Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повредили машину на штрафстоянке: как взыскать компенсацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.
Составляем претензию к службе эвакуации
Все должно начинаться с проведения независимой экспертизы у профессиональных оценщиков транспортных средств. Обязательно нужно проследить, чтобы эксперт в заключении указал:
- что повреждения нанесены недавно;
- обязателен полный перечень нанесенных дефектов.
Не пытайтесь внести в перечень повреждений застарелые «царапины». В случае выявления попытки включить в иск «чужое» для данного случая повреждение, суд однозначно встанет на сторону эвакуаторщиков. Именно данный документ является главным аргументом в хозяйственном споре.
Стандартная претензия содержит следующие пункты:
- Ф.И.О. руководителя фирмы, оказывающей услуги по эвакуации;
- Ф.И.О. заявителя;
- дата и время эвакуации, а также название организации, которая приняла машину на ответственное хранение;
- далее следует выразить несогласие с действиями сотрудников службы, нанесшими вред автомобилю;
- нужно перечислить нарушенные нормы законодательства;
- точно укажите повреждения (списком), а также общую сумму для их устранения;
- последней фразой нужно потребовать возмещения причиненного ущерба.
Правила эвакуирования
По закону процедура эвакуации автомашины на спецстоянку является финансово затратной, подлежащей возмещению операцией, которая должна выполняться ответственными работниками. Изъятие транспортного средства владельцем со стоянки осуществляется только при условии:
- оплаты штрафных санкций за административное правонарушение при эксплуатации ТС на дороге;
- выплаты стоимости транспортировки машины и ее хранения на штрафстоянке.
То есть, по закону получается, что процедура увоза автомобиля на спецхранение ничем не отличается от простой платной услуги (осуществляемой принудительно, в соответствии с законом). Отсюда следует вывод, что данное действие должно совершаться с максимальной предосторожностью для имущества автовладельца.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (имущественное право) недопустимо нанесение исполняющими процедуру сотрудниками каких-либо повреждений увозимому при эвакуации автомобилю вне зависимости от времени, когда это может быть сделано: при погрузке ТС на трейлер или же при его выгрузке.
Все нормы, которые регламентируют условия, когда автомобиль может быть эвакуирован, отражены в Кодексе административных правонарушений России (ст.27.13). Вот основные причины изъятия ТС:
- отсутствие у водителя регистрационного свидетельства на данное транспортное средство;
- отсутствие у водителя прав на вождение автотранспорта;
- наличие неисправностей в рулевой или тормозной системе ТС, а также в других органах его управления;
- нахождение водителя ТС в неадекватном для управления состоянии (имеется в виду состояние алкогольного или наркотического опьянения, высокая степень усталости и пр.). Кроме того, автомобиль принудительно отбирается и транспортируется на штрафстоянку в случае отказа его владельца проходить медицинское освидетельствование на предмет подтверждения его трезвости. В эту же категорию правонарушений попадают ситуации, когда водитель после ДТП принял алкоголь после происшествия, но до приезда сотрудников ГИБДД;
- нарушение правил парковки;
- нарушение правил транспортировки негабаритных объектов, а также грузов, представляющих повышенную опасность.
На какие законы ссылаться?
Подать претензию службе эвакуации можно в двух случаях.
1. Авто повредили, и вы уверены, что виноват эвакуаторщик. Ссылайтесь на ст. 906 Гражданского кодекса. Согласно статье, правоотношения по хранению имущества вступают в силу не только на основании гражданско-правовых договоров, но и в силу закона. Обязательство за сохранение вещи может вытекать из административных, уголовных, налоговых правоотношений, говорится в комментарии к статье.
Конфискация авто на основании ст. 27.13 КоАП – это административное правоотношение, наш случай. Хранение в силу закона распространяется на арестованное и конфискованное имущество. А лицо, отвечающее за хранение, – собственник штрафстоянки – в силу закона обязуется обеспечить сохранность вещи и понести санкции за ненадлежащее хранение.
В каких случаях эвакуируют автомобиль
Основная проблема, из-за которой машины забирают – парковка не по правилам. Например, водитель поставил машину под запрещающие знаки. Также накажут, если автомобиль стоит на полукруглой разметке, пешеходном переходе, газоне, тротуаре или пешеходной дорожке.
Также нарушением ПДД считается остановка машины в следующих местах:
- на железнодорожном переезде или вблизи него;
- на 2-й или 3-й полосе проезжей части;
- на путях, по которым ездят трамваи;
- на мосту, эстакаде, в туннеле;
- на перекрестке или вблизи него;
- на остановках автобусов, троллейбусов и маршруток.
Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.
Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.
Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.
- Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
- Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
- Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.
Являются ли такие повреждения страховым случаем
Конечно же, не каждому собственнику своего движимого имущества на четырех колесах понравится, что машине был нанесен урон. Любой водитель захочет получить компенсацию, которая смогла бы покрыть все расходы по возмещению ущерба.
По страховому полису ОСАГО такие случаи точно не считаются страховыми, ведь они не относятся напрямую к типичному риску обязательного автострахования – ответственности водителя, владельца автомобиля.
А вот некоторые условия страхового договора по КАСКО могут включать в свой перечень также и такие риски, как повреждения машины на штрафстоянке или в процессе эвакуации.
Правда, многое здесь зависит от этапа эвакуации, на момент которого повреждался автомобиль, а также от самих страховщиков потому, что не все соглашаются страховать такие риски.
На практике такие случаи выглядят зачастую следующим образом. Любой факт повреждения машины работниками эвакуационной службы должен фиксироваться рядом стоящим сотрудником ГИБДД.
Последний, между прочим, по правилам задержания обязан находиться в присутствии погрузки до самого конца, пока эвакуатор не уедет.
Если же дополнительные повреждения были обнаружены при погрузке, тогда полицейский сразу их должен зафиксировать в акте в протоколе задержания.
В этом случае страховые компании могут отказать в выплате страховки, особенно, если в договоре в пункте по страховым случаям ничего не говориться об эвакуации.
А вот если повреждения были нанесены без фиксации в документах, тогда этот случай может быть рассмотрен как страховой – по риску ущерб третьими лицами.
Причем, даже если водитель эвакуировал свою машину на спецстоянку не по факту задержания за нарушения, а по собственному усмотрению, то любые незафиксированные повреждения могут быть расценены как урон по страховому случаю.
Такое может произойти, если машина сломалась и до ее ремонта ее нужно где-то хранить, если нет собственного гаража.
Специализированная стоянка или любая другая, которая не относится к штрафным стоянкам, может быть использована в качестве места, где авто будет надежно храниться.
Дело в том, что в некоторых страховых договорах по КАСКО есть одной условие – хранения машины на платной стоянке. А вместе с этим условием в том же договоре, как правило, прописывается и страховой случай – повреждения на штрафстоянке.
Вот именно при таких обстоятельствах, где очевиден факт нанесения ущерба имуществу во время хранения, а не погрузки-разгрузки, может страховыми компаниями засчитываться как страховой случай. А это обозначает, что владелец вправе рассчитывать на выплату страховки.
Также, если повреждения машине были нанесены до погрузки на эвакуатор, тогда этот момент также может фиксироваться как страховой случай.
В целом же страхователю – собственнику автомобиля, всегда следует ориентироваться исключительно на условия страхового соглашения, есть ли там хоть слово об эвакуации или хранении на штрафстоянке, или нет.
Действия, если обнаружили повреждения авто на штрафстоянке
Нередки также случаи, когда автомобиль эвакуируется при отсутствии на месте его собственника. В таковом случае нередки повреждения, так как большая часть рабочих осуществляет все действия максимально быстро.
В таком случае нередко случается, что наличие повреждений на транспортном средстве обнаруживается только уже когда автомобиль найден на штрафной стоянке.
В таком случае порядок действий, осуществить которые нужно будет для возмещения, отличаться будет несущественно.
В случае если авто находится на штрафной стоянке следует предварительно проверить все составные части кузова.
Обратить в первую очередь внимание следует на отдельные моменты:
- все ли компоненты кузова на месте;
- нет ли каких-либо дефектов лако-красочного покрытия, всевозможных вмятин, другого;
- не оторваны, деформированы ли какие-либо части кузова;
- на месте ли зеркала, диски, бампера.
Важно заметить, что подписывать специальный акт приема-передачи о том, что автомобиль получен, следует лишь только после тщательной проверки.
Повод отправки на штрафстояку
Причины, являющиеся основанием для принудительной эвакуации транспорта, указаны в ст. 27.13 КоАП РФ.
Таким основаниями являются:
- водитель управлял транспортом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического);
- грузовым транспортом не выполняются требования безопасности при транспортировке груза;
- автомобиль поставлен в местах, не предназначенных для стоянки, создаются помехи для другого транспорта или пешеходов;
- у лица, управлявшего транспортом, с собой не оказалось водительского удостоверения;
- автомобиль после ДТП оказался неисправным;
- обнаружены нарушения в работе рулевого управления или тормозной системы.
При двух последних пунктах собственник авто может самостоятельно решить, направить автомобиль на штрафную стоянку, либо нанять эвакуатор для доставки транспорта к личному гаражу или в автосервис для ремонта.
Добиться возмещения ущерба возможно в досудебном порядке. Но процесс таковой осуществляется достаточно редко — так как многие эвакуационные компании попросту отказываются от признания подобного рода повреждений.
Именно поэтому стоит заранее быть готовым к тому, что придется отстаивать свои права через суд.
Оформить возмещение в случае, если автомобиль был поврежден при эвакуации, будет относительно непросто. При этом чаще всего процесс подобный требует судебного вмешательства.
Про знак эвакуации автомобиля, рассказывается в статье: знак эвакуации автомобиля. Про законы об эвакуации транспортных средств в 2020 году смотрите на странице.
Порядок эвакуации автомобиля узнайте из этой информации.
Как написать претензию на службу эвакуации
Перед тем как обратиться с претензией к руководству эвакуационной службы, необходимо заручиться поддержкой независимой экспертизы. Заключение эксперта позволит доказать, что повреждения свежие, нанесены недавно. А это уже существенное подспорье в деле сбора доказательств невиновности водителя и вины рабочих службы эвакуации.
Обращаться к независимой экспертизе можно в любом случае, даже на тот случай, если при задержании или ином виде эвакуации был составлен предварительный список неисправностей в автомобиле.
Сама претензия составляется по следующему алгоритму – расположению пунктов, которые должны быть в данном документе:
- Обращение к руководителю предприятия эвакуационной службы.
- Далее пишется, от кого – Ф.И.О., собственник, какого автомобиля является гражданин (гражданка).
- В первом абзаце указывается число, время и в какую организацию с какого места было эвакуировано авто.
- Указывается несогласие с действиями работников службы эвакуации.
- Отдельно прописываются основания, по которым имеются возражения. В этом пункте очень важно ссылаться на статьи законов, а не только лишь на свое личное мнение. В случае повреждений движимого имущества можно сослаться на ст.1064 ГК РФ, в других же случаях задействуются иные статьи.
- Следующим пунктом описывается повреждения и на какую сумму были нанесены повреждения машине.
- Будет лучше, если приложить к претензии деталировку и заключение независимого эксперта, который указывает также и сумму ущерба, то это будет наилучший вариант доказательств нарушений эвакуаторщиков.
- В конце претензии владелец машины просит руководство эвакуационной службы возместить ему ущерб и стоимость услуг.
Являются ли такие повреждения страховым случаем
Конечно же, не каждому собственнику своего движимого имущества на четырех колесах понравится, что машине был нанесен урон. Любой водитель захочет получить компенсацию, которая смогла бы покрыть все расходы по возмещению ущерба.
По страховому полису ОСАГО такие случаи точно не считаются страховыми, ведь они не относятся напрямую к типичному риску обязательного автострахования – ответственности водителя, владельца автомобиля.
А вот некоторые условия страхового договора по КАСКО могут включать в свой перечень также и такие риски, как повреждения машины на штрафстоянке или в процессе эвакуации.
Правда, многое здесь зависит от этапа эвакуации, на момент которого повреждался автомобиль, а также от самих страховщиков потому, что не все соглашаются страховать такие риски.
На практике такие случаи выглядят зачастую следующим образом. Любой факт повреждения машины работниками эвакуационной службы должен фиксироваться рядом стоящим сотрудником ГИБДД.
Последний, между прочим, по правилам задержания обязан находиться в присутствии погрузки до самого конца, пока эвакуатор не уедет.
Если же дополнительные повреждения были обнаружены при погрузке, тогда полицейский сразу их должен зафиксировать в акте в протоколе задержания.
В этом случае страховые компании могут отказать в выплате страховки, особенно, если в договоре в пункте по страховым случаям ничего не говориться об эвакуации.
А вот если повреждения были нанесены без фиксации в документах, тогда этот случай может быть рассмотрен как страховой – по риску ущерб третьими лицами.
Причем, даже если водитель эвакуировал свою машину на спецстоянку не по факту задержания за нарушения, а по собственному усмотрению, то любые незафиксированные повреждения могут быть расценены как урон по страховому случаю.
Такое может произойти, если машина сломалась и до ее ремонта ее нужно где-то хранить, если нет собственного гаража.
Специализированная стоянка или любая другая, которая не относится к штрафным стоянкам, может быть использована в качестве места, где авто будет надежно храниться.
Дело в том, что в некоторых страховых договорах по КАСКО есть одной условие – хранения машины на платной стоянке. А вместе с этим условием в том же договоре, как правило, прописывается и страховой случай – повреждения на штрафстоянке.
Вот именно при таких обстоятельствах, где очевиден факт нанесения ущерба имуществу во время хранения, а не погрузки-разгрузки, может страховыми компаниями засчитываться как страховой случай. А это обозначает, что владелец вправе рассчитывать на выплату страховки.
Также, если повреждения машине были нанесены до погрузки на эвакуатор, тогда этот момент также может фиксироваться как страховой случай.
В целом же страхователю – собственнику автомобиля, всегда следует ориентироваться исключительно на условия страхового соглашения, есть ли там хоть слово об эвакуации или хранении на штрафстоянке, или нет.
Если машину повредили при эвакуации: порядок действий
Если при эвакуации ТС его все же повредили, взыскать стоимость причиненного ущерба можно одним из следующих способов:
- Составить письменную претензию на службу эвакуации;
- Подать исковое заявление в судебную инстанцию;
Если после эвакуации, на штрафстоянке или в автосервисе, вы обнаружили повреждения, следует незамедлительно предпринять следующие действия:
- Вызвать работников Госавтоинспекции, которые зафиксируют обнаруженные повреждения в соответствующем протоколе;
- После инспектора назначат проведение независимой экспертизы, которая установит стоимость полученных повреждений;
- Составить письменную жалобу на службу эвакуации.
В жалобе необходимо указать следующие данные:
- реквизиты службы эксплуатации/штрафной стоянки;
- реквизиты заявителя (фамилия, имя, отчество), контактный телефон;
- наименование документа, а именно — «Жалоба»;
- описание эвакуации: описание места эвакуации, модели машины, перечисления составленных документов при эвакуации, причины эвакуации и проч;
- описание причины подачи жалобы: обнаружение повреждений;
- требования к службе эвакуации: компенсация стоимости причиненного ущерба, установленная в ходе проведения независимой экспертизы;
- Прописывание суммы причиненного ущерба;
- Указание намерения обращения с аналогичным ходатайством в суд в случае, если оно не будет удовлетворено на досудебном этапе;
- Личная подпись заявителя;
- Проставление даты подачи жалобы;
- Опись прилагаемых дополнительных материалов;
- Самый главный документ, который нужно получить владельцу автомобиля, поврежденного при эвакуации, — это заключение независимой экспертизы. Оригинал остается у заказчика, а копия отправляется в службу эвакуации вместе с составленной заранее претензией.
- Если машина застрахована по ОСАГО, то получить выплаты быстро не получится. Как мы уже говорили, повреждение авто при перевозке его специальным транспортом, не является страховым случаем, так как авто не участвовал самостоятельно в дорожном движении. Поэтому получить компенсацию на ремонт можно только через судебный иск, написанный в адрес службы эвакуации. Иск направляется только после официального отказа в выплатах, полученного от эвакуационной компании.
- В случае с КАСКО получить денежную компенсацию будет проще, но если использовать дополнительный вариант развития событий. В страховой компании можно указать, что повреждения были получены не во время эвакуации, а в ходе злоумышленного деяния. Но и здесь могут появиться некоторые сложности. Первое — это получение справки из ГИБДД. Согласитесь, машина, стоящая на спецстоянке, выглядит не совсем убедительно для получения страховки по злоумышленному деянию.
Чтобы грамотно провести эвакуацию, следует контролировать все действия сотрудников специальной службы.
Но в то же время, если во время эвакуации было нанесено повреждение, либо же документы были составлены неправильно, то это следует однозначно задокументировать, чтобы впоследствии подать жалобу и конечно возместить ущерб, который был нанесен автомобилю.
Очень важно понимать, что если транспорт был эвакуирован принудительно, то инспектором должны были быть составлены документы, в которых отображается отсутствие повреждений, или же их наличие до процедуры погрузки на эвакуатор.
Когда человек понимает, что его автомобиль эвакуировали, он должен связаться с МВД, чтобы выяснить, куда именно доставили машину.
Но проверить автомобиль можно будет только после оплаты штрафа и получения разрешения на передачу имущества. И если владелец обнаружит повреждения, то он должен знать, что делать в таком случае.
Повреждения были обнаружены на штрафстоянке
Придя забирать свой автомобиль из подобного учреждения, стоит обязательно осмотреть его самым тщательным образом. Осмотрите – все ли наружные детали (молдинги, зеркала и т.д.) на месте, не появились ли царапины, сколы, вмятины или трещины на стеклах. Подписывайте документ о получении авто только после того, как убедились в его целостности.
Погрузка автомобиля должна осуществляться с соблюдением определенных правил, несоблюдение которых сотрудниками службы эвакуации существенно упрощает автовладельцу сбор доказательств их вины в повреждении авто.
Процесс оформления задержания транспортного средства и его дальнейшей транспортировки должен обязательно включать в себя следующие моменты (в противном случае невозможно будет утверждать, что машина имела повреждения до эвакуации):
- Обязательное составление протокола сотрудником ГИБДД, в котором обязательно необходимо указать:
- дату и место его составления;
- данные инспектора ГИБДД;
- основания, на которых задержан автомобиль с указанием нарушенных водителем статей КоАП;
- данные автовладельца и сведения о самом авто;
- данные службы, которая будет ответственна за хранение машины;
- опись ценных вещей, имеющихся в салоне;
- указание видимых внешних повреждений автомобиля.
- Если машину эвакуировали при водителе, то ему обязательно должна быть вручена копия протокола.
- Если авто забирали без владельца, то после обнаружения его на штрафстоянке копию протокола необходимо требовать в органах ГИБДД.
- Обязательно должна вестись видеосъемка процесса погрузки авто.
- При невозможности вести видеозапись ведется фотофиксация процесса.
- В протоколе должны быть указаны контактные данные понятых и стоять их подписи. Водитель эвакуатора может быть понятым на вполне законных основаниях.
Очень часто штрафстоянки располагаются на прилегающей к отделу ГИБДД территории, поэтому, скорее всего, далеко ходить за своим экземпляром протокола вам не придется. Да ваша подпись необходима на обоих экземплярах.