Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет транспортная инспекция у такси?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транснадзор контролирует соблюдение обязательных требований в сфере транспорта, любого: воздушного, железнодорожного и т.д. Это разные подразделения и разные законодательные акты. Поэтому сразу оговоримся, что мы имеем в виду именно автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили, автобусы).
Кого может остановить сотрудник УГАДН
На основании 119 Приказа сотрудник надзорного органа на любом шоссе имеет право остановить ТС любой категории.
Инспектор имеет право выявлять в потоке ТС, у которого, возможно, превышены размеры или вес, и отправлять такие машины на стационарный или передвижной пункт контроля.
Тормозить автомобили инспектор должен с помощью диска со световозвращателем или красным сигналом. Также для привлечения внимания водителя допускается применять свисток.
Сотрудники Ространснадзора имеют право задерживать машины с максимальной массой, превышающей 12 тонн, за невнесение платы по системе «Платон».
Имеются различия в предоставляемых документах при перевозках внутри страны и международных. Здесь важно понимать, что есть 2 варианта контроля со стороны транспортной инспекции. Первый – это проверка или мероприятия по инспектированию документов в организации.
Второй – это плановый рейд или осмотр ТС. Такое разделение прописано в 294 ФЗ и 542 регламенте Ространснадзора.
Благодаря дифференциации правовых терминов и появились разные требования к документам, которые обязан предоставить водитель при остановке автомобиля инспектором.
Когда ждать проверок?
Есть проверки плановые, о них мы подробно писали в этой статье. Они проводятся в соответствии с ежегодным планом надзорного органа. Есть ли ваша организация в этом плане, вы можете узнать заранее в Едином реестре проверок или на официальном сайте Ространснадзора.
Удобно искать дату плановой проверки на сайте УГАДН, который относится к вашему региону. Это быстрее и проще: в «местной» таблице проверок перечислены только региональные предприятия.
Другое дело, что не все УГАДН оперативно обновляют планы на своих сайтах. Поэтому не ленитесь перепроверять информацию во всех источниках.
За 3 дня до самой проверки инспектор УГАДН обязан письменно уведомить вас о визите, отправив копию «Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица». Из распоряжения можно загодя узнать, кто будет проводить проверку, в какие сроки — а также увидеть перечень документов, которые надо будет предоставить проверяющему.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Остановка инспектором ДПС
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
- признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
- наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
- данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
- водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
- у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
- остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
- срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
- с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
- проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Права и обязанности ППС
Контроль за обеспечением безопасности на дорогах, как уже было сказано выше, выполняют сотрудники ГИБДД. У них есть право останавливать машины, проверять документы, документировать нарушения. Однако кроме ГИБДД, в системе Министерства внутренних дел РФ существует ППС.
Ее работники часто тормозят автомобилистов, выполняют проверку документов, проводят осмотр транспортного средства и т.д. Однако имеют ли сотрудники патрульно-постовой службы на это право?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с самим понятием «Патрульно-постовая служба». ППС является подразделением МВД России, в обязанности которого входит предупреждение и пресечение нарушений правопорядка на улицах и в общественных местах, в том числе и на дорогах, так что ее сотрудники имеют право на применение необходимых мер.
Так как ППСП является подразделением полиции, на ее, как и на Госавтоинспекцию, распространяется действие Федерального закона «О полиции». Согласно 13 статье этого закона, полиция имеет право остановить авто, проверить, есть ли у водителя права и страховой полис, если это нужно для обеспечения безопасности дорожного движения.
Также права и обязанности как автовладельцев, так и полицейских установлены в правилах дорожного движения. Согласно пункту 2.1.1., в случае остановки автомобиля сотрудником полиции с целью проверки документов, если это нужно для выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка на дороге, водитель обязан их предоставить.
Остановка инспектором ДПС
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
Если у инспектора такой знак отсутствует, значит, в данный момент он находится не на службе и не имеет права кого-либо останавливать и оформлять протоколы о нарушениях. Единственное, он может стать свидетелем допущенного вами нарушения, как и любой другой очевидец. Теперь вы знаете, кто может останавливать транспортное средство.
Также обязательно стоит обратить внимание, на каком автомобиле передвигается инспектор. Законом строго запрещено использование ТС, не являющихся патрульными автомобилями, во время службы. Отличить патрульный автомобиль от любого другого не составит труда. Это должен быть автомобиль, автобус или мотоцикл, который находится на балансе органов правопорядка. При этом закон предусматривает, что в широком смысле патрульный автомобиль может не иметь специальной цветографической схемы на бортах с символикой Российской Федерации и сирену. Но это не относится к автомобилям, которые используются для контроля движения на дорогах. Для этих транспортных средств данные атрибуты являются обязательными. Если на машине инспектора, который вас остановил, их нет, то и сама остановка незаконна.
Будет ли вторая волна мобилизации
О проведении второй волны мобилизации говорят постоянно. Россияне не уверены в том, что мобилизационные мероприятия завершились насовсем.
Между тем, в Кремле опровергают то, что скоро призыв на военную службу возобновится. Официальный представитель Президента РФ Дмитрий Песков неоднократно говорил о том, что вопрос о повторе мобилизации не обсуждается.
Мнения о том, что мобилизационных мероприятий пока не планируется придерживаются и эксперты. Они считают, что сегодня в этом нет необходимости, но вполне допускают возобновление призыва в будущем, например, если российская армия понесет колоссальные потери.
Таким образом, в настоящий момент россиянам не стоит опасаться возобновления мобилизации. Если она и повторится, то уже в будущем году.
Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.
Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения.
Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения. Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному.
Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации. Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.
Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей».
Итак, кто имеет право останавливать транспортное средство? Вывод: остановить имеет право только милиционер-регулировщик, который должен быть в соответствующей служебной форме со служебным жетоном на груди.
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Порядок осмотра и досмотра
Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:
- получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
- необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
- имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.
Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:
- проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
- проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
- задержание правонарушителей.
Что говорят в Минобороны
Как рассказали в пресс-службе Минобороны, в задачу экипажей военной автоинспекции, в том числе Центрального военного округа, в частности входит организация безопасного сопровождения транспорта, задействованного для перевозки военнослужащих. Речь идет о мобилизованных в рамках частичной мобилизации и их перемещению к местам проведения занятий по боевой подготовке.
Там объяснили, что офицеры ВАИ проводят осмотр транспортных средств, в том числе пристальное внимание уделяют наличию пассивных средств безопасности, корректности работы тормозной системы и двигателей. Кроме того, автоинспекторы проводят профилактические беседы с водителями о необходимости соблюдения ПДД и техники безопасности при передвижении в колонне. Такую работу в октябре они провели, к примеру, в Алтайском крае и в Волгоградской области.
«Сотрудники военной автоинспекции следят за безопасностью движения военного транспорта, сопровождают автобусы с гражданами, призванными во время частичной мобилизации, а также несут дежурство в местах проезда на полигоны. Патрули оснащены средствами связи, ручными металлоискателями и спецсредствами. Также органами военной полиции организовано взаимодействие с другими силовыми ведомствами», — сообщили в Минобороны.
Как задерживают машины
Процедура задержания машины строго регламентирована. Инспектор составит протокол о нарушении, потом — протокол о задержании транспортного средства. Если водителя нет рядом, найдут понятых, проведут видеосъемку, но машину все равно задержат. Если водитель не подпишет протокол — тоже не проблема.
Если решили задержать машину, ехать дальше по своим делам не дадут. Машину отвезут на штрафстоянку или заблокируют специальными устройствами. Если сразу забрать ее не получится, ее отгонят в такое место, где она не будет мешать движению.
Если нарушение смогут устранить до того, как машину отгонят на штрафстоянку, можно ехать дальше.
Штрафстоянка платная и стоит дорого. Чтобы забрать машину, нужно оплатить все расходы на эвакуатор и хранение. Причем даже если нарушитель не собственник машины, собственнику ее все равно не отдадут без оплаты всех расходов. Потом он может потребовать возмещения расходов с водителя, но чтобы забрать машину, придется заплатить. Это касается предпринимателей, которые нанимают водителей. Всегда есть риск незапланированных расходов.
Что делать, если грозит задержание машины
Если вас остановили за нарушение и стало понятно, что грозит задержание машины, план такой:
- Узнайте, за какое именно нарушение задерживают машину. Не всегда инспектор имеет на это право. Проверьте статью и что он написал в протоколе.
- Изучите протокол и напишите, с чем не согласны. Пишите прямо там, это пригодится при обжаловании.
- Постарайтесь устранить причины задержания на месте: покажите документы, переставьте машину, передайте право управления. Если это получится, задержать машину не смогут. Тогда у вас будет только штраф за нарушение, но без расходов на эвакуацию и штрафстоянку.
- Узнайте, куда повезут машину, если ее все-таки эвакуируют.
- Требуйте зафиксировать все повреждения и дефекты, если они есть. Если машину повредят при эвакуации или хранении, можно требовать компенсацию.
- Как можно быстрее оплатите расходы на перемещение и хранение машины и заберите ее со стоянки. Если забрать в тот же день, платить за штрафстоянку не придется.