Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «❗❗❗За финансовой деятельностью НКО вводят тотальный контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.
Законодательное обоснование
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:
- Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
- Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.
Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.
Может ли обанкротиться бюджетное учреждение?
Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски. Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано. Значит механизм, заложенный в законах, работает. В чем же он состоит?
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.
Распоряжаться их собственностью может только учредитель, а учредителем в данном случае является государство либо в лице федеральной власти, либо власти местной, муниципальной.
Хозяйственную деятельность учреждений бюджетной и казенной формы управления государство может контролировать посредством Федерального казначейства, где они только и имеют право держать счета. А механизм смены этой формы и персональной ответственности руководителя за ухудшение результатов способствует мобилизации внутренних ресурсов и недопущению скатывания до уровня банкрота.
Как не допустить банкротства автономного учреждения?
Законом специально оговаривается понятие крупных сделок. Совершение их возможно лишь с согласия учредителя. Любая сделка, которая может сорвать выплату зарплат работникам учреждения, считается крупной. Ведь зарплаты – самая большая статья расходов бюджетных учреждений.
Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.
Государство, являясь учредителем АУ, определяет состав ценного имущества, которое в случае банкротства может быть отчуждено в пользу кредиторов. Оно не может решать, на какие нужды можно потратить заработанные учреждением деньги, но имеет достаточное влияние, чтобы не допустить его банкротства.
Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:
Наблюдение | Ведется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика. |
Финансовое оздоровление | Идет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного. |
Внешнее управление | Выбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий. |
Конкурсное производство | С него обычно начинается процесс ликвидации, заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами. |
Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.
Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.
Условия для банкротства
Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.
НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.
Если указанное выше условие соблюдено, то некоммерческая организация может заявить о своей финансовой несостоятельности.
Обычно с необходимостью подать заявление о банкротстве НКО сталкивается в процессе ликвидации. НКО ликвидируется в стандартном порядке по нормам ГК. Здесь сказано, что при невозможности погасить задолженность НКО за счет принадлежащего ей имущества организация обязана пройти процедуру банкротства. В этом случае положения Гражданского кодекса перестают действовать, а к организации применяются положения 127-ФЗ от 2002 года «О несостоятельности».
Если НКО соответствует признакам банкротства, а руководство не подало соответствующее заявление в арбитражный суд в течение месяца, то его можно привлечь к субсидиарной ответственности за бездействие в размере причиненного ущерба.
Понятие банкротства НКО
Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих фирм не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у НКО имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юрлиц, но существуют определённые ограничения.
Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся:
- политические партии;
- религиозные организации;
- учреждения, контролируемые государством.
Как осуществляется банкротство некоммерческой организации с долгами
Обновлено 14.09.2019
2019-09-05T21:40:00+03:00
Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:
- учреждения;
- политические партии;
- религиозные объединения;
- казенные предприятия.
По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.
НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.
Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.
Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.
К ним относят:
- партии политической направленности;
- организации, ориентированные на религиозную деятельность;
- учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.
Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Ответственность учредителей при ликвидации НКО
Ответственность учредителя зависит от формы создаваемого НКО:
Формы некоммерческой организации | Распределение ответственности | Основание |
Общественные и религиозные организации (объединения) | Учредители, участники (члены) не отвечают по обязательствам организации (объединения), а организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих учредителей, участников (членов). | п.2 ст.6 Закона №7-ФЗ, п.4 ст.123.28 ГК РФ, п.2 ст.123.4 ГК РФ |
Фонд | Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. | п.1 ст.7 Закона №7-ФЗ |
Некоммерческие партнерства | Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. | п.1 ст.8 Закона №7-ФЗ |
Частные учреждения | Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. | п.3 ст.123.21 ГК РФ |
Автономная некоммерческая организация | Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. | п.1 ст.10 Закона №7-ФЗ, п.3 ст.123.24 ГК РФ |
Ассоциации (союзы) | Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. | п.4 ст.11 Закона №7-ФЗ, п.3 ст.123.8 ГК РФ |
Потребительский кооператив | Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. | п.2 ст.123.3 ГК РФ |
Товарищество собственников недвижимости | Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов, а члены товарищества не отвечают по его обязательствам. | п.3 ст.123.12 ГК РФ |
Таким образом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения (либо ассоциации, потребительского кооператива) средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.
Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?
Общественные организации – это объединение граждан, в основе которого лежит общность нематериальных интересов. К ним относятся профессиональные и творческие союзы, политические партии, добровольные общества, религиозные объединения.
По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.
Таким образом, некоммерческие организации – это фирмы, которые направлены на достижение образовательных, научных, управленческих и других целей. По действующему законодательству в их отношении тоже может быть возбуждено дело о банкротстве, имеющее свои нюансы, связанные с организационно-правовой формой фирм. Порой трудно разграничить особенности банкротства коммерческих и некоммерческих организаций.
Этапы процедуры банкротства
Чтобы было открыто дело о банкротстве, необходимо в Арбитражный Суд подать заявление о признании должника несостоятельным. Документ подается по месту нахождения некоммерческой организации, и подать его могут сам должник, кредиторы и другие лица или органы, указанные законодательством, например, налоговая инспекция.
Копии заявления должны быть направлены кредиторам, уполномоченным органам, и иным лицам, предусмотренным Законом «О банкротстве».
К заявлению должны быть прикреплены:
- документы о наличии задолженности и неспособности удовлетворить требования кредиторов;
- учредительные документы должника;
- бухбаланс на последнюю отчетную дату;
- список кредиторов с включением сумм задолженностей и места их нахождения.
После рассмотрения искового заявления Арбитражный Суд может вынести решения:
- отказ признания должника банкротом;
- введение одного из следующих видов процедур: наблюдения, реабилитирующего финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения;
- признание некоммерческой организации банкротом и открытие в отношении ее процедуры конкурсного производства;
- решение, что дело о банкротстве прекращено.
Стоит отметить, что большинство перечисленных процедур, в частности, наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, не могут быть применены к некоторым субъектам:
- Отсутствующий должник.
- Должник, подлежащий ликвидации.
Для них характерно применение только конкурсного производства.
Кроме религии и политики
Возможность закрепления статуса несостоятельности юридических лиц и последующая ликвидация по этому основанию регулируются ст. 65 ГК РФ. Здесь очень четко оговорено, что банкротство НКО недоступно только для религиозных организаций и политических партий. Есть ограничения и по признанию несостоятельными различных фондов. Их банкротство невозможно, если это установлено законом, регулирующим создание такой некоммерческой организации.
Такая формулировка этой статьи ГК появилась относительно недавно. В предыдущей редакции банкротство НКО было доступно только для потребкооперативов, благотворительных и «иных фондов». Впрочем, многочисленные ресурсы в Сети до сих пор продолжают цитировать раннюю версию законодательства, чем, безусловно, вводят в заблуждение всех, кто интересуется этим вопросом.
Процедуры признания несостоятельности некоммерческой организации в остальном ничем не отличаются от банкротства коммерческих организаций. Процесс регулируется законом «О банкротстве» и может быть инициирован либо самой НКО, либо ее кредиторами или уполномоченной госструктурой.
Этапы банкротства НКО:
- Подача заявления в арбитражный суд региона, в котором зарегистрирована НКО.
- Признание судом статуса несостоятельности НКО.
- Введение процедуры наблюдения. Направлена на сохранение активов должника для удовлетворения требований кредиторов.
- Финансовое оздоровление (редко применяется в отношении НКО).
- Конкурсное производство – реализация имущества для погашения долгов.
- Ликвидация.
- В случае, если банкротство НКО инициируется самой организацией, то процесс может идти в упрощенном порядке – минуя стадию наблюдения.
Практика показывает, что большая часть банкротств НКО связана с внешними долгами. И напротив, учредители не спешат обращаться в суд в том случае, если организация накопила долгов, но кредиторы пока не взыскивают их в арбитраже.
Основания принятия решения о банкротстве фонда
- Отсутствие материальных возможностей продолжать осуществление своей деятельности. Кроме этого, у учредителей и членов собрания нет вариантов найти необходимые средства, которые необходимы для нормального существования БФ.
- Учредители должны доказать, что фонд не в состоянии достичь поставленных целей, которые прописаны в учредительных документах.
- Основанием для принятия решения о ликвидации может стать отклонение от направления заявленного вида деятельности.
- Иные основания, которые указаны в статьях и пунктах законодательных актов. К примеру, накопление просроченных обязательств перед третьими лицами или организациями. В частности, при возникновении просроченных платежей на сумму, превышающую 100 тыс. руб. При этом, срок задолженности должен быть не менее 90 дней. В данном случае банкротство будет направлено на получение возможности реализации имущества фонда. Все средства, вырученные от продажи, будут направлены на погашение финансовых обязательств.
Банкротство по АПК РФ
Банкротство юридических и физических лиц происходит в соответствии с положениями действующего АПК Цель процедуры — признание организации или гражданина неспособным рассчитаться с имеющимися долгами. Законом устанавливаются и суммы, по достижении которых возможен старт процедуры признания финансовой несостоятельности. Банкротство физических лиц по АПК возможно при достижении долга 500 000 рублей для юридических лиц порог составляет 300 000 рублей.
АПК является сводом законов, разобраться в которых несведущему человеку сложно. При возникновении необходимости банкротства различных некоммерческих организаций лучше обратиться к юристу, который ориентируется в российском законодательстве и поможет в решении любого вопроса. Свяжитесь с нашими специалистами, чтобы получить первую консультацию по вашему делу.
Д.Медведев подписал закон о бюджетных учреждениях :: Политика :: РБК
Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.
Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.
Установлен срок переходного периода для вступления в силу положений закона — с 1 января 2011г. до 1 июля 2012г. Предполагается, что в течение переходного периода субъекты РФ будут иметь возможность подготовиться к новым правилам работы, а правительство РФ сможет принять все необходимые решения о перечне бесплатных услуг для населения, которые будут оказывать государственные и муниципальные учреждения. Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному. Все необходимые изменения в уставы должны быть приняты до 1 июня 2011г.
Кроме того, уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.
Устанавливается обязанность для всех бюджетных учреждений проводить тендеры при любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.