Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать неустойку по 44-ФЗ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предоставление отсрочки и снятие штрафов и пеней позволит не допустить массовых банкротных дел, а для организаций оборонно-промышленного комплекса исключит угрозу невыполнения гособоронзаказа. Сложилась ситуация, когда у исполнителей по госконтрактам, в т. ч. предприятий ОПК, образовалась просрочка — обязательства не исполнены по причинам, не зависящим от организаций. Это последствия недружественных действий зарубежных стран, которые выражаются во введении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских юрлиц.
Как итог возникло большое количество неустоек (штрафов, пеней). Если оплатить эти штрафы, то это негативно скажется на экономике предприятий и приведет к банкротству части из них и массовым срывам гособоронзаказа. № 783 постановление правительства о списании пени в 2023 году регулирует порядок освобождения некоторых поставщиков от взысканий при исполнении контракта.
Ставки пеней остались неизменными (п. 4, 5 ст. 75 НК РФ). За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов она определяется в процентах:
Категория налогоплательщиков | Ставка пени |
---|---|
Физилица, включая ИП | 1/300 действующей ключевой ставки Банка России |
Организации | В отношении суммы отрицательного сальдо ЕНП, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно), – 1/300 действующей ключевой ставки Банка России |
В остальных случаях – 1/150 действующей ключевой ставки Банка России | |
В период с 09.03.2022 по 31.12.2023 – 1/300 действующей ключевой ставки Банка России (независимо от длительности просрочки) |
Особенности начисления пеней за периоды до 2023 г.
Если после 1 января 2023 г. налогоплательщик представит налоговую декларацию (расчет) (в том числе уточненную) по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истек до 31 декабря 2022 года, то пени начисляются с учетом следующих особенностей, установленных п. 7 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»:
Сальдо на 01.01.2023 | Совокупная обязанность | Пеня |
---|---|---|
отрицательное | увеличилась | рассчитывается на не уплаченную на дату представления декларации сумму налога, сбора, страхового взноса начиная с установленного срока уплаты, до 1 января 2023 г. |
уменьшилась | пеня, подлежащая корректировке в меньшую сторону, рассчитывается на сумму налога, уменьшенную на основании декларации, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, до 1 января 2023 г. | |
нулевое или положительное | увеличилась | рассчитывается на сумму задолженности, из которой вычитают сумму положительного сальдо ЕНС на дату представления налоговой декларации и сумму излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ по состоянию на 31.12.2022 налога на прибыль, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по этому налогу, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, и до 1 января 2023 г. |
уменьшилась | пеня, подлежащая корректировке в меньшую сторону, рассчитывается на сумму налога, уменьшенную на основании декларации, начиная с установленного срока уплаты соответствующего налога, до 1 января 2023 г. |
Как вычеркнуть пени из квитанции за ЖКУ
В соответствии с п. 35 ФСБУ «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).
Признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий (п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы») |
Объект бухгалтерского учета соответствует определению, установленному ФСБУ «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
---|---|
Существует уверенность субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета |
|
Есть возможность оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений ФСБУ «Концептуальные основы», кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2018 № 02-07-10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.
Регламентируется начисление неустойки, проводки по которым обязательно отражаются в учете организации-заказчика, Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30.08.2021. Отметим, что судебная практика по вопросу возмещения работниками предъявленных работодателям финансовых санкций, даже в том случае, когда вина работников может быть для работодателя очевидной, складывается не в пользу работодателей*(1). Однако это не исключает возможности добровольного возмещения сотрудником, признавшим свою вину, расходов учреждения в сумме уплаченных пеней.
Административный штраф представляет собой денежное взыскание, размер которого согласно ст.3.5 КоАП РФ не должен быть больше 5000 рублей для должностных лиц, а для юридических лиц сумма не должна превышать 1 млн. Уплата неустойки не связана с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Уплата неустойки также не повлечет взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате неустойки не применяются элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400.
Как отразить претензию заказчика за невыполнение работ в срок?
Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.
Нормативные правовые акты
В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:
- Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
- Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.
Применимы ли общие основания для списания неустойки (подп. «а», «б» п. 2 Правил № 783) к контракту, который был расторгнут по соглашению сторон в связи с невостребованностью части товаров (работ, услуг)?
Если расторжение контракта не было обусловлено нарушением условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), неустойка подлежит списанию на общих основаниях.
Пример правовой оценки
Необходимость подписания соглашения о расторжении возникла в связи с отсутствием иного объема работ на объекте после подписания последнего акта приемки. Следовательно, сторонами в письменной форме достигнуто соглашение об уменьшении объема работ и стоимости работ, т. е. цены контракта.Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению положение подп. «г» п. 3 Правил № 783, в связи с чем неустойка в размере 11 515,18 руб. подлежала списанию заказчиком.
Постановление Пятнадцатого ААС от 02.09.2022 по делу № А32-18084/2022.
Как провести по бухгалтерии?
При уменьшении неустойки госучреждение недополучает доход, и такие доходы считаются выпадающими. Какие применить проводки:
- дебет счета 0 40110 174 «Выпадающие доходы»;
- кредит счета 0 20941 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» — частичное списание штрафов и пеней.
Исполнитель также проводит освобождение от взыскания в бухгалтерских отчетах:
- Дт 91.2 Кт 76 – начисленные суммы взыскания подтверждаются судебным решением.
- Дт 76 Кт 91.1 – снятые штрафы и пени фиксируются в прочих доходах.
Если не получили претензию от заказчика, хотя и ожидали взыскание, то используйте следующие проводки:
- Дт 96 Кт 91.2 — оценочное обязательство;
- Дт 99 Кт 09 — отложенный налоговый актив.
В какой последовательности погашают долг по пеням
Долг по пеням, который оплачивает компания, погашается не сразу. Распределение ЕНП происходит в определенной последовательности (подп. 8—10 ст. 45 НК). Сначала налоговики направляют ЕНП на погашение задолженности по налогам и взносам с более ранней датой возникновения. Потом распределяют деньги на текущие начисления. И только после этого — на погашение пеней. Получается, если у компании есть долг по налогам, ИФНС не направит перечисленные деньги в счет долга по пеням до погашения налоговой задолженности.
На отрицательное сальдо ЕНС в виде задолженности по пеням и штрафам пени не начисляют
Такое хронологическое погашение обязательств работает в пользу компаний, так как пени начисляют только на тело самого долга по налогам и взносам. Когда исчезнет долг по налогам, пени перестанут начислять.
При каких условиях применяется списание?
Условия для списания долга по штрафам и пени по госконтрактам в 2022 году перечислены в п.2 Постановления № 783:
- Исполнитель полностью справился с обязательствами, кроме возникших по контрактам, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах корректировались сроки исполнения, суммы, включая стоимость единицы ТРУ и объем ТРУ.
- Контракт 2020-го года не выполнен в полном объеме, т.к. возникли препятствующие обстоятельства из-за распространения COVID.
- Контракт 2021-го года не выполнен полностью из-за весомого подорожания строительных материалов, и это привело к невозможности выполнения работ.
- Возникли обстоятельства, прервавшие исполнение контракта, на которые стороны не в силах были повлиять – применение санкционных мер и ограничений со стороны запада.
Сроки и порядок списания долговых обязательств с поставщика изложены в п.3 Постановления № 783:
- полное списание суммы, если взыскание не превышает 5% от стоимости договора;
- списание ½ взыскания, если его размер находится в рамках 5-20% от стоимости договора, учитывая, что 2-ю часть должник оплатил;
- полное списание начисленной неустойки за контракт по 44-ФЗ, неисполненный из-за новой волны COVID, если установлена прямая связь между пандемией и прерванными обязательствами (письмо Минфина № 24-03-08/67294 от 31.07.2020);
- полное удержание начисленной пени за невыполненные обязательства из-за роста цен на строительные материалы; взыскание долга по госконтракту в 2022 году осуществляется с даты его подписания сторонами до даты, когда исполнитель, направил заказчику предложение о внесении существенных условий;
- полное списание начисленной пени за неисполненные обязательства, возникшие вследствие применения санкций и ограничений.
Списание неустойки по 44-ФЗ 2020 г.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.
Если штрафные платежи начисляются компанией самостоятельно, то отразить их необходимо на дату расчета и уплаты в бюджет. При начислении по результатам проверки отразить их следует на дату вступления в силу решения по проверке. Учет расчетов с бюджетом по налогам организуется, в соответствии с планом счетов, на счете 68.
Если производится начисление пени по взносам, бухгалтерские проводки отражаются на счете 69. Для удобства контроля за начислением и уплатой неустоек по налоговым платежам следует организовать их аналитический учет в разрезе соответствующих налогов. Например, при начислении пени по НДС проводки необходимо отразить на субсчете счета 68, открытого для учета начисления этого налога.
Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.
В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.
Согласно пункту 6 Правил № 1063, за каждый день просрочки поставщику (исполнителю, подрядчику) начисляют пени в размере не менее 1/300 ключевой ставки от цены контракта. Ставку берут на дату уплаты пеней (как и в случае с заказчиком). А цена контракта должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые контрагент фактически исполнил.
Размеры санкций для поставщика определяют по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 1063 (Правила № 1063)
Для расчета суммы применяют формулы из Правил № 1063. При этом необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. № 1340 (далее – постановление № 1340). В нем сказано, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, с 1 января 2021 года нужно применять не ее, а ключевую ставку, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Долгое время ставка рефинансирования оставалась на уровне 8,25 процента годовых (Указание ЦБ РФ от 13 сентября 2021 г. № 2873-У). Однако с 2021 года ее приравняли к ключевой. В результате ставка рефинансирования утратила былое значение и является теперь лишь формальной величиной, фигурирующей во многих законодательных актах.
Давайте выясним, как изменится начисление неустойки в связи с этими новациями.
Контрактная система основана на положениях Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, под контрактом понимают гражданско-правовой договор, который может быть заключен в том числе бюджетным учреждением в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. А одно из обязательных условий договорных отношений – ответственность контрагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Как рассчитать пени по 223-ФЗ
В соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае нарушения сроков контрактных обязательств по 223-ФЗ заказчик может потребовать пени. Однако ни в ГК РФ, ни в самом Федеральном Законе № 223-ФЗ не содержится порядка, по которому рассчитываются пени. В ГК РФ прописаны только общие положения, которые касаются неустойки.
Сроки, в которые исполнитель обязан начислить плату за неустойку, определены в п. 65 постановления пленума ВС РФ № 7 от 24 марта 2016 года. В соответствии с этим пунктом дата фактического исполнения обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ) считается последним днём просрочки. Дни, в которые заказчиком проводилась приёмка товаров (выполненных работ), просрочка исполнения госконтракта в себя не включает (письмо Минфина от 24 марта 2020 года № 24-03-07/22888).
Как истребовать неустойку: алгоритм
- Официально зафиксировать нарушение. В установленные контрактом сроки нужно направить претензию. В ней нужно указать реквизиты контракта, итоговую сумму, расчёт, сроки и требование об уплате.
- Если поставщик (подрядчик, исполнитель) отказался платить штраф или пени, заказчик может:
- вычесть их из суммы оплаты за исполнение обязательств по контракту;
- направить в суд исковое заявление и истребовать оплату в принудительно.
Правомерность удержания неустойки подтверждена:
- гражданским законодательством (ст. 330, 333, 407,410, 420 ГК РФ);
- судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 № 1394/12);
- Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2241/12;
- позицией контрольных органов (Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15, Минфина России от 02.11.2020 № 24-03-08/95446, от 22.10.2015 № 02-08-10/60706).
Пени по госконтракту в большем размере, чем положено по 44-ФЗ: позиция судов
По закону потребители должны платить за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим. Решением общего собрания членов ТСЖ (иного кооператива жильцов) либо договором с управляющей компанией допускается установить иной срок оплаты потребленных услуг. Если опоздать с внесением денег более чем на 31 день, поставщик начислит пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг — рассчитанную определенным образом неустойку за неисполнение потребителем его обязанности.
Чтобы должнику — физическому лицу насчитали пени по квартплате, ему достаточно не платить минимум 1 месяц. В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ штрафы начисляют с 31-го дня, следующего за последним днем установленного срока внесения платы.
Осуществляется расчет пени за коммунальные услуги в 2022 году от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
Размер ее в день равен 1/300 * СР * сумма долга.
Напомним, что ставка рефинансирования, о которой идет речь, сейчас приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ, которую финансовый регулятор пересматривает не реже 1 раза в квартал. С 14.02.2022 этот показатель равен 9,50%.
ВАЖНО! Если должнику трех месяцев на полный расчет мало, ему придется платить в 2 раза больше: с 91-го дня расчеты производятся с учетом 1/130 ставки ЦБ РФ.
Приведенные выше размеры неустойки касались только долгов по коммунальным платежам. В случае неполной или несвоевременной уплаты взносов на капитальный ремонт размер пени составит 1/300 ставки ЦБ РФ. Начисляется она с 31-го дня просрочки, но ее размер не увеличивается, независимо от того, когда плательщик погасит долг. Об этом говорится в п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ.
Отметим, что увеличивать размеры неустоек кредиторам запрещено. Кроме того, когда начисляется пеня за коммунальные услуги, нельзя начислять на ее сумму дополнительные проценты. Это вытекает из п. 5 ст. 395 ГК РФ.
Чтобы было понятно, как начисляются пени по коммунальным платежам в 2022 году, возьмем следующие исходные данные:
- должник — Иванов И. И.;
- сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей;
- последняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца;
- месяц, за который не поступила оплата, — июль 2021 г.;
- ставка ЦБ с 26.07.2021 по 12.09.2021 — 6,50%, с 13.09.2021 по 24.10.2021 — 6,75%, с 25.10.2021 по 19.12.2021 — 7,5%, с 20.12.2021 по 13.02.2022 – 8,5%;
- текущие платежи вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются.
Определим, какие санкции ждут должника к 10 февраля 2022 года.
Иванову следовало заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на уплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2021 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 6,50%.
Размер штрафа — 1/300 ставки, то есть на долг ежедневно будут начислять 0,024% (6,50% / 300 = 0,022%). Таким образом, с 10 по 12 сентября (3 дня) неустойка для Иванова составит: 3 дня * 0,022% * 1000 рублей = 0,66 рубля.