Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Третейский суд – здоровая конкуренция государственным судам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Послании Президент назвал существующие третейские суды «карманными». По нашему мнению, это понятие точно подходит для определения нынешней ситуации и является одной из актуальных проблем третейского разбирательства в России. Третейские суды ведут списки надежных третейских судов, создают различные союзы и ассоциации третейских судов, которые никаким образом не являются гарантом законности их деятельности и не отражают действительного положения дел.
Основным толчком к началу реформ можно считать Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года, в котором сказано о необходимости реформирования системы третейских судов, повышения ее авторитета и выхода «на качественно новый уровень». С этого момента началась активная законотворческая деятельность, результатом которой стало принятие:
- Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон «Об арбитраже в РФ»), который призван заменить действующий Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», которым внесены изменения в Закон от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», АПК РФ, ГПК РФ и другие нормативно-правовые акты.
Оба закона вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
Насколько грядущие изменения повлияют на текущую ситуацию?
Определена арбитрабельность
Законом N 409-ФЗ внесены изменения в АПК РФ и ГПК РФ, которыми определена арбитрабельность дел арбитражным учреждениям (третейским судам).
Теперь определены споры, которые не могут быть переданы в третейские суды, а именно:
- дела о несостоятельности (банкротстве);
- часть корпоративных споров (исключение: споры о созыве собрания, по удостоверению сделок с долями нотариусом, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, споры о крупных сделках и сделках с заинтересованностью в акционерных обществах, связанные с исключением из состава участников);
- споры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, споры, вытекающие из деятельности депозитариев;
- споры, связанные с госзакупками, а также вытекающие из деятельности публично-правовых и государственных компаний;
- споры о защите интеллектуальных прав и о защите деловой репутации;
- споры, возникающие из семейных отношений, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
- споры, возникающие из трудовых отношений;
- споры, возникающие из наследственных отношений;
- споры, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества;
- споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
- споры о выселении граждан из жилых помещений.
Третейское соглашение
Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).
Третейская оговорка может быть трех видов:
-
альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;
-
безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;
-
конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».
Третейские суды (арбитражи) всюду в мире альтернатива государственным. И в России до 2017 г., по разным оценкам, работало до 1500 третейских судов. Разброс в данных объясняется тем, что третейские суды были саморегулируемыми, они лишь уведомляли государство о своем существовании. Соответственно появлялись и исчезали по собственной инициатива.
Реформа третейских судов 2015–2017 гг. была направлена против такого хаоса, поскольку полномочия третейских судов были и остаются весьма значительными, например решение третейского суда практически невозможно пересмотреть или отменить. Главное достижение реформы введение лицензирования в Министерстве юстиции РФ. После этого количество третейских судов резко сократилось. Сегодня в России нет и десятка, хотя ежегодно на лицензию подаётся порядка 100 заявок.
Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов
В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.
С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.
Третейский суд: главное
Третейские суды представляют собой арбитражные учреждения (это может быть единоличный арбитр или коллегия арбитров), которые рассматривают споры гражданско-правового характера между юридическими лицами, физическими лицами, а также между юрлицами и гражданами. В России такие суды существуют уже не первый год, однако благодаря начавшейся в 2016 году реформе качество разбирательств существенно возросло. За рубежом же третейские учреждения пользуются заслуженной популярностью.
На данный момент для того, чтобы иск был принят к рассмотрению, между сторонами должно быть заключено письменное соглашение, предусматривающее передачу дела в конкретный ТС. Такое соглашение может заключаться или как третейская оговорка (в самом договоре, в разделе, касающемся порядка разрешения спорных ситуаций), или как допсоглашение к договору.
Важно! Заключение соглашения допускается на любом этапе конфликта. Принять решение о разрешении спора в ТС можно даже в том случае, если дело находится на рассмотрении в государственном суде (но решение в первой инстанции еще не принято).
В чем заключаются отличия ТС от арбитражных судов и судов общей юрисдикции? Для тех, кто обращаются в ТС, первостепенное значение имеют более высокая скорость разрешения дел и меньшее количество формальностей, по сравнению с государственными судебными органами. Также к числу отличительных особенностей третейских судов относят:
- наличие у сторон возможности самостоятельно выбирать арбитров и определяться с их количеством;
- особые условия финансирования (ТС не финансируются государством);
- закрытый порядок рассмотрения дел (сторонам гарантируется конфиденциальность).
Для того чтобы стороны могли обратиться в такой суд, обязательным условием является наличие взаимного согласия на разрешение конфликта посредством третейских разбирательств. Для обращения в государственный суд, напротив, договоренности не нужны.
Третейский суд что это?
Не удивительно, что для многих сочетание «третейский суд» попросту не знакомо. Этому не уделяют внимание в институтах и университетах, а сами представители бизнеса по старинке продолжают осаждать здания арбитражных судов и проводят в этих судах от полугода и более для получения решения. Основная проблема – недостаток информации как о самих судах так и о том как и где проходят такие процессы. Поэтому вопрос: третейский суд что это? Еще какое-то время будет достаточно актуальным.
Стоит один раз предпринимателю или его юристу провести процесс в Первом Арбитражном третейском Суде как мгновенно во всех договорах появляется третейская оговорка суда. Причина проста: третейский суд это суд для бизнеса. Нам знакома фраза: сделано для людей. В нашем случае будет правильно сказать: сделано для бизнеса. Хотя, для людей тоже. Ведь обычные гражданские споры физических лиц третейский суд также рассматривает.
Третейский суд это суд коммерческий или коммерческий арбитраж. Так его называют по той причине, что при рассмотрении дела платится не государственная пошлина, а третейский сбор.
При этом, третейский суд обладает такими же полномочиями и решения третейского суда приравниваются к решениям государственных судов. Данные решения также обязательны к исполнению. По ним также выдаются исполнительные листы и производится взыскание или арест имущества должника.
Третейский суд удобен тем, что рассматривает дела по месту нахождения самого суда. Если у компании-поставщика находящейся в Москве есть должник в Самаре то дело будет рассматриваться в Москве. Очевидные преимущества по месту рассмотрения получают компании, обслуживающие частных лиц. К ним, в первую очередь, относятся и ломбарды и банки и агентства недвижимости.
Третейский суд и международный коммерческий арбитраж: общие черты и отличия. Виды арбитражей и третейских судов.
Под арбитражем понимается любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате РФ.
Третейский суд означает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей).
Название международного коммерческого арбитража имеет условный характер, так как международный коммерческий арбитраж действует на территории определенного государства, является одним из законных средств рассмотрения споров, допускаемых указанным государством, и не имеет каких-либо национальных свойств.
Виды арбитражей и третейских судов.
1. Постоянно действующий (институциональный) суд – негосударственная организация, сформированная с целью осуществления функций избранного суда на основании соглашения о юрисдикции. Функционирует постоянно и не прекращает своей деятельности после рассмотрения спора. Зачастую действует своя канцелярия или свой аппарат, на которых возложены все технические и вспомогательные действия.
Постоянно действующий арбитраж – научно-исследовательские центры: изучение и обобщение арбитражной практики; обмен знаний и опытом между арбитрами; единообразное применение международных норм. Суды: МАС МТП (Международный арбитражный суд Международной торговой палаты) в Париже, Лондонский МАС, Арбитражный институт Стокгольмской Торговой палаты, Американская арбитражная ассоциация (ААА).
2. Арбитражи ad hoc (изолированный) – для вынесения конкретного решения по определенному делу, после чего прекращает свое существование. «Классический» арбитраж ad hoc формируется непосредственно сторонами контракта для рассмотрения одного конкретного спора, причем регламент разбирательства определяют либо стороны совместно, либо его устанавливает созданный арбитражный трибунал. Однако обычно, вместо согласования регламента, с целью экономии времени и избежания противоречий стороны используют уже существующие регламенты, к примеру, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.
Классификация арбитражей по предметному признаку или по компетенции: арбитражи общей компетенции; арбитражи специальной компетенции (споры из определенных правоотношений): Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерном, Арбитраж при ассоциации при торговле кофе в Гамбурге, Арбитраж Ливерпульской хлопковой ассоциации.
Классификация по доступности: закрытый арбитраж: при профессиональной торговой ассоциации – споры могут передавать только члены данной организации; открытый арбитраж.
3. Преимущества арбитражного разбирательства.
Преимуществами арбитража в целом являются:
1) возможность избрания экспертов на должность арбитра;
2) возможность влиять на формирование состава суда;
3) скорость рассмотрения;
4) стороны имеют большую возможность для продления срока для вынесения решения, если это целесообразно;
5) окончательность арбитражного решения;
5) стоимость (более низкие расходы);
6) конфиденциальность процедуры разбирательства;
[2]
7) возможность принудительного исполнения арбитражного решения.
[1]
Среди преимуществ арбитража также отмечаются нейтральность места рассмотрения спора (форума), возможность исполнения арбитражного решения за рубежом, недопустимость обжалования (апелляции) решения по существу.
Преимуществами третейского разбирательства являются:
— компетентность третейских судей в специальных вопросах;
-участие сторон в определении правил третейского разбирательства, упрощении процедуры рассмотрения и разрешения спора (например, в части оптимизации правил доказывания, применении новых видов доказательств, в том числе электронных и т.д.);
— недопустимость обжалования (апелляции) решения по существу;
— возможность принудительного исполнения решения третейского суда;
— конфиденциальность процедуры третейского разбирательства;
— возможность разбирательства дела по месту осуществления деятельности.
Выделенные особенности предопределяют доступность третейской формы защиты права, более низкие издержки при рассмотрении дела в третейском суде.
Основной недостаток третейского разбирательства связан с риском вынесения третейским судом решения с нарушением норм материального права. Возможности для обжалования такого решения весьма ограничены.
Альтернативное разрешение споров
Наряду с возможностью обращения в государственные суды и арбитражи для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении международных экономических связей, есть и иные возможности.
Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.
Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника).
Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д. Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника. Для создания надлежащего механизма процедуры посредничества был разработан Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ (утвержден и вступил в силу 01 июня 2001г.)
Рекомендуем для включения в текст договора (контракта, соглашения) оговорку о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ:
«Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
Как работает третейский суд
Стороны сами устанавливают правила организации и деятельности такого третейского суда. Они также определяют состав суда, место и время разрешения дела и т. д. Все эти вопросы оговариваются в специальном третейском соглашении. Казалось бы, в этом случае сторонам предоставлена полная свобода. Однако следует помнить, что и в случае создания «разового» суда необходимо руководствоваться Законом и выполнять его требования к составу третейского суда. После того как «разовый» суд рассмотрел спор, он прекращает свою деятельность.
Если стороны не хотят сами решать все организационные вопросы и искать третейского посредника для разрешения спора, то им следует обратиться в постоянно действующий третейский суд. Такие суды работают при ряде негосударственных организаций, чтобы разрешать экономические споры.
В конце 2003 года начал работу третейский суд при Адвокатском бюро «Правовая гарантиЯ».
Споры между юридическими лицами и физическими лицами рассматриваются в каком суде
АПК РФ Статья 27. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27 АПК РФ
1. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил компетенции, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Арбитражные суды рассматривают относящиеся к их компетенции дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Реформа третейских судов: 10 важных изменений в коммерческом арбитраже
1 сентября 2016 года в России начинается реформа третейских судов. С этой даты они меняют названия на постоянные арбитражные учреждения и фактически полностью вливаются в российскую судебную систему. Мы подготовили карточки с наиболее значимыми изменениями, которые произошли в институте третейского разбирательства.
Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ о третейском арбитраже вступает в силу 1 сентября 2016 года. К этому документу уже разработано множество ведомственных нормативных актов, определяющих новые правила работы третейских судов в Российской Федерации. В результате арбитражей станет меньше, но они станут достойными конкурентами государственным судам.Что же меняется в системе бывших коммерческих “карманных судов” корпораций?