Нужны ли права на скутер (мопед) в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер (мопед) в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водительские права и категории транспортных средств в 2022 году довольно сильно изменились. Начать с того, что в удостоверение были добавлены новые категории, потому не удивительно, что водители интересуются, как получить категорию, что им нужна, но которой они на данный момент не обладают.

Перечень прав на 2022 год

Категории прав – не просто символическая заметка, что украшает удостоверение водительского назначения. Это официальное право сидеть за рулем того транспортногосредства, что вам нужно. На обороте водительский бланк содержит отметку, на каком транспорте можно ездить при наличии рассматриваемых прав. Если игнорировать рассматриваемую отметку, водителя будет ждать наказание в виде штрафа. Размер наказания 5 -15 тыс. рублей.

Несколько лет назад были добавлены обновленные форматы и изменен перечень основных подкатегорий, что привело к небольшой путанице. Многие владельцы автотранспорта просто запутались в предлагаемых категориях, прежде чем пришли к тому, чтобы правильно их классифицировать. Для новичков все ещё довольно сложно разобраться в большом разнообразии пунктов и подпунктов. Чтобы систематизировать перечень, что может содержать водительский документ, рассмотрим таблицу и начнем изучать каждый её пункт отдельно.

Категория или подкатегория Тип транспортного средства
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы
В Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВE Легковые автомобили с прицепом
В1 Трициклы
С Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СE Грузовые автомобили с прицепом
С1 Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1E Средние грузовики с прицепом
D Автобусы
DE Автобусы с прицепом
D1 Небольшие автобусы
D1E Небольшие автобусы с прицепом
М Мопеды
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?

Несмотря на то, что для мопедов была введена специальная водительская категория (М), ездить на них без прав все же можно. Правда касается это лишь особого типа мототранспорта, который был специально для этого разработан.

Называются такие мопеды мофами (от нем. Mofa – Motor-Fahrrad) и у них конструктивные параметры скорости и мощности двигателя специально подогнаны под возможность езды без прав. Хотя по остальным характеристикам это чаще всего мопеды, мотовелосипеды или электроскутеры, а не велотранспорт.

Делают их в Китае, но в основном не для России и СНГ, а для ЕС, где после введения категории «М», аналогичной российской, появился огромный спрос на подобные ТС. Но все же мофы постепенно появляются и на отечественном моторынке.

Также здесь следует упомянуть и особый вид транспорта – квадрициклы (не путать с квадроциклами). У нас их пока причислили к мопедам, хотя конструктивно многие квадрициклы представляют из себя полноценный маломощный автомобиль («инвалидка» – пример советского квадрицикла). Сегодня же выпускаются модели квадрициклов на электрической тяге с конструктивными параметрами скорости и мощности, подогнанными под возможность езды без прав.

Сегодня мы узнали, на какую технику не нужны права, а в каких случаях получить ВУ всё-таки потребуется. Остановимся на наиболее важных моментах:

  • На велотранспорте без прав ездить можно, если его характеристики соответствуют указанным в ПДД ограничениям.
  • Права на велотранспорт вводились в прошлом и вполне возможно, что их введут в будущем.
  • На отдельных видах мототранспорта (мопед-моф, некоторые квадрициклы) допускается езда без прав.
  • Нестандартный электротранспорт (сигвеи, гироскутеры) можно использовать не имея прав.
  • На нестандартные виды мототранспотра как правило нужны права.
  • Для багги ВП требуются в зависимости от вида этого ТС и цели его использования.
  • Для картинга наличие ВП не требуется т. к. этот транспорт используется на закрытых автодромах.
  • Передвигаться на ТС в пределах личного участка можно, если к нему нет доступа иным лицам или иному транспорту.
  • Передвигаться на ТС вне ДОП и прилегающих территорий можно, если эта местность не используется для передвижения иных лиц или транспорта. Однозначного определения по данному вопросу в законодательстве пока нет.
Читайте также:  Военная пенсия по потере кормильца в 2023 году

Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года

Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.

Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.

Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.

В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.

Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.

Виды категорий водительских прав

Категория водительских прав — это обозначение групп транспортных средств, за рулем которых могут ездить водители при получении удостоверения. В 2021 году выделяют пять основных видов категорий прав:

  • А. Согласно российскому законодательству, права категории A дают возможность ездить россиянам на мотоциклах, мотоколясках. Также в эту группу можно отнести трехколесный транспорт с габаритами не более 400 кг.
  • В. В эту группу входят автомобили, масса которых не превышает 3.500 кг с количеством сидячих мест не более 8 штук. Также в группу относят средства передвижения с прицепом, масса которого не выходит за пределы 750 кг. Получая права категории В, водитель имеет возможность водить легковой автотранспорт, небольшие газели, минивены, внедорожники.
  • С. В эту группу входит автотранспорт, габариты которого держатся на уровне от 3500 кг до 7500 кг. Права позволяют управлять грузовым транспортом, тяжеловозами с прицепом. Категория С не дает возможности ездить на легковых автомобилях небольших габаритов.
  • D. Права категории D позволяют управлять межгородским транспортом с более чем с 8 местами для пассажиров. В эту группу относят автобусы, маршрутное такси.
  • М. К этой категории можно отнести небольшие мотоциклы, мопеды, квадрициклы. Водить транспорт, относящийся к этой категории, могут автомобилисты, имеющие ВУ любой другой категории.

Все мы трактористы – как получить «права» на квадроцикл и снегоход

Поскольку у вас не ПТС, полученный в МРЭО, а ПСМ, который выдали в Гостехнадзоре, то речь идёт о самоходной машине. А здесь всё регулируется совершенно иным законным актом – Постановлением Правительства РФ от 12. 07. 1999 № 796 «Об утверждении допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».

Если вас остановит инспектор ГИБДД, вы обязаны предъявить именно такое водительское удостоверение. Управлять квадроциклом с документами любой категории, выданным в ГАИ незаконно. Пусть даже они у вас нового образца и открыты все возможные категории, в том числе A1. Здесь она предоставляет разрешение на управление транспортом совершенно другого типа.

Читайте также:  Штраф за нечитаемые номера: закрытые, грязные, стёртые

Итак, для управления внедорожным мототранспортным средством, не предназначенным для использования на дорогах общего пользования либо имеющим максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, к коим и относятся снегоходы и квадроциклы, требуется удостоверение тракториста-машиниста, категории АI. Именно в эту категорию попадают абсолютно все квадроциклы и снегоходы. Никаких ограничений или послаблений по фактору мощности или рабочего объема двигателя нет. Зато есть несколько приятных моментов.

Стоит обратить особое внимание вот на что: после недавней реформы в ГИБДД в автомобильных правах появилась категория BI, на управление «трициклами и квадрициклами». Так вот, квадроцикл и квадрицикл – это совсем не одно и то же. Первое – это мотовездеход или «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа…». Как раз то, о чем мы и говорим.

Квадрициклы же – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторных батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования».

Квадрициклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и к категории «А» (подкатегории «ВI» с 06.11.2013 г.) транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении. Они сертифицируются с выдачей одобрения типа транспортного средства и регистрируются в органах ГИБДД.

Под эту категорию подпадают всевозможные легкие автомобильчики, которых в России вообще практически нет. Или то, что в СССР называлось «инвалидками». Словом, автомобильные права не подойдут для езды на мотовездеходах и снегоходах, как и наоборот.

Итак, прежде чем идти на экзамен, стоит разузнать, где вообще в вашем регионе расположилось непонятное заведение с названием Гостехнадзор. В Москве место, где принимают экзамены на категорию АI всего одно и расположено на проспекте Вернадского, д. 50. В регионах же чаще всего отделение технического надзора можно отыскать в райцентрах или областных центрах. Поскольку желающих сдавать экзамены на квадрик, как правило, не очень много, серьезного потока экзаменуемых не наблюдается нигде. Поэтому и регулярных экзаменов, скорее всего, не проводится. Поэтому идем в «гости» в Гостехнадзор, узнаем, кто из инспекторов занимается «нашим» вопросом и выясняем дату ближайшего экзамена.

Старые водительские продолжат действовать

Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.

Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.

На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.

Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.

Действие прав старого образца

Водительские права, срок которых заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, не обязательно сразу менять.

Рассчитать, как долго будет действовать водительское удостоверение, просто. Так, к дате истечения 10-летнего срока действия документа нужно прибавить три года. То есть, если права «заканчиваются» 1 августа 2022 года, то новые права нужно получить до 1 августа 2025 года.

При этом штрафы за использование неактуальных документов сотрудники ГИБДД выписывать не будут. Все сведения и изменения будут прописаны в базе данных Госинспекции. Благодаря этому сотрудники поймут, что права все еще действительны.

Читайте также:  Отказ в возбуждении уголовного дела

Однако если же водитель планирует выехать за границу за рулем автомобиля, обновить документ все же придется. Для поездок по ряду государств также необходимо оформить международное водительское удостоверение.

Теоретический экзамен

В п. 9 Постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года говорится, что для получения водительского удостоверения категории А1 в 2022 году необходимо сдать теорию и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Выезд в город не осуществляется.

В первую очередь сдается теория. Проверка знаний экзаменуемого проводится посредством ответа на вопросы за компьютером. На экране отображаются билеты и время, оставшееся до конца экзамена. На проведение процедуры даётся 20 минут. В билете содержится 20 вопросов. На каждый из них присутствует от 2 до 5 вариантов ответов. Правильный из них лишь один. Гражданин может самостоятельно выбирать последовательность ответов на вопросы билета. По результатам выставляется оценка «сдал» или «не сдал».

Экзамен на получение водительского удостоверения категории А1 считается проваленным, если человек:

  • допустил три ошибки;
  • не ответил на 2 вопроса в одном тематическом блоке или ответил на них неверно;
  • допустил одну ошибка при ответе на дополнительные вопросы;
  • отказался от прохождения тестирования;
  • пользовался литературой, помощью других лиц, спец. средствами.

Если гражданин не успел дать ответ на один вопрос или допустил ошибку, предоставляются дополнительные 5 минут и добавляются 5 вопросов. Если человек успевает ответить на них правильно, выставляется оценка «сдал». Когда допущены две ошибки, или в установленное время не удалось ответить на два вопроса из разных тематических блоков, предоставляются дополнительные 10 минут. В течение вышеуказанного времени нужно ответить еще на 10 новых вопросов. Если все ответы правильные, выставляется оценка «сдал».

Кто не сможет воспользоваться услугой

Но, как отмечалось выше, законодательная инициатива коснулась национального удостоверения, поэтому распространяется лишь в пределах РФ. А это означает, что поменять документы, дающие право на вождение авто, придётся тем, кто планирует поездки за границу. Кроме того, есть ещё ряд частых ситуаций, когда нужно менять права:

  • изменилась информация о водителе, например, фамилия;

  • случилась утрата или порча водительского удостоверения;

  • появились ограничения медицинского характера — упало зрение, или появились другие проблемы, влияющие на возможность управления автомобилем;

  • выявлена подделка документа, его недостоверность.

Нужны ли права на велосипеды?

Велосипеды внесены в список транспортных средств, передвижение на которых регламентируется ПДД. Однако посягать на свободу передвижения на велосипеде пока что никто не собирается. Кататься на нем можно в любом возрасте, но во время передвижений по городу необходимо ездить только по специально оборудованным велосипедным дорожкам. В случае отсутствия специальной полосы велосипедисты могут ездить как по тротуару, так и по проезжей части. Однако при выезде на дорогу необходимо придерживаться края дорожного полотна, а также соблюдать правила дорожного движения: остановка на желтый и красный свет, пропуск пешеходов, внимание на дорогах, светоотражатели и так далее. Стоит обратить внимание, что электровелосипеды являются пограничным транспортным средством, на управление которого могут потребоваться права категории «М». Необходимость их получения зависит от мощности: до 250 Вт — приравнивается к велосипеду, более высокая мощность — к мопедам.

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *