Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что говорить священнику на исповеди?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.
Как правильно подготовиться к исповеди?
Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.
Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.
- невоздержание от всякого проявления зла
- претензии к людям и жизни
- измена мужу или жене
- страх перед людьми или обстоятельствами
- страх исповедовать христианство людям
- неоправданный гнев
- озабоченность
- чрезмерная болтливость
- гордыня
- насилие, рукоприкладство
- жестокость по отношению к людям
- жестокость по отношению к животным
- занятие оккультизмом
- злословие
- отказ от участия в христианских таинствах
- ожесточение, озлобленность
- богохульство
- не прощение своих обидчиков
- корысть
- взяточничество
- введение в заблуждение
- хвастовство
- заставлять ребёнка грешить
- обман детей,
- презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога (Лк.10: 16)
- оскорбление ребёнка
- отказ от не рождённого ребёнка
- осуждение
- ставить заботы мирские выше Бога
- отказ от помощи
- не смирение перед Божьим наказанием
- неповиновение Божьим заповедям
- отсутствие сострадания
- постоянные жалобы
- презрение
- не довольствоваться тем, что имеешь
- неискренность
- не быть кротким и тихим
- участие в раздорах, ссорах
- нежелание меняться в соответствии с заповедями
- упрямство
- обращение к ложному совету (не от Бога)
- грубость
- ненасытное стремление к мирской выгоде
- зависть
- хитрость
- отчаяние
- сомнения в силе Бога
- агрессия по отношению к богатым/бедным
- агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
- невозвращение долгов
- обман
- мошенничество
- лжесвидетельство
- поддаваться искушениям
- уныние
- отчаяние
- пьянство
- несправедливость
- враждебность
- желание зла
- злопамятство
- невоздержание от всякого проявления зла
- мстительность
- вымогательство
- отсутствие веры
- лесть ради выгоды
- жадность
- нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
- стремление к Богу на словах, но не сердцем
- упование на человека, а не на Бога
- упование на богатство, а не га Бога
- отделение себя от Бога
- не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
- потакание своим слабостям
- видеть свой собственный интерес, а не Христа
- непочтение к родителям
- унижение себя или других
- причинение боли душевной и физической
- лицемерие
- безответственность
- ревность
- оправдание нечестивых
- воровство
- убийство животных
- отсутствие любви
- обидчивость
- злоупотребление
- предвзятость
- не молиться во имя Иисуса
- себялюбие
- осознанное не совершение добрых поступков
- вредность
- предательство
К вопросу о признании в преступлении
Исповедь предполагает признание во всех грехах. Даже включая поступки, которые имеют правовые последствия для кающегося.
Согласно тайне исповеди, основные положения которой даже зафиксированы в законе, показания священника в суде не будут иметь силы. Поэтому, если у человека хватит моральных сил, он может признаться даже в самых страшных поступках.
Тем не менее, это не значит, что священник отнесется к признанию в преступлении нормально и сразу отпустит грех. Батюшка может предложить человеку пойти с повинной в полицию.
Если серьезный проступок имел место, то рассказывать о нем нужно не вскользь и не ограничиваясь общими словами. Священник должен понять, насколько тяжел грех человека.
Пост перед Причастием
Если перед Исповедью пощение обычно не требуется, то перед Евхаристией оно совершенно необходимо для очищения души. Если позволяет здоровье, все дни подготовки ко Причащению христианин:
- воздерживается от всей животной пищи;
- ограничивает развлечения, просмотр телепередач, новостей.
Традиционно с полуночи перед Причастием начинается так называемый Евхаристический пост – в отличие от времени говения, это полное воздержание вообще от пищи, питья. При этом:
- если Причастие планируется во время ночной литургии (такая совершается, например, на Пасху, Рождество, Крещение), то Евхаристический пост, как правило начинается с 9-10 ч. вечера;
- если есть желание причаститься во время Литургии Преждеосвященных Даров, которая в некоторых храмах, иноческих обителях, служится вечером, понятно, что воздержание с полуночи вряд ли возможно – тогда рекомендуют не вкушать пищи, питья 6 часов.
Советы приходящим исповедоваться
Исповедь – разговор с Богом. Важно, чтобы вы сами понимали сказанное Вами.
Перед тем, как идти на Исповедь, перечитайте перечень самых распространенных грехов, вспомните свою жизнь и подумайте, какие прегрешения относятся именно к Вам. Если есть непонятные слова, к примеру, нега (приятные ощущения, желание их чувствовать), нужно узнать, найти ответ, что значит тот или иной грех. Чтобы не забыть, можно написать на листочке все, что вспомнили. Принято еще перед Таинством три дня поститься и воздерживаться, пытаясь переосмыслить свою жизнь. Не забудьте со всеми примириться и не держать ни на кого зла. Важно желать исправиться и стать лучше.
Речь кающегося на Таинстве Покаяния идет из сердца, ее нельзя внести в какие-то рамки. Человек должен забыть про стыд, ведь это не должно стать препятствием на пути исцеления. Господь и так знает наши пороки, но ждет, чтобы, осознав свою вину, мы пришли просить прощения и сил на борьбу со страстями. Стыдиться и бояться – значит неискренне раскаиваться. Ведь, придя к врачу, вы снимаете одежду даже через стыд, лишь бы он вас вылечил.
Точно так же нужно поступать в случае, если священник Вам кажется недостойным или слишком грешным. Например, когда становится известным какой-то порок священнослужителя, прихожане перестают ходить к нему на Таинство. Но, если человек в священническом сане, чтобы он ни сделал, для других людей, которые от его руки принимают прощение, благодать и сила Таинства все та же. Это Бог через него отпускает прегрешения. Поручи (небольшие повязки, обвязанные у запястья батюшки) – это символ, что священнослужитель не своими руками совершает все действия, а Божьими.
Где и как научиться святому Покаянию
Покаяние – это не просто голос совести. Это еще и проявление Любви к Богу и ближним. Ведь раскаяние ведет за собой и исправление, мы пытаемся больше не огорчать ни своего Создателя, ни тех, кто дорог нашему сердцу. От этого так тяжко бывает начать этот путь исправления жизни, ведь бесы не отпустят так просто душу.
В первую очередь нужно постараться найти себе опытного духовного отца, который сможет направлять и наставлять на всех этапах изменения всего существа и всей жизни. Если не найдется такого, то можно использовать более трудный, но никак не менее действенный способ – идти за учением Святых Отцов Церкви. Выше уже было указано несколько известных праведников, которые оставили творения с описанием своего пути ко Христу. Можно разве что дополнить список, хотя назвать всех угодников Божиих будет сложно. Исаак Сирин, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Силуан Афонский, Иоанн Лествечник, Петр Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Кронташтадский, Варсонофий Оптинский, — читая их труды, православный христианин наставляется и научается правильному пути к Богу.
Важно также иметь желание исправиться и не сходить с этого пути. Понятно, что есть падение и взлет, мы падаем и поднимаемся вновь. Главное, не прекращать вставать вновь и вновь. В своей книге «Монастырь в миру» протоиерей Валентин Свенцицкий говорит, что если решить изменять свою жизнь, то нужно это делать до конца, иначе, бросив, вернуться на тот же путь будет сложнее, нежели было вначале.
Еще никогда не начинать хвалить себя за то, что ты как бы там достиг. Хотя на самом деле топчешься на месте, только песок разгоняя. Надо всегда помнить о своей греховности и недостоинстве.
Ответы на популярные вопросы
Таинство покаяния сопряжено с многими вопросами и недоумениями. Они касаются роли священника, подготовки к таинству, его действенности.
Можно ли исповедоваться без священника, «в душе»?
Безусловно, можно. Современные священники говорят, что Господь приемлет покаяние в любое время и в любых обстоятельствах. Но раскаяться мало: нужно преодолеть грех, а это чаще всего невозможно своими силами. Господь уважает свободу человека и не посылает помощь тому, кто не просит о ней и, стало быть, не нуждается.
По церковному учению и практическому опыту многих людей, благодать для преодоления греха посылается только через таинство покаяния.
А если священник осудит кающегося?
Так не произойдет. Священник всегда радуется глубине покаяния человека и часто восхищается его решительностью. Иерей – носитель благодати, но одновременно – такой же человек, как и остальные.
Обязательно ли писать грехи на бумаге?
Нет, не обязательно. Но иногда это полезно, чтобы составить картину своей духовной жизни и не забыть важные моменты покаяния. Иногда человеку крайне стыдно произнести свой грех перед иереем, и тогда ему помогает «шпаргалка», которую священник может прочитать сам.
Насколько подробно нужно рассказывать о грехах?
Рассказывать о грехах нужно конкретно, но без лишних подробностей, не описывая обстоятельства их совершения.
Что делать, если забыл назвать грех?
Забытые грехи, в которых человек раскаивается, прощаются Богом, как и исповеданные. Если грех тяготит совесть, его можно назвать на следующей исповеди.
Списки грехов в помощь кающемуся
Прибегая к пособиям, которых в интернете много, скорее запутаетесь, чем получите помощь. Составить длинный список грехов по образцу не трудно, но часто в них указаны вовсе не понятные вещи, относящиеся к монашествующим. Они – «бездельники», на них возлагается только две обязанности: труд и молитва, все остальное – грех. Сравнивать поступки в миру, с такими подручными средствами священники не советуют. Иногда это выглядит вовсе глупо.
Например:
- собирал марки;
- мылся душистым мылом;
- делал прически;
- стирал в воскресенье и т. п.
Можно позаимствовать краткость, с какой называют грех. Это поможет составить личный перечень, чтобы не впасть в многословие, не рассказывать историю (роман) своей жизни. Сделайте так: Запишите поступки, о которых понимаете – они плохие. Об этом сожалеете, готовы не повторять (кстати, не так часто они случаются, но постоянно напоминают о себе, всплывая в памяти).
Например:
- Нагрубил родителям.
- Ударил жену.
- Украл велосипед (кассету, книгу, любую вещь) и пр.
- Не посетил больного родственника, который в этом нуждался.
Продолжайте далее: взгляните на свой характер. Видеть себя таким, каков ты есть, непросто. Некоторые вовсе считают себя нормальными, хорошими, добрыми, всегда правыми. Бери и пиши с него икону. Но как раз в таком человеке уже виден грех гордыни, свергнувший дьявола с Неба. Такое происходит от незнания законов веры.
Чем чаще будете исповедоваться, постигать православное учение, приближаться к Богу, тем больше увидите в себе грязи, от которой нужно избавиться. Знайте, если не обнаружили в себе грехов, значит находитесь далеко от исполнения заповедей. Нет ни одного святого, о котором можно сказать, что он безгрешен.
Если уж совсем туго, ничего в голову не приходит, спросите близких людей: Какие плохие качества они назовут. Со стороны всегда виднее. Эти черты, скорее всего, окажутся тем, что вы ищите. Подумайте, возможно список пополнится такими грехами:
- гневался, раздражался, плохо о ком-то думал;
- ругался матами, грубо отвечал, осуждал, ненавидел;
- не знал меры в еде (чревоугодие);
- приходил домой пьяным, буянил;
- изменял супруге (мужу), обманывал, клеветал, распространял слухи;
- не помогал другим, отказывал в просьбе, насмехался над тружениками;
- дал (уговаривал) согласие на аборт;
- ленился исполнять свои обязанности как на работе, так и дома и т. д.
Совет: Прежде чем обратитесь к какому-либо источнику со списком грехов, постарайтесь сначала записать, что хорошо помните, что тяготит душу, о чем вы, действительно, сожалеете. Такие грехи точно простятся. Выискивая недостатки в себе, прибегая к пособию, стремитесь не к количеству (охватить все сразу), а к качеству. Прочли, вспомнили, осознали, сокрушились, дали себе слово: так больше не поступать. Попросили Господа помочь в этом. Теперь вносите в листок для исповеди.
В каких случаях возможно отлучение от Причастия
Священник может не допустить вас до Причастия в следующих случаях:
- если вы не постились (воздерживались от мяса, яиц, молока, рыбы и развлечений) в течение 3 дней до Причастия;
- если вы нарушили евхаристический пост – что-то съели или выпили с полуночи до святого Причащения. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин;
- если вы не воздерживались от супружеского общения в период подготовки ко Причастию (это правило может изменяться в зависимости от духовного состояния готовящегося ко причастию);
- если вы курили с полуночи до святого Причащения;
- если вы находитесь в состоянии озлобленности, сильного гнева;
- если у вас есть неисповеданные грехи или непрощенные обиды;
- если вы совершили смертные грехи (данное правило может изменяться в зависимости от духовного состояния готовящегося ко Причастию);
- женщинам запрещено причащаться в состоянии женской нечистоты. Исключение – в случае смертельной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
- невоздержание от всякого проявления зла
- претензии к людям и жизни
- измена мужу или жене
- страх перед людьми или обстоятельствами
- страх исповедовать христианство людям
- неоправданный гнев
- озабоченность
- чрезмерная болтливость
- гордыня
- насилие, рукоприкладство
- жестокость по отношению к людям
- жестокость по отношению к животным
- занятие оккультизмом
- злословие
- отказ от участия в христианских таинствах
- ожесточение, озлобленность
- богохульство
- не прощение своих обидчиков
- корысть
- взяточничество
- введение в заблуждение
- хвастовство
- заставлять ребёнка грешить
- обман детей,
-
презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога
(Лк.10: 16) - оскорбление ребёнка
- отказ от не рождённого ребёнка
- осуждение
- ставить заботы мирские выше Бога
- отказ от помощи
- не смирение перед Божьим наказанием
- неповиновение Божьим заповедям
- отсутствие сострадания
- постоянные жалобы
- презрение
- не довольствоваться тем, что имеешь
- неискренность
- не быть кротким и тихим
- участие в раздорах, ссорах
- нежелание меняться в соответствии с заповедями
- упрямство
- обращение к ложному совету (не от Бога)
- грубость
- ненасытное стремление к мирской выгоде
- зависть
- хитрость
- отчаяние
- сомнения в силе Бога
- агрессия по отношению к богатым/бедным
- агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
- невозвращение долгов
- обман
- мошенничество
- лжесвидетельство
- поддаваться искушениям
- уныние
- отчаяние
- пьянство
- несправедливость
- враждебность
- желание зла
- злопамятство
- невоздержание от всякого проявления зла
- мстительность
- вымогательство
- отсутствие веры
- лесть ради выгоды
- жадность
- нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
- стремление к Богу на словах, но не сердцем
- упование на человека, а не на Бога
- упование на богатство, а не га Бога
- отделение себя от Бога
- не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
- потакание своим слабостям
- видеть свой собственный интерес, а не Христа
- непочтение к родителям
- унижение себя или других
- причинение боли душевной и физической
- лицемерие
- безответственность
- ревность
- оправдание нечестивых
- воровство
- убийство животных
- отсутствие любви
- обидчивость
- злоупотребление
- предвзятость
- не молиться во имя Иисуса
- себялюбие
- осознанное не совершение добрых поступков
- вредность
- предательство
Есть ли в Библии список грехов?
В Библии много списков грехов, но нет единого списка всех грехов, которых мы должны избегать. В начале Адаму и Еве было дано только одно правило – не есть с определенного дерева (Бытие 2: 16-17). Это был короткий список, но они не смогли сохранить даже это. Повторный урок истории состоит в том, что составление списка грехов недостаточно, чтобы удержать нас от совершения греха.
Беглый взгляд на Писание подтверждает этот факт. Бог дал закон через Моисея, включая десять заповедей. И все же Израиль нарушил первую заповедь еще до того, как Моисей сошел с горы. Синай.
То же самое относится и к остальной части закона Моисея. Еврейские религиозные лидеры нашли в Торе (первых пяти книгах Ветхого Завета) 613 законов, которым нужно подчиняться. Хотя эти законы определяли, что такое грех, они не могли гарантировать избежание греха.
В Нагорной проповеди Иисус взял части Закона и показал, что для них есть нечто большее, чем простое послушание. Радовать Бога – значит делать то, что правильно, с чистым сердцем. Например, в отношении прелюбодеяния Иисус сказал: «Но я говорю вам, что каждый, кто смотрит на женщину с похотливым намерением, уже совершил прелюбодеяние с ней в своем сердце» (Матфея 5:28). Закон гласил, что следует избегать прелюбодеяния, но Иисус учил большему принципу чистоты сердца.
В Новом Завете есть несколько списков грехов (например, Галатам 5: 19-21), но они не претендуют на полноту. Из этих списков мы можем выделить методы, которых нам следует избегать, но мы понимаем, что наша борьба с грехом превосходит возможности любого списка. Грех – это “все зло” (1 Иоанна 5:17). Грехи бездействия также ошибочны: «кто знает, что правильно делать, и не делает этого, для него это грех» (Иакова 4:17).
Со всеми этими способами грешить легко чувствовать, что ты сдаешься или даже не пытаешься. И все же это чувство неадекватности – это то, что Бог использует, чтобы показать нам нашу нужду в Спасителе. Чем больше мы осознаем свою вину, тем больше мы зависим от Него. Все начинается с отношений со Христом и опыта новой жизни (Ин. 3:16).
После того, как Бог спас нас, мы можем сказать «нет» греху:
«Поэтому вы также становитесь мёртвыми для греха и воскресшими для Бога во Христе Иисусе. Поэтому не позволяйте греху властвовать в вашем физическом теле, дабы заставить вас повиноваться его страстям. Не представляйте своих прихожан греху как орудия неправедности, но представьте себя Богу как те, кто был принесен от смерти к жизни, и ваши члены к Богу как инструменты для праведности. Ибо грех не будет господствовать над вами, поскольку вы не под законом, но под благодатью »(Римлянам 6: 11-14)
Как правильно исповедоваться
На таинство покаяния важно приходить без опоздания. Исповедь проводится в утреннее или вечернее время. Раскаивающиеся верующие читают чинопоследование. Священник опрашивает имена пришедших на исповедь, следует сообщить его спокойным голосом, не выкрикивая. Опоздавшие в таинстве не участвуют.
Рекомендуется проводить обряд покаяния у одного духовника. Нужно дождаться своей очереди, далее обратиться к людям со словами: «Простите меня, грешную (грешного)». Ответом послужит фраза: «Бог простит, и мы прощаем». После этого подходят к священнослужителю и склоняют голову перед аналоем — возвышенным столом.
Перекрестившись и поклонившись, верующий исповедуется, перечисляя грехи. Начинать фразу следует со слов: «Господи, согрешила (согрешил) перед Тобой…» и раскрыть, в чем именно. Сообщают о проступке без подробностей, общей формулировкой. Если понадобится уточнение, батюшка попросит. Однако говорить слишком кратко: «Грешен (грешна) во всем!» также не допускается. Важно перечислить все проступки, ничего не утаивая. Заканчивают исповедь, например, фразой: «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй меня грешного (грешную)!» Далее внимательно выслушивают священника, принимают к сведению его советы. После прочтения церковнослужителем «разрешительной» молитвы крестятся и кланяются дважды, целуют Крест и книгу Евангелие.
Важно! За тяжелые прегрешения представитель церкви назначает епитимию — наказание, которое может заключаться в прочтении длинной молитвы, соблюдении поста или воздержания. Только после ее выполнения и с помощью «разрешительной» молитвы верующий считается прощенным.
В больших Храмах при значительном количестве людей применяют «общую» исповедь. В этом случае священник перечисляет главные грехи, а исповедующиеся каются. После этого каждый прихожанин подходит к представителю церкви под «разрешительную» молитву.
При первой исповеди не рекомендуется проводить общий обряд, предпочтителен частный.
Исповедь блудных грехов
Блуд считается очень тяжким грехом. Раньше за такие проступки отлучали от причастия на срок до 7 лет. Он находится внутри самого человека, в его подсознании. Он ест человека изнутри. Находясь в таком искушенном состоянии, чувствуешь эйфорию. Тебе уже не хочется читать молитву. Богу такие грешники неугодны, ему мерзко от одной мысли о них. Но в то же время, покаявшись, они будут прощены быстрее всех других.
Как говорят святые отцы, хватит и трех дней усиленной молитвы, поста, покаяния, чтобы заслужить прощение Господнее.
Стыдно конечно страшно, но лучше рассказать и раскаяться, нежели носить эту мерзость в себе. А если Ваша семья еще и ждет ребенка, тем более. Зачем мучить еще неродившуюся душу малыша. Ведь мы перекладываем свои грехи на детей. А потом диву даемся, чтож они болеют, или имеют много проблем в жизни!