Отчетность КИК (офшорных компаний)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность КИК (офшорных компаний)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вне зависимости от разновидности аудита, всегда используется единая форма аудиторского заключения. Заключение о бухгалтерском состоянии предприятия должно составляться на русском языке, все денежные операции — отображаться в российских рублях. Аудиторы, работающие с вашей бухгалтерией, отвечают за правильную и объективную оценку достоверности работы проверяемого предприятия.

Структура аудиторского заключения

Чаще всего предусмотрена единая форма аудиторского заключения. Сам документ составляется на русском языке, для выражения стоимостных показателей используются рубли.

Структура аудиторского заключения включает в себя следующие пункты:

  • наименование “аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
  • адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
  • сведения об аудиторе, которые содержат в себе: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • сведения об аудируемом лице включают в себя: организационно-правовую форму аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.;
  • вводная часть содержит сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом;
  • часть, описывающая объем аудита;
  • часть, содержащая мнение аудитора;
  • дата аудиторского заключения (проставляется на момент окончания его проведения);
  • подпись аудитора (под “аудитором” понимается руководитель аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия).

Как определить прибыль (убыток) КИК?

По российскому законодательству прибыль (убыток) КИК определяется одним из следующих способов:

  • По данным финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств, включенных в , либо в отношении финансовой отчетности такой КИК представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.
  • По правилам главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» для налогоплательщиков — российских организаций.

Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

Презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13-15 %.

Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

Как представить уведомление о КИК за 2022 год

Уведомление о КИК за 2022 год необходимо представить по форме, утв. приказом ФНС от 19.07.2021 № ЕД-7-13/671@. Уведомление состоит из титульного листа (страница 001), сведений о физическом лице (страница 002), а также 8 дополнительных листов со сведениями о КИК и самом контролирующем лице. При этом к заполнению обязательны только первые две страницы, а также листы А, А1, Б и Б1. Все прочие листы заполняют только при наличии соответствующих оснований (сведений).

В уведомлении необходимо указать:

  • период, за который представляется уведомление (2022 год);
  • дату представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли (при наличии);
  • дату представления уведомления об отказе от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли (при наличии);
  • наименование иностранной компании, в которой участвует физлицо;
  • регистрационный номер, присвоенный иностранной организации, ее код в качестве налогоплательщика и адрес (при их наличии);
  • дату, являющуюся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность иностранной организации;
  • дату составления финансовой отчетности иностранной организации;
  • дату составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации;
  • долю участия физлица в иностранной организации;
  • порядок участия физлица в иностранной организации;
  • основания для признания физлица контролирующим лицом иностранной компании;
  • основания для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения.

Подача уведомления о КИК в 2021 году

Не всегда деятельность является прибыльной, особенно на начальных этапах. Поэтому нередко КИК фиксируют в отчетности убытки за финансовый год. Однако отрицательный результат деятельности можно перенести на будущие более благоприятные периоды и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу. Воспользоваться такой возможностью удастся только при условии, что прибыль иностранной компании определяется на основании финансовой отчетности.

Но, чтобы воспользоваться подобным правилом, следует обязательно уведомить компетентные органы – указать наличие убытка в уведомлении о КИК за соответствующий период.

Если прибыль иностранного юрлица определяется на основании отчетности, тогда ее разрешается уменьшить на дивиденды и пересчитать по среднему курсу за соответствующий период.

А еще в расчет прибыли иностранной компании не учитываются следующие доходы/расходы:

  • переоценка/обесценивание долей в уставном капитале/паи/ценные бумаги/производные финансовые инструменты (деривативы, опционы);
  • доходы/убытки от реализации долей в капитале/паев/ценных бумаг;
  • прибыль/убыток дочерних компаний;
  • расходы на формирование/прибыль от расформирования резервов.

То есть на вышеуказанные показатели разрешается уменьшить размер прибыли и уже тогда ее сравнивать с граничным показателем – 10 млн. рублей.

Данными правилами разрешается воспользоваться в следующих случаях:

  • нет возможности предоставить финансовую отчетность;
  • юрисдикция не обменивается финансовой информацией с РФ;
  • контроллер самостоятельно выбрал этот вариант.

Касательно последнего – если контролирующее бенефициар юрлица принял решение определять прибыль по правилам гл. 25, тогда такой порядок будет действовать в течение как минимум 5 следующих налоговых периодов.

Читайте также:  Можно ли прописаться без присутствия собственника

Нужно отметить, что такое решение должно быть зафиксировано в учетной политике налогоплательщика.

Если же применять правила гл. 25 — решение физлица, тогда ему необходимо указать соответствующие данные в декларации.

Наличие двух вариантов определения величины прибыли контролируемой иностранной компании обусловлено практической необходимостью – не все юрисдикции обязывают и требуют формировать финансовую отчетность и проводить ее аудит. Речь идет о классических оффшорах, таких как Белиз, Маршалловы Острова, Сент-Невис и Китс. Рассчитать уровень дохода в подобных компаниях не является возможным основываясь на балансе и отчете о прибыли и убытках. Однако это можно сделать, анализируя первичные документы и выписки с банковских счетов. Именно на такие компании и распространяется правила определения прибыли в соответствии с гл.25. Законодательство престижных юрисдикций в большинстве случаев обязывает вести официальную финансовую отчетность и делать ее аудит.

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

Аудиторское заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора;
  • индивидуальным аудитором.

С 01 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Теперь определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

Подробно о способах определения величины прибыли КИК

  • она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
  • она образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;
  • эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая в соответствии с настоящей статьей по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;
  • она является одной из следующих контролируемых иностранных компаний: активной иностранной компанией; активной иностранной холдинговой компанией; активной иностранной субхолдинговой компанией;
  • она является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности;
  • она является одной из следующих иностранных организаций: эмитентом обращающихся облигаций, организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • она участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска;
  • она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;
  • контролируемая иностранная компания признается международной холдинговой компанией.

Физические лица в отношении всех принадлежащих им КИК вправе применить специальный порядок налогообложения: уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн. руб., без предоставления в налоговый орган финансовой отчётности КИК. Для этого, необходимо до 31 декабря года, за который налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли, подать уведомление в налоговый орган. Такой режим налогообложения КИК должен применяться не менее 5 последовательных налоговых периодов. Что хорошего в этом — фиксированная сумма прибыли КИК не зависит от количества КИКи нет необходимости прикладывать копию финансовой отчетности. Но при этом нельзя сумму уплаченного фиксированного налога зачесть в счет налога с полученных дивидендов, нельзя воспользоваться льготами освобождающими прибыль КИК от налогообложения.

Мы обещали рассказать, как уменьшили штрафы. Какое-то время понадобилось на изучение материалов дела. На налоговые требования существуют ограниченные сроки ответа, пришлось вникать в документы очень быстро. Клиент сообщил нам факты, представил документы. В своей позиции мы обратили внимание на то, что:

  • совершение административного правонарушения в области контролируемых иностранных юридических лиц допущено впервые с момента государственной регистрации общества, ранее налогоплательщик не привлекался к налоговой ответственности за подобное и аналогичных нарушения в области налогового законодательства Российской Федерации;
  • выразившееся в непредставлении в установленный срок налоговому органу уведомления о контролируемых иностранных компаниях налоговое правонарушение не повлекло за собой причинение вреда правам и законным интересам третьих лиц, охраняемым общественным отношениям, причинение имущественного ущерба, в том числе бюджетной системе Российской Федерации, а равно иным образом негативно не отразилось на поддержании законности и правопорядка в области налогового регулирования по причине освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в Российской Федерации;
  • налогоплательщик с даты государственной регистрации при создании и до настоящего момента является добросовестным налогоплательщиком, не допускает в хозяйственной деятельности совершения действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, занижение налоговой базы, злоупотребление правом, а также избегает совершения иных действий, влекущих за собой нарушение норм действующего налогового законодательства Российской Федерации;
  • налоговое правонарушение допущено налогоплательщиком с неумышленной формой вины, по неосторожности, общество не сознавало противоправного характера своего действия (бездействия), не предвидело вредных последствий и не желало наступления таких последствий, а равно сознательно не допускало их и не относилось к ним безразлично;
  • самостоятельное исправление налогоплательщиком нарушения срока представления уведомления о контролируемых организациях, а также непродолжительный период пропуска такого уведомления;
  • несоразмерность налоговой санкции в виде налогового штрафа в размере 100 тыс. руб. характеру, обстоятельствам и последствиям допущенного налогоплательщиком правонарушения.

Конечно, дополнительно мы подробно описали, как было получено требование, как предоставлен ответ. В результате удалось снизить штраф со 150 (ста пятидесяти) тысяч рублей до 35 (тридцати пяти) тысяч рублей по конкретному случаю.

Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.
Читайте также:  Сколько лет служат в армии России в 2023 году

Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок.

Таким образом, непроведение обязательного аудита и непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации.

Чтобы избежать ответственности и выполнить требования законодательства, вовремя проходите аудит. Эксперты КСК могут оказать множество дополнительных услуг от восстановления учета до подготовки к налоговым проверкам и их сопровождению.

  • Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.
  • Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
  • Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
  • Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
  • Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
  • Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
  • Выгода от получения аудита
  • Почему Umbrella Group

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.

Понятие налогового резидентства

Расширено понятие налогового резидента (Статья 246.2): таковыми признаются также иностранные компании, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения. Редакция Федерального закона от 8 июня 2015 г. вносит существенные изменения в порядок определения места управления. Так, местом управления иностранной организацией признается Россия при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно (т.е. в объеме, который не является существенно меньшим, чем в других государствах) осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ;
  2. главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в РФ. Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Таким образом, соблюдения одного из вышеперечисленных условий достаточно для признания России местом управления организации, а следовательно – для признания организации налоговым резидентом РФ. Если на основании указанных условий невозможно однозначно определить место управления компании (если компания представляет доказательства выполнения таких же условий в отношении иного иностранного государства), то дополнительно проверяется выполнение одного из следующих условий (п. 5 ст. 246.2):

  1. ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ;
  2. ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;
  3. оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

П. 3 ст. 246.2 содержит перечисление видов деятельности, которые сами по себе не признаются осуществлением управления иностранной компанией в России. К таким видам деятельности относятся:

  1. подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;
  2. подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации;
  3. осуществление на территории РФ отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.

Закон относит к таким функциям стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть. Указанный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, по смыслу закона основные критерии для определения статуса налогового резидента перечислены в п. 2 ст. 246.2. Если они не позволяют четко установить место управления, то следует обращаться к п. 5 ст. 246.2. Указанные в п. 3 ст. 246.2 виды деятельности даже в их совокупности не позволяют признать иностранную организацию налоговым резидентом РФ.

Что такое контролируемая иностранная компания?

Согласно НК РФ, контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) будет являться любая компания, зарегистрированная в любой форме за рубежом, но владельцы, управляющие или выгодоприобретатели которой являются налогоплательщиками (налоговыми резидентами) Российской Федерации.

Что здесь важно понимать, что под компанией понимается не только юридическое лицо но и юридические структуры без образования иностранного лица, как такового, т.е. ЮСБОИЛ. О чем конкретно идет речь? КИК может быть: партнерством, фондом, трастом, или любой иной формой коллективной деятельности.

Что значит контролируемая? Это значит, что российский налоговый резидент либо владеет более 25% акций данной компании в случае, если в составе акционеров больше нет резидентов РФ, либо более 10% в случае, если общий пакет акций или прав собственности находится у российских резидентов.

КИК будет также признан таковым, если осуществляется контроль любым способом за решением таких вопросов, как:

  • распределение прибыли или доходов;
  • управлением имуществом иностранной компании:
  • распоряжение активами компании.

Таким образом лицом, контролирующим иностранную компанию могут быть признаны не только владельцы, но и управляющие лица: директора, управляющие банковскими счетами, ключевые менеджеры.

Виды доходов, с которых снимается налог для нерезидентов, не имеющих представительства

Большинство граждан понимает, что, даже не имея компании, есть очень много возможностей для получения дохода. Конечно же, правительство не может пропустить это мимо ушей, и уравнивает иностранцев в обязанностях платить налог. Так, есть список всех видов доходов, с которых им тоже придется выплатить налоги. Забираются эти суммы, правда, еще у источника выплат, и до иностранцев они просто не доходят. Такие доходы включают в себя:

  1. Дивиденды, получаемые участником российских АО
  2. Получаемые суммы после деления имущества
  3. Поступающие проценты от третьих лиц по долгам
  4. Суммы, после использования в России объектов интеллектуальной собственности. Наиболее очевидным примером есть кинотеатры, которые показывают зарубежные фильмы, а существенная часть выручки все равно переходит производителям продукта (за рубеж).
  5. Прибыль, получаемая от продаж своих акций.
  6. Получаемые суммы по международным перевозкам (по России), но только если здесь находится хотя бы один из пунктов (отправления-доставки).
  7. Переводы от продаж или передачи в аренду собственного имущества – оно должно быть собственностью этой организации и находиться в РФ.

Как организовать филиальную отчетность, чтобы избежать налоговых претензий

Помимо декларации по налогу на прибыль (ее представление обязательно даже при нулевых показателях) и отчета о деятельности ПП потребуется представить налоговикам и иные отчетные формы и сведения. Например:

  • имущественные декларации (при наличии недвижимости, транспорта, земли);
  • «зарплатные» справки и расчеты (6-НДФЛ, 2-НДФЛ и др.);
  • декларации по НДС (включая представление их копий в адрес налоговиков по месту учета с подтверждающими отметками того налогового органа, через который происходит централизованное исчисление и уплата НДС — если ПП перешел на централизованную систему исчисления и уплаты НДС через отделение в другом регионе РФ);
  • сведения о среднесписочной численности работников за предыдущий год и др.
Читайте также:  Выплаты работникам при ликвидации предприятия 2023 компенсация выходное пособие

Если деятельность ПП сопряжена с налоговыми рисками, оно может последовать рекомендациям налоговиков, заключающимся в следующем:

  • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств;
  • уведомить контролеров о предпринятых мерах по снижению рисков (уточнении налоговых обязательств) путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогам за периоды деятельности с высоким налоговым риском;
  • передать налоговикам вместе с уточненками пояснительную записку (ее форма приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Лист А — Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией

Листы А и А1 нужно заполнить для каждой контролируемой иностранной организации. В нашем примере таких организаций две — Chamomile Ltd. и Horns & Hoofs Ltd., поэтому нужно будет заполнить эти листы отдельно на каждую организацию.

Вот как это будет выглядеть:

Номер контролируемой иностранной компании

вы выбираете самостоятельно, главное условие — чтобы он был уникальным для каждой КИК. Для удобства я рекомендую нумеровать их с единицы и далее по возрастанию. Кстати, вы уже должны были указать этот номер в уведомление об участии в иностранной организации.

Наименование иностранной организации

указывается в латинской транскрипции. В обновлённой форме уведомления о КИК больше не требуется указывать название в русской транскрипции, как это было раньше.

В поле 3. Код государства (территории) регистрации (инкорпорации)

укажите код страны, в которой была зарегистрирована иностранная организация. Код страны вы можете найти по классификатору стран мира здесь. В данном примере код Британских Виргинских островов — 092.

В поле 5. Регистрационный номер (номера) в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации)

нужно указать регистрационный номер, который был присвоен компании в момент её регистрации. Его обычно можно найти в свидетельстве о регистрации компании (Certificate of incorporation).

Поле 6. Код (коды) налогоплательщика в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) или их аналоги

заполняется только если у компании есть отдельный налоговый номер (также известный как TIN — Tax Identification Number). В некоторых странах этот номер совпадает с регистрационным номером компании.

Поле 7. Код налогоплательщика в государстве (на территории) налогового резидента или аналог

заполняется только в достаточно специфическом случае, когда компания зарегистрирована в одной стране, но является налоговым резидентом другой страны. Например, компания зарегистрирована на Джерси, но является налоговым резидентом Кипра. В же нашем примере мы оставляем это поле пустым.

Понятие уведомлений, правила и сроки

С 2015 года налоговым законодательством была введена обязанность для физических лиц и прочих налогоплательщиков, касающаяся уведомления налоговых органов о причастности к иностранным компаниям и организациям. В том числе и уведомления о создании иностранной организации, не образовывающей при этом отдельного юридического лица.

Уведомление представляет собой заполненный по всем правилам и нормам налогового права документ, который передается плательщиком в налоговый орган на рассмотрение.

В случаях, если это уведомление не предоставляется, а налоговый орган в ходе проверок или иными законными путями узнает о том, что плательщик, будь то физическое лицо или организация, являются контролирующими лицами, входят в состав или участвуют в деятельности прямо или косвенно иностранной организации, то к плательщику применяются соответствующие меры наказания.

В частности – штрафные взыскания, размер которых колеблется в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

Согласно статье 25.14 Налогового кодекса, плательщик обязан направить уведомление в налоговый орган не позднее, чем через 3 календарных месяца после того, как стал непосредственным прямым или косвенным участником иностранной организации. То есть после того как в иностранной компании появилась доля участия у конкретного лица, у последнего есть три месяца на то, чтобы уведомить свой налоговой орган (следует понимать, как налоговый орган по месту жительства).

При этом это правило распространяется только на лиц, которые не являются контролирующими лицами (то есть доля их семейного участия не превышает 50%). Согласно нормам налогового законодательства, при учете контролирующих лиц учитывается доля всей семьи (следует понимать, как супругов), а не отдельного физического лица.

Кроме того, правило распространяется исключительно на компании, которые не являются отдельно образованным юридическим лицом.

Если плательщик является контролирующим лицом организации, то он обязан отправить на рассмотрение соответствующее уведомление об участии в иностранных организациях не позднее, чем 20 марта после окончания налогового периода (следует понимать, как календарного года, который берется за основу в налоговом учете).

И это уведомление носит несколько иное название – уведомление о контролирующих иностранных организациях, где контролирующим лицом выступает как раз плательщик, отправляющий документы в налоговый орган.

Действует и другое правило в отношении физических лиц, которые не были ранее признаны налоговыми резидентами. Так, согласно нормам налогового права, если плательщик получил статус налогового резидента не с момента образования компании, а в процессе ее деятельности, то уведомление он направляет в налоговый орган по истечении календарного года, в котором был признан резидентом. При этом уведомление должно быть направлено на рассмотрение не позднее, чем 1 марта следующего года (следует понимать, как года, который следует за отчетным календарным годом).

Штрафы за непредоставление уведомления о КИК или ошибки в уведомлении

Обратите внимание, что за нарушение законодательства о КИК предусмотрены очень серьёзные штрафы:

  • За не поданное вовремя уведомление о КИК предусмотрен штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не были представлены (п.1 ст. 129.6 НК РФ). Таким образом, если бы герой из моего пример не подал вовремя уведомление о КИК, сумма штрафа составила бы 500 000 рублей * 3 = 1 500 000 рублей.
  • За непредоставление подтверждающих документов по КИК (финансовой отчетности и аудиторского заключения) предусмотрен штраф в 500 000 рублей (пп.1.1 ст. 129.6 НК РФ)
  • За ошибки, допущенные при заполнении уведомления о КИК, предусмотрен штраф в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании в отношении которой представлены недостоверные сведения (п.1 ст.129.6 НК РФ).
  • За неуплату физическим лицом налога с прибыли КИК предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст.129.5 НК РФ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *