Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

Дистанция между автомобилями: ПДД

В ПДД термин «Дистанция / Боковой интервал» встречается трижды:

  1. Пункт 9.10: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства (ТС), которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
  2. Пункт 9.11: Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС (состава ТС) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди ТС такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.

    Если исключить крупногабаритную технику, то для водителей остальных авто данное положение ПДД становится актуальным только при буксировке прицепа. В любом случае требование, сформулированное в пункте 9.11, не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. При этом понятие «интенсивное движение» никак не регламентируется.

  3. Пункт 3.16: «Ограничение минимальной дистанции». Запрещается движение ТС с дистанцией между ними меньше указанной (в метрах) на знаке.

    Запрещающий знак 3.16 устанавливается на сложных участках дорог (перед мостами, эстакадами, путепроводами, ледовыми переправами, тоннелями и пр.) и действует до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта или до места установки знака 3.31 «Конец всех ограничений».

Требуемая дистанция и тормозной путь

В идеале дистанция между автомобилями по ПДД равна скорости автомобиля, разделенной на два. Например, если водитель движется быстро (100 км/час), то расстояние между впереди идущим автомобилем должно быть не меньше 50 метров. Также допустим вариант, когда расстояние между автомобилями равно скорости передвижения ТС.

Чтобы понять, насколько важно соблюдать дистанцию, существует наглядная таблица, в которой показан тормозной путь передвигающейся машины на различных скоростях.

Скорость ТС перед торможением Расстояние, пройденное ТС (быстрая реакция водителя за 1 с), м Тормозной путь в зависимости от покрытия, м Расстояние до полной остановки ТС, м
сухое мокрое обледенелое сухое

(гр. 2 + гр. 3)

мокрое

(гр. 2 + гр. 4)

обледенелое

(гр. 2 + гр. 5)

30 км/ч 8 6 9 17 14 17 25
40 км/ч 11 11 15 31 22 26 42
50 км/ч 14 16 24 48 30 38 62
60 км/ч 17 23 35 69 40 52 86
70 км/ч 19 31 47 94 50 66 113
80 км/ч 22 41 62 123 63 84 145
90 км/ч 25 52 78 156 77 103 181
100 км/ч 28 64 96 192 92 124 220

Методики соблюдения правильного расстояния на дороге

Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками.

Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:

  • Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
  • Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
  • Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.

Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.

Интенсивное и быстрое движение, особенно во время дождя или снега, требует куда большей осторожности. В этом случае лучше подстраховаться и двигаться на максимально разумной дистанции от едущего впереди.

Также нужно учитывать транспорт, который движется сзади. Если вы слишком резко затормозите или совершите непредсказуемый маневр, это может закончиться аварией. Кроме того, на случаи особой наглости, когда в расстояние между вами и едущим впереди пытаются вклиниться, желательно реагировать как можно спокойнее и не пытаться вырваться вперёд.

Соблюдения дистанции в законодательстве США

На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.

Читайте также:  Семейные споры: сохранить отношения с детьми после развода

Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую «теорию» там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.

Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием «Визуальный контроль» написано:

Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.

Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.

Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.

Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.

Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.

Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!

Вы едете по скользкой дороге.

Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.

Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.

Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.

Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.

Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.

Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.

В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:

Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).

Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже «сели на хвост»:

Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.

Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.

Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого «истребителя» совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.

Если уж государство, как мы видим, не считает это правонарушением, то с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а умышленно, поэтому в данном случае, к великому сожалению, водителю не остаётся делать ничего другого, как применить пресловутое российское «правило трёх Д»: Дай Дорогу Дураку.

Читайте также:  Учетная политика организации: как составить на 2023 год

И ежели мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а именно обеспечивать безопасность дорожного движения, то есть над чем поработать и законодателю, и Правительству.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.

Правила дорожного движения придумали не вчера, но неужели за такое время их творцы так и не смогли определить безопасное расстояние между двумя автомобилями, которые движутся в одном направлении в метрах? Огромное количество редакций ПДД не приводит и намека на конкретные метры, а говорит о том, что правильная дистанция — это такое расстояние, при котором водитель может предотвратить ДТП. А это значит, что на определение дистанции должны влиять как минимум:

  • состояние дорожного покрытия;
  • скорость движения автомобиля, и одного, и второго;
  • опыт и возможности, время реакции водителя;
  • техническое состояние автомобиля;
  • условия освещенности дорожного полотна;
  • дождь, туман, пыль, голуби, кошки и прочие факторы, которые предусмотреть сложно.

Правила требуют, чтобы между автомобилями было достаточно места не только спереди и сзади, но и по бокам. Безопасное расстояние между бортами во время движения в населенных пунктах составит 1-1,5 метра. При движении по магистрали на высокой скорости — половина ширины машины, но не менее 1,5 метров.

Вообще, чем это расстояние больше, тем безопасней. Оптимально двигаться строго по центру своей полосы и помнить, что может встретиться не только 4-колесное транспортное средство, но даже мотоциклист или велосипедист. Они нередко ездят между рядами, в связи с чем большое межбортное расстояние понизит риск ДТП.

Зачем соблюдать расстояния? Помимо требований ПДД о соблюдении дистанции между бампером и бортом, стоит помнить о банальной безопасности при движении по дорогам.

Таблица: вырезки из правил ПДД

Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Пункт 9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м, должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Пункт 10.1. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства.
Пункт 10.5. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Способы определения расстояния

Параметр «дистанции» актуален для тех собственников транспортных средств, которые перемещаются по городу вслед за другими автомобилями, по той де траектории движения.
Он помнит, что, тот, кто оказался позади и въехал в бампер соседней машины, будет признан виноватым лицом «без суда и следствия».

Ситуация: В потоке машин каждый отвечает сам за себя. Минимальная дистанция составляет всего лишь 2 метра. Но никто не застрахован, что первая машина в длинном ряду внезапно затормозит из-за неожиданного препятствия (пешехода, велосипедиста, мотоциклиста или неживого предмета).

Что тогда ожидает других, последующих участников движения? Все зависит от «Его Величества случая».

А величина устанавливается индивидуально, в зависимости от текущей обстановки и скорости движения автомобиля.

Учитывается все, как, например:

  • погодные условия;
  • состояние дорожного полотна;
  • время года;
  • стаж владельца машины;
  • скорость реакции индивидуума.

Внимание! Безопасное расстояние должно быть таким, чтобы при остановке впереди идущего авто (заглох, аварийная остановка), была возможность объехать его без использования задней передачи.

Сколько метров должна быть дистанция при разных условиях движения транспорта?

Большинство аварийных ситуаций возникает из-за несоблюдения дистанционного пути. Люди по объективным или необъективным причинам нарушают нормы, что приводит к печальным обстоятельствам. Водители, нарушающие дистанцию, просто не успевают снизить скорость и врезаются в ТС, расположенное впереди.

Особенно серьезными последствия могут быть, если в движении учавствует сразу несколько автомобильных объектов. Есть всего несколько существенных моментов, которые обязан знать каждый из водителей:

Минимум расстояния между объектами движения — до 3-ех метров. При плохой погоде дистанцию необходимо увеличить до 4-ех метров. При плохом дорожном покрытии расстояние должно быть увеличено.
Новички должны соблюдать расстояние не меньше 8 метров. Это позволит среагировать на резко изменившуюся обстановку на дороге.
В городской черте рекомендуется ехать с расстоянием в 3-5 метров. Последняя норма действует для новичков.
При покрытии дорожного полотна льдом, предопложительный тормозной резерв должен равняться от 6 метров днем и от 7 метров в ночное время

При осадках, например, при снеге или дожде, оптимальный тормозной путь от 7-ми метров.
На светофорах и в других оживленных местах важно сохранять дистанцию в 2-3 метра.
В пробке водителю рекомендуется придерживаться дистанции в 2/3 своего авто. Выполнение этого требования не позволит чужому транспорту перестроиться в данный участок.

Читайте также:  Оплата штрафов через Сбербанк Онлайн

Разберемся с определением

В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато. Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.

В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?

В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью.

Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м. На практике нет величины дистанции, раз и навсегда устанавливающей расстояние для определенной скорости и дорожных условий.

В ПДД существует понятие эффективного расстояния — это безопасная дистанция между машинами. Согласно ПДД, эффективное расстояние следует увеличить, если:

  • автомобили едут по трассе с некачественным дорожным покрытием;
  • за рулем машины находится новичок;
  • дождь сменился снегом, на трассе появились препятствия и обзор стал хуже;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • водитель перестроился в конец автомобильной очереди, в которой больше 5 транспортных средств.

Дистанцию требуется увеличить еще сильнее, если водитель едет:

  • по мокрому асфальтобетонному покрытию;
  • по обледенелой дороге;
  • по мокрой грунтовой дороге;
  • по заснеженной дороге.

Несоблюдение эффективного расстояния увеличивает риск попутных столкновений.

Какая должна быть дистанция между автомобилями в метрах

К сожалению, количество метров не трактуется в ПДД. Новичкам-водителям в этом вопросе приходится изучать опыт старожилов.

На практике существуют ситуации, когда нужно увеличить допустимые параметры. Примеры:

Зачем двигаться вплотную с автомобилями? Ведь в нашей стране предусмотрено на многих дорогах многополосное движение. Да и большинство водителей не устроит такое положение «в тисках», так как оно не даёт свободу выбора и лишает многих привилегий:

Последнее обстоятельство становится причиной аварий, совершаемых в потоке машин. Даже гражданин, находящийся в пробке, не застрахован от форс-мажора. Чтобы избежать столкновения, нужно овладеть простейшими правилами расчета.

Способ № 1

Как правило, опытный водитель при расчетах эффективного значения советует взять за основу скорость движения автомобиля. Эту величину делят на 2. Вот такое расстояние и должно быть сохранено между вблизи стоящими (перемещающимися) автомобилями.

Способ № 2

Страховщики рекомендуют постоянно сохранять безопасный метраж до следующего автомобиля, который составляет примерно 2/3 части от длины автомобиля. Это – в среднем три метра. Для недилетантов допустимо сокращать этот показатель до двух метров, но меньшие показатели ведут к опасной ситуации.

Что такое дистанция в ПДД

Общее понятие «дистанция» — это расстояние между двумя объектами, взятое по направлению. Если объекты движутся навстречу друг другу, или один объект стоит на месте, а второй к нему приближается, то это означает, что дистанция между ними сокращается.

Поскольку, на дороге в роли объектов выступают участники дорожного движения, и эти участники подчиняются определенному порядку, принято говорить, что они движутся на некоторой дистанции, соблюдая, при этом, боковой интервал.

Из всех участников дорожного движения, в число которых входят и транспортные средства, и пассажиры, и пешеходы, в данном вопросе (о соблюдении дистанции) нас интересуют только транспортные средства.

Дистанция может быть встречная (когда ТС движутся навстречу друг другу) и попутная (когда ТС следуют друг за другом). Расстояние между бортами машин (транспортных средств) носит название боковой интервал.

ПДД не дают официальное определение термину «дистанция», соответственно, в Правилах не указано ее значение в цифрах. Тем не менее, транспортные средства движутся, расстояния между ними постоянно изменяются, и возникает вопрос:

Какая должна быть дистанция между транспортными средствами, чтобы движение осуществлялось в соответствии с ПДД, т.е. не создавая помех друг другу?

Поскольку движение у нас правостороннее, Правила разделяют попутное и встречное движение, то в рамках ПДД встречной дистанцией можно пренебречь. О дистанции в ПДД есть смысл рассуждать только в тех случаях, когда два или несколько автомобилей следуют попутно друг за другом в пределах одной полосы движения.

В пункте 9.10 ПДД есть следующие строки:

«Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, …».

Таким образом, дистанция до едущего впереди автомобиля в ПДД — это расстояние удаления того, «переднего» автомобиля, от вашего, т.е. расстояние, на котором «передний» автомобиль, движущийся попутно, удален от вашего по линии полосы проезжей части.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *