напоминаем, что в прошедшем периоде за несвоевременное размещение вышеуказанных отчётов было привлечено к административной ответственности одно из областных государственных учреждений. При этом каждый месяц, в котором не были размещены отчёты, рассматривался как самостоятельное нарушение.
По результатам рассмотрения материалов о допущенных нарушениях Томским УФАС России были вынесены постановления в отношении указанного областного государственного бюджетного учреждения о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на общую сумму 90 тысяч рублей.
31-01-2020
Верховный Суд обращает внимание Заказчиков: поставщик устранил недостатки в пределах срока исполнения госконтракта — штрафа нет
По итогам электронного аукциона был заключен контракт. При его исполнении выяснилось, что часть товара не соответствует установленным требованиям.
Поставщик его заменил до истечения срока поставки. Замечаний к товару не было, акт приема-передачи подписан.
Однако заказчик потребовал уплатить штраф и удержал необходимую сумму из обеспечения исполнения контракта.
Суды не нашли оснований для штрафа: недостатки устранены своевременно, обязательства по контракту исполнены в полном объеме. С заказчика взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами и сумму удержанного штрафа.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Необходимо учитывать данную информацию при взаимодействии с поставщиками.
Документ: | Определение ВС РФ от 15.01.2020 № 306-ЭС19-25786 |
Проводить аукцион в электронной форме заказчик обязан в том случае, когда производится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Однако заказчик вправе производить закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (п. 3 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Воспользоваться данным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) целесообразно в том случае, когда заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика или путем запроса котировок законом не допускается.
В то же время существуют ограничения по проведению закупок товаров (работ, услуг) путем проведения аукциона в электронной форме. В том случае, когда заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, электронный аукцион не проводится (п. 2 ст. 84 Федерального закона N 44-ФЗ).
Поскольку Федеральным законом N 44-ФЗ других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика не предусмотрено, при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона должен решаться заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.
Проводить аукцион в электронной форме заказчик обязан в том случае, когда производится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Однако заказчик вправе производить закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (п. 3 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Воспользоваться данным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) целесообразно в том случае, когда заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика или путем запроса котировок законом не допускается.
В то же время существуют ограничения по проведению закупок товаров (работ, услуг) путем проведения аукциона в электронной форме. В том случае, когда заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, электронный аукцион не проводится (п. 2 ст. 84 Федерального закона N 44-ФЗ).
Поскольку Федеральным законом N 44-ФЗ других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика не предусмотрено, при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона должен решаться заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.
Можно отменить процедуру проведения электронного аукциона?
Да, сделать это нужно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. Такое решение об отмене процедуры проведения электронного аукциона размещается в ЕИС. После принятия решения, на следующий день, необходимо внести соответствующие изменения в план-график и уведомить участников, которые уже подали заявки для участия.