Уточненная налоговая декларация: особенности и практика применения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточненная налоговая декларация: особенности и практика применения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад

Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.

Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.

Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.

Когда отвечать за ошибки не придется?

Уточненная декларация – реальный шанс избежать доначислений, пеней, штрафов. Если документ подан в налоговую до того, как недостоверные сведения выявлены инспектором в рамках камеральной проверки, за неполноту отражения сведений или за их неотражение наказывать не будут. И за занижение суммы налога ответственность нести не придется.

Также доначисления не грозят налогоплательщику, который подает уточненку после выездной налоговой проверки. Правда, это касается только исправления сведений, на которые инспекторы не обратили внимания. Если ошибки выявили в ходе проверки, подача уточненки не поможет избежать ответственности. Придется пересчитывать налог, корректировать сведения в налоговой декларации, платить все доначисленные суммы.


Какие налоги в фокусе?

Уточненную декларацию можно подать по любому налогу. ТОП-3 налогов, по которым чаще всего налогоплательщики сами корректируют сведения, чтобы избежать штрафов и доначислений, мы рассмотрим ниже.

При подаче уточненок, которые корректируют сумму налога к уплате, действует один и тот принцип «сначала уплата налога, потом отчет». То есть, если в первичной декларации сумма налога занижена, сначала погашаем недоимку и пеню за каждый день просрочки, а потом подаем уточненку в налоговую. Если не заплатить недоимку и/или пеню, ФНС наложит штраф – 20% от суммы задолженности.


Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?

Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.

На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.

Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.

Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.


Неисполнение требования, выставленного по первоначальной декларации

Еще один нюанс, возникающий в рассматриваемой ситуации: как быть с требованиями о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена? Ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.

ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 N КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.

Читайте также:  Материнский капитал-2023. Как его потратить на ипотеку и покупку жилья?

Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 N 09-АП-28331/2010-АК).

Корректирующая налоговая декларация. Особенности подачи

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.

Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)»).

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В этой связи может сложиться следующая ситуация.

Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

Читайте также:  ПРИКОСНОВЕННОСТЬ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ

То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

У организации есть/были обособленные подразделения

Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.

Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).

Зачастую, особенно это касается случаев переплаты, граждане обнаруживают недочеты спустя определенное время. Иногда проходят годы. Многие попросту не надеются получить свое. Другие, обнаружившие недоимку, рассчитывают переждать, уповая не срок давности.

Законодательство фактически никак не регулирует данный вопрос. Поэтому сроки подачи УД практически неограниченны. Даже спустя несколько лет вас могут заставить исправить ошибки, возместить «страдания» бюджета.

Однако некие правила по срокам подачи все же существуют. Касаются они, в первую очередь, недочетов, приведших к уменьшению суммы налога.

  1. При выявлении ошибки, что называется, «по горячим следам» нужно подать УД до того момента, как истечет срок подачи налоговой отчетности. Тогда она считается поданной в тот же день.
  2. Также речь может идти о подаче УД уже после того момента истечения, когда истечения срок подачи декларации. Тогда нужно смотреть на срок уплаты по конкретному налогу.
  3. Третий случай – истечение всех вышеперечисленных сроков.

Срок назначения выездной проверки

В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, в какой срок может быть назначена выездная налоговая проверка при подаче уточненной декларации. В письме от 19.04.2013 № 03‑02‑07/1/13473 Минфин России разъяснил, что Налоговым кодексом не установлены предельный срок представления уточненной декларации, а также предельный срок для назначения выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной декларации. В связи с этим налоговики нередко назначают выездную проверку спустя значительное время после подачи уточненной декларации, что вызывает споры с налогоплательщиками по поводу правомерности ее проведения.

Свою позицию по поводу срока назначения выездной проверки при подаче уточненной декларации Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ выразила в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973. Она указала, что налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной декларации и согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки. Между тем это не означает, что в случае подачи уточненной декларации выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время без учета разумности срока, прошедшего с момента ее подачи. В силу принципа правовой определенности налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения. При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в том числе: существование у налогового органа при должной организации контрольной работы возможности по своевременному выявлению обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации; способность налогоплательщика в случае проведения повторной выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

Отметим, что данная позиция была сформулирована при рассмотрении вопроса о сроке назначения повторной выездной проверки. Однако суды руководствуются ею и при рассмотрении споров о сроке назначения первичной выездной проверки на основании уточненной декларации. Примером является постановление АС Центрального округа от 20.04.2022 по делу № А35-1073/2021. В этом деле в 2019 г. компания представила уточненные декларации по налогу на прибыль за 2015—2016 гг. По результатам их камеральной проверки инспекция нарушений не выявила. Затем в 2020 г. налоговики в связи с представлением уточненных деклараций вынесли решение о проведении выездной проверки за 2015—2016 гг. Руководствуясь положениями ст. 89 НК РФ и вышеприведенной позицией Верховного суда, суды трех инстанций пришли к выводу, что оспариваемое решение инспекции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы компании. Они указали, что выездная проверка назначена спустя полтора года после представления в налоговый орган уточненных деклараций, что само по себе является значительным сроком. При этом налоговики не представили доказательств, подтверждающих разумность срока назначения проверки. Суды отвергли довод налоговиков о том, что в Определении Верховного суда РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 оценивалось назначение повторной выездной проверки, поскольку приводимые в данном судебном акте положения в равной степени применимы и к первоначальной выездной проверке.

В случае представления «уточненки», налоговики могут проверить период, превышающий три года, если раннее этот период не был охвачен выездной проверкой

Период, который инспекторы могут проверить при выездной проверке, составляет три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении. Однако в случае представления уточненной декларации налоговики могут проверить период, за который уточнена сумма налога, даже если этот период закончился больше трех лет назад. ФНС России в письме от 29.05.12 № АС-4-2/8792 назвала условия применения данной нормы.

Пункт 4 статьи 89 НК РФ гласит: в случае представления уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена эта «уточненка». В такой редакции эта норма действует со 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу положений Федерального закона от 27.07.10 № 229-ФЗ), но до сих пор она вызывает многочисленные вопросы. Согласно разъяснению ФНС, данная норма:
— является исключением из общего правила о трехлетнем периоде, который может быть охвачен выездной проверкой;
— применяется, если налогоплательщик представил уточненную декларацию за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;
— применяется независимо от того, в какой момент была представлена уточненная декларация (во время проведения выездной проверки, до ее проведения или после);
— предоставляет налоговому органу право провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная декларация, но только в том случае, если соответствующий период ранее не был охвачен выездной проверкой.

Читайте также:  Штраф за проезд под кирпич в 2023 году

Процессуальный порядок проведения камеральных налоговых проверок в связи с представлением уточненной налоговой декларации

Положения настоящего раздела применяются в случае представления в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета). В целях настоящего пункта при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день, следующий за датой получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.

Положения настоящего раздела применяются в случае представления уточненной налоговой (декларации (расчета) до подписания акта проверки первичной налоговой декларации (расчета) лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем), либо передачи акта проверки указанному лицу, в зависимости от того, какое из указанных действий совершено ранее.

Положения настоящего раздела также применяются в случае представления более одной уточненной налоговой декларации (расчета).

Положения настоящего раздела применяются в отношении: налоговых деклараций; расчетов авансовых платежей; налоговых расчетов, представляемых налоговыми агентами; расчетов сборов и деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (расчет) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (абз. 1 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса).

Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (расчет) в следующих случаях:

  • при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (абзац второй п. 1 ст. 81 Налогового кодекса);
  • при получении сообщения о выявленных проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса,).

При представлении уточненной налоговой декларации (расчета) камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации (расчета) прекращается. Акт проверки в этом случае не составляется. Выявленные обстоятельства анализируются применительно к уточненной налоговой декларации (расчету). Пояснения и документы, представленные налогоплательщиком и полученные в результате осуществления камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), используются при проведении проверки уточненной налоговой декларации (расчета).

Если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена в налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) в момент или после обнаружения налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборах, такая проверка завершается, по ее результатам составляется в установленном порядке Акт проверки.

Документом, свидетельствующим об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в первичной налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате сумме налога, является Акт камеральной налоговой проверки. Таким образом, при камеральной налоговой проверке момент обнаружения налоговым органом нарушений законодательства по налогам и сборам определяется датой акта камеральной налоговой проверки.

Пунктами 3, 4 ст. 81 Налогового кодекса установлено, что, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал:

  1. об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации;
  2. об обнаружении налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
  3. о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал:

  1. об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации;
  2. об обнаружении налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
  3. о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Как правильно подать корректирующую налоговую декларацию

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога , подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:

  • «Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2020 году»;
  • «Особенности уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ»;
  • «Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *