Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Что такое диагностическая карта?
2) диагностическая карта — документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;
2) диагностическая карта — документ в электронном виде, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также на бумажном носителе, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;
В первую очередь напомню, что диагностическая карта — это документ, который содержит результаты прохождения технического осмотра. Она нужна для того, чтобы приобрести страховку ОСАГО на автомобиль.
До 1 марта 2021 года диагностическая карта оформляется на бумажном носителе. Дополнительно информация вносится в единую базу данных.
6. После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
6. По результатам проведения технического осмотра оператором технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра оформляется диагностическая карта.
С 1 марта 2021 года операторы техосмотра будут оформлять только электронную диагностическую карту, то есть по умолчанию на руки водителю ничего выдаваться не будет.
41. Диагностическая карта оформляется и хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Как оформить диагностическую карту онлайн?
Но раз все документы теперь в компьютерах, то может и оформить их получится, не выходя из дома? Кроткий ответ — нет, не выйдет. Любые сайты, обещающие выдачу ТО без физической встречи — это чистой воды мошенничество.
Получение диагностической карты без реального осмотра с 1 марта 2021 году будет незаконным, что вполне логично и правильно. Оценить реальное состояние автомобиля, не заглядывая ему «под капот», просто невозможно. Максимум, что можно сделать из дома, — это заполнить анкету и записаться на ТО у выдающего карты дилера онлайн. Отправить ему сканы нужных документов, назначить дату и время встречи. Всё остальное — обязательно в реальности, а не за экраном компьютера.
Как оформить диагностическую карту для ОСАГО?
Мы подошли к способам прохождения ТО. Именно здесь и сконцентрированы некоторые правила, которые, по неподтвержденным данным, могут несколько отклоняться от законных методов. Понимая, что для юридического портала оперировать понятиями «неподтвержденные сведения», «слухи» и «сплетни» не лучшая идея, мы все же приняли решения сообщить о некоторых способах, о которых стало известно из опросов. Повторимся, наши рекомендации всегда на стороне закона, и использую непроверенные данные, каждый принимает риски на себя.
Рассмотрим три основные направления:
- Белый способ. Законный метод прохождения ТО в аккредитованных пунктах.
- Серый способ. Прохождение техосмотра без предъявления авто, но с внесением результатов в ЕАИСТО.
- Черный способ. Покупка, в т.ч. и онлайн, полностью поддельной диагностической карты.
При этом в законном методе рассмотрим полный процесс диагностики, в кто время как некоторые операторы могут осматривать ТС поверхностно или с акцентом на то или иное направление.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
С 2003 г. нельзя эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, чтобы оформить договор автострахования, владельцу необходимо сначала сделать диагностическую карту на автомобиль. Номер ДК заносится в базу РСА и открывает доступ страховым компаниям для оформления полиса. Таким образом, страховщик предоставляет услуги ОСАГО на технически исправное транспортное средство, и в случае ДТП покроет убытки.
Если виновник ДТП совершил происшествие с действующим полисом ОСАГО, но истекшим техосмотром, то страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а понесенные расходы взыщет с виновника в регрессном порядке, через суд.
Порядок проведения ТО
Независимо от места регистрации и фактического проживания, автомобилист, вправе обратиться в любой удобный авторизованный пункт проведения ТО. После проверки соответствия информации в документах и узлах агрегата, сотрудники аккредитованной организации проводят осмотр.
Оценке эксперта подвергаются следующие параметры транспорта:
- тормоза;
- рулевое управление;
- осветительные приборы;
- стеклоочистители;
- колеса;
- двигатель;
- конструкция кузова;
- наличие знака экстренной остановки, аптечки и баллона-огнетушителя.
Итак, процедура техосмотра вновь стала обязательной для всех видов транспорта, за исключением ТС легче 3,5 тонн и выпуском до 3-х лет. Проводить оценку технического состояния водитель вправе только на СТО аккредитованного оператора и с установленной законом периодичностью. Стоимость услуг эксперта регулируется нормативной базой региона.
Законом установлен перечень, состоящий из двух необходимых бланков, обязательных для предъявления на станцию техосмотра:
- паспорт или иной документ для подтверждения личности заявителя;
- свидетельство ТС или его паспорт.
Как получить диагностическую карту
Одним из обязательных условий для оформления полиса ОСАГО является прохождение техосмотра и получение диагностической карты. Целью диагностики является проверка работоспособности всех основных узлов и агрегатов машины, а также дополнительных требований к ее безопасности. Не должны проходить осмотр только владельцы автомашин, срок эксплуатации которых не превышает 3 лет с момента выписки.
Выделим ключевые правила, которые предусматривает закон для получения диагностической карты:
- периодичность прохождения техосмотра зависит от года выпуска машины – при сроке эксплуатации от 3 до 7 лет нужно получать новую карту каждые 24 месяца, а после 7 лет владения ежегодно;
- техосмотр может проводить частный эксперт или организация – обязательным условием является их членство в СРО;
- осмотр проводится путем личного осмотра машины, проверки работоспособности – заочная выдача карты, без фактического обследования авто, будет являться незаконной.
Диагностическая карта автомобиля для страховки оформляется в виде листа формата А4. Информация в ней размещена тоже с двух сторон несколькими блоками. Никакой защиты этот документ не имеет, кроме печати и подписи эксперта. А как же проверить подлинность документа? Для этого сегодня существует специальная электронная база данных ЕАИСТО, в которой и можно сверить индивидуальный номер, состоящий из 15 и 21 цифры. Карта содержит таблицу, отражающую сведения обо всех проверенных механизмах и системах транспортного средства. В документе представлено 65 пунктов, содержащих информацию о тормозной системе машины, рулевом управлении, состоянии и марке колес, приборах освещения, пробеге и др. Кроме того, документ содержит сведения о ПТС, фамилию оператора, который проводил проверку, и дату следующего технического осмотра. Далее в диагностической карте делается вывод о том, соответствует или не соответствует автомобиль требованиям и нормам безопасности. В карте отражается срок ее действия, по истечении которого автовладелец должен вновь пройти техосмотр.
Для транспорта до 3 лет
Первый техосмотр легковой автомобиль проходит в три года. Эта дата считается не с момента покупки новой автомашины, как думают многие, а со дня изготовления, которая указана в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Причем в расчёт берутся только года. Другими словами, в текущем 2020 году могут не проходить техосмотр владельцы транспортных средств 2020, 2020 и 2014 годов выпуска.
До истечения этого срока страховой полис ОСАГО оформляется без предъявления техосмотра.
Срок этот взят не с потолка. Он примерно совпадает со сроком гарантии, который дают на свои автомобили флагманы автопрома. Поэтому считается, что первые три года работы машины ее соответствие всем нормам и стандартам не требует дополнительного подтверждения, за него несет ответственность изготовитель.
Подготовка к прохождению техосмотра
Что об этом необходимо знать? Когда вы определитесь с оператором техосмотра, можно будет начинать подготовку к предстоящей процедуре. Для этого следует по максимуму исключить причины, по которым может быть не пройдено ТО.
Как получить диагностическую карту для ОСАГО? Вам нужно будет представить оператору следующий пакет документов:
- паспорт гражданина РФ;
- ПТС или СТС;
- доверенность (если требуется).
Как правило, этих документов бывает достаточно для прохождения технического осмотра. Правда в некоторых организациях еще требуют такие документы, как:
- водительское удостоверение;
- справка из медицинского учреждения;
- договор по рекламе (если таковой имеется).
Главное, чтобы основные документы были в порядке и содержали достоверную информацию. Если нужные бумаги отсутствуют или указанные в них сведения не совпадают, оператор может отказать вам в прохождении технического осмотра.
Когда нужна диагностическая карта для ОСАГО?
Оформлять полис ОСАГО без диагностики не имеет смысла, так как в случае ДТП, без наличия бланка денежные средства страховой компанией не выделяются. Напротив, карта на руках и договор со страховой компанией гарантируют получение страховой помощи.
При смене хозяина машины карта не заканчивает действие, а передается до окончания срока новому владельцу, который будет на свое имя будет оформлять договор ОСАГО.
Диагностическая карта нужна, если:
- Транспортное средство новое (с момента выпуска прошло 3 года и официальный ТО не проводился ни разу).
- Требуется продление полиса ОСАГО.
- При выезде в другое государство необходим допуска к эксплуатации авто.
Карта диагностики состоит из 65 графических табличных пунктов, собирающих техническую информацию о транспорте для единой базы информации для авто по РФ. Благодаря ТО устраняются недостатки и определяется эксплуатационная пригодность машины.
Оформляют бланк письменно, а также в электронном формате с внесением в базу ЕАИСТО. При 1 варианте составляют 2 экземпляра: для владельца и технического эксперта (он хранит его ровно 3 года).
Во 2 варианте распечатывают один бланк, который передают водителю. Электронная форма предпочтительнее, так как бланк легко восстановить при нечаянной порче либо потере.
Необходимые документы
ТО проводится экспертом.
Для прохождения диагностики требуется такой пакет бумаг:
- личный паспорт;
- техническое свидетельство на транспорт;
- регистрационное свидетельство на авто;
- водительские права.
Новым машинам ОСАГО делают на 1 год без обязательного требования к прохождению осмотров.
Чтобы оформить полис требуется следующий документационный пакет:
- заявление о заключении договора;
- паспорт гражданина РФ;
- удостоверение водителя;
- регистрационное свидетельство и ПТС;
- карта технической диагностики (зеленый бланк с печатями организации и подписью эксперта, который зарегистрирован в базе ЕАИСТО);
- квитанции об оплате.
Проверка документационных бумаг перед выдачей полиса проходит в АИС РСА. Копии бумаг разрешается предоставить в электронном виде.
Операторы техосмотра обязаны передавать в систему ЕАИСТО фотографию ТС, в отношении которого проводилось техническое диагностирование (с указанием координат места нахождения ТС), дату и время начала и окончания технического диагностирования. Диагностические карты по общему правилу оформляются в электронном виде. Помимо этого:
- к полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере техосмотра отнесено вынесение операторам техосмотра предписаний об устранении выявленных нарушений;
- предусматривается, что одним из требований аккредитации в сфере техосмотра является наличие производственно-технической базы, соответствующей требованиям, установленным Минтрансом России;
- вводится обязанность оператора техосмотра осуществлять расчет пропускной способности каждого пункта техосмотра в соответствии с методикой (при этом количество проведенных техосмотров не может превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов техосмотра, более чем на 5%);
- закрепляются положения о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением техосмотра ТС (плановые проверки операторов техосмотра не предусмотрены).