Ставки сборов и таможенных пошлин при импорте и экспорте в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки сборов и таможенных пошлин при импорте и экспорте в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.

Сроки уплаты таможенных платежей

Внимание! Таможенные платежи оплачиваются декларантом в виде авансового платежа. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации. При этом нужно учитывать, что перевод денег может занять некоторое время.

Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:

  • Физические лица могут оплатить пошлину через терминал, который установлен на многих таможенных постах. Это поможет, например, оплатить пошлину с товаров, вес и стоимость которых оказались выше нормы;
  • Юридические лица могут воспользоваться платёжными системами мгновенной оплаты «Таможенная карта» или «Раунд», или обратиться к таможенному брокеру, с которым у Вас заключён договор. Брокер с помощью платежной системы произведёт таможенные платежи без задержек.

Как оформить карту «Таможенная карта»:

  1. Обратиться в банк-эмитент таможенной карты (Райффайзенбанк, Банк ВТБ, Сбербанк и др…);
  2. Выбрать тариф;
  3. Заключить договор с банком.

Как оформить «Раунд»:

  1. Заключить договор с банком-участником системы «Раунд»;
  2. Заполнить заявление на выпуск карты;
  3. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету для проведения удалённой оплаты.

Стоимость растаможки электромобиля в 2023 году

Таможенная «очистка» импортного автомобиля с электрическим двигателем, осуществляемая при его ввозе на территорию РФ, в 2023 году будет требовать уплаты суммы, в которую войдут сразу пять обязательных платежей:

  1. Утилизационный сбор.
  2. Таможенный сбор.
  3. Таможенная пошлина.
  4. Акциз.
  5. Налог на добавленную стоимость (НДС).

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро (с 31.03.2022 по 01.10.2023 — 1000 евро) и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 1050 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса. Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (1050 — 1000) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 — 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Таким образом, получателю посылки из нашего примера придётся уплатить таможенную пошлину в размере 7,5 евро в рублях по текущему курсу ЦБ РФ и, возможно, таможенный сбор в размере 250 рублей.

Таможенная пошлина начисляется сотрудниками таможенной службы на основе внутренних инструкций. Стоимость товара может быть получена ФТС как из таможенной декларации (форма CN22), так и непосредственно от магазина (да-да, популярные магазины и торговые площадки «сливают» информацию о заказах почтовым, налоговым и таможенным службам). В спорных случаях от получателя почтового отправления может потребоваться представление в таможенную службу инвойса или скриншота страницы интернет-заказа, а также информации об его оплате (чек или выписка из онлайн-банка). Как правило, это происходит, если у таможенника возникает подозрение, что продавец занизил в декларации стоимость товара.

Как рассчитать таможенные сборы

Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.

На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:

  • код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
  • общий объём импорта: 20 тысяч литров;
  • процент пошлины на ввоз: 8%;
  • НДС: 18%;
  • стоимость продукции: 4000 евро;
  • курс евро: 120 руб.

Размер таможенного сбора 2021

В п.1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. N 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» указаны следующие тарифы на оформление груза при прохождении поста на таможне:

стоимость груза до 200 тыс.рублей 775 руб.
от 200 000 до 450 000 1 550 руб.
от 450 000 до 1,2 млн. 3 100 руб.
от 1,2 млн до 2,7 млн. 8 530 руб.
от 2,7 млн. до 4,2 млн. 12 000 руб.
от 4,2 млн. до 5,5 млн. 15 500 руб.
от 5,5 млн. до 7 млн. 20 000 руб.
от 7 млн. до 8 млн. 23 000 руб.
от 8 млн. до 9 млн. 25 000 руб.
от 9 млн. до 10 млн. 27 000 руб.
свыше 10 млн. 30 000 руб.

Как изменились таможенные лимиты в России и Беларуси

Правительства РФ и Беларуси временно повысили порог беспошлинного ввоза для физических лиц при покупке вещей в зарубежных интернет-магазинах. До 1 апреля 2023 года не требуется платить пошлину при ввозе товаров на сумму до 1000 евро. Максимальный вес посылки, который не подлежит таможенному обложению, остался без изменений, — 31 кг.

С 1 января 2020 года в странах ЕАЭС действуют правила ввоза товаров, согласно которым при превышении лимита в 200 евро покупатель оплачивает таможенную пошлину. Пошлина состоит из двух частей: фиксированного таможенного сбора и собственно пошлины, которая рассчитывается как 15% от суммы превышения лимита.

Например, если суммарная цена на вещей в посылке равняется 300 долларов США, то заказчик платит с учетом пошлины $317. Дополнительная сумма состоит из $5 — размер фиксированного сбора (500 руб.) и $12 — пошлины. Оформление посылок на таможне проходит в автоматическом режиме, однако алгоритмы позволяют таможенной службе проверять реальную стоимость вещей и устанавливать соответствие реальной цены товара и цены, указанной в таможенной декларации.

Временные изменения в таможенном оформлении, вероятно, связано с ограничениями, которые были введены в США и странах Западной Европы на доставку в Россию и Беларусь. В отдельной статье мы перечисли действующие ограничения на покупку и отправку в Россию гаджетов, одежды и аксессуаров.

Что такое ввозная (импортная) таможенная пошлина?

Ввозная таможенная пошлина, по-другому называемая импортной, – это тип обязательного платежа, взимаемого таможенными органами России, когда товар ввозится на территорию страны. Этот вид сборов взимается во всем мире и, несмотря на существенные различия в цифрах и процентах, есть общая тенденция, которой следует каждая страна при формировании платежей: минимальные пошлина на импорт сырья для своих производителей и максимальные – на продукцию, конкурирующую с отечественной. Документом, регулирующим процедуру оплаты импортных пошлин на территории РФ, как и других стран Таможенного Союза (ТС), является Таможенный Кодекс ТС.

Читайте также:  Договор приватизации жилого помещения, квартиры

Ввозная пошлина – основной вид сборов, взимаемых с импортера товара. Однако кроме этого существуют и так называемые косвенные ввозные платежи, которые также необходимо внести при растаможке товара, импортируемого на территорию стран Таможенного Союза. С юридической и экономической точки зрения все платежи можно классифицировать как формирующиеся на основе ТК – сборы и пошлины, и на основе Налогового Кодекса РФ – НДС, акцизы.

  • НДС (налог на добавленную стоимость). Порядок оплаты регламентируется налоговым законодательством РФ и ТК ТС.
  • Акцизные сборы, регулируемые теми же документами, что и НДС. Применяются только в отношении импорта подакцизных товаров: табачных изделий, алкоголя, ГСМ, автотранспорт и т.п. Подробный перечень – в Налоговом Кодексе РФ.
  • Таможенные сборы (платежи за таможенное оформление). Эти сборы взимаются таможенным органом за действия по ввозу товара на территорию страны.

Виды таможенных пошлин

Обязанность по уплате таможенной пошлины несут все лица, которые занимаются международными перевозками и торговлей, и ввозят на территорию своей или другой страны товары, грузы, сырье

Для видов таможенных пошлин имеется следующая классификация:

  1. По объекту обложения
  2. По характеру
  3. По происхождению
  4. По типу ставок
  5. По способу вычисления

По объекту обложения:

  • экспортные. Уплата вывозных таможенных пошлин на товары, которые производятся на территории государства и вывозятся за его пределы;
  • импортные. Взимаются на выходе товаров с таможенных складов, которые расположены внутри государства, либо с импортируемых товаров;
  • транзитные. Взыскиваются с товаров, которые транзитом перевозят через территорию конкретного государства.

По характеру:

  • антидемпинговые. Дополнительные пошлины на товары иностранного производства. Позволяют поддерживать отечественного производителя и защищать экономику страны на международном рынке;
  • компенсационные. Данные меры накладывают на товары, производство и/или перевозка которых финансировались иностранным государством;
  • сезонные. Не превышают нескольких месяцев в год, позволяя оперативно регулировать международную торговлю продукцией, которая носит сезонный характер.

По происхождению:

  • конвекционные. Устанавливаются на основе многостороннего соглашения;
  • автономные. Вводятся на базе односторонних решений, принятых органами государственной власти страны;
  • преференциальные. Часто применяют в отношении товаров, поступающих из развивающихся государств. Их применение регламентируется многосторонним соглашением.

По типам ставок

  • постоянные. На их размер не влияют никакие обстоятельства, поскольку он установлен учреждениями государственной власти;
  • переменные. Пошлина, размер уплаты которой меняется в случаях, обозначенных учреждениями государственной власти.

По способу вычисления

  • эффективные. Фактическая ставка таможенных пошлин на товары;
  • номинальные. Пошлины, размер которых обозначен в таможенном тарифе.

Что именно отменило правительство?

Во-первых, для ввозимых автомобилей отменено обязательное требование об оснащении их системой ЭРА-ГЛОНАСС, причем послабление касается как юрлиц, так и частников: упрощенный порядок действует до 1 февраля 2023 года, но может быть продлен. Из-за дефицита микроэлектроники системы ЭРА-ГЛОНАСС попали в разряд дефицитных, и обязательную установку тревожной кнопки для самих производителей отменили еще раньше. Но для ввозимых машин требование оставалось, в результате стоимость установки ЭРА-ГЛОНАСС возросла до 50–100 тысяч рублей.

Во-вторых, правительство разрешило ввозить автомобили без одобрения типа транспортного средства (ОТТС) — документа, который выдается по результатам полной сертификации автомобиля в специализированных лабораториях и подтверждает его соответствие требованиям безопасности. Например, ОТТС оформляли официальные импортеры, когда готовились ввозить в Россию новую модель или модификацию машины: документ распространялся на всю партию однотипных автомобилей. Теперь процедура перестала быть обязательной.

Однако при параллельном ввозе автомобиля по-прежнему нужен другой документ — СБКТС (свидетельство о безопасности колесного транспортного средства). Его получают в сертифицированных лабораториях при ввозе единичных автомобилей или при изменении конструкции (включая установку ГБО). При этом для ввозимых машин процедура достаточно проста, и остается лишь вопрос пропускной способности сертификационных центров в случае массового ввоза машин.

Правительство де-факто отменило разделы техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» в части ввода автомобилей в обращение. Теперь юридические лица смогут ввозить авто без ОТТС, разрешения правообладателей и прочего. Единственное ограничение — это пропускная способность экспертной организации, ФГУП НАМИ. В ближайшее время будет понятно, как институт собирается проводить оценку соответствия таких автомобилей, сколько времени займет выдача документов. В любом случае это большой шаг вперед. Осталось добиться снижения таможенных ставок и утилизационных сборов.

Читайте также:  Как вступить в наследство без завещания после смерти

Отмена пошлин может не сработать

Нынешняя ситуация отчасти искусственна: укрепление рубля во многом объясняется снижением импорта — в России просто нет спроса на валюту. А значит, резкое увеличение поставок, например, из Китая, может поколебать выгодное соотношение рубля и юаня.

Дефицит автомобилей наблюдается не только в России, но и во всем мире: проблемы начались на волне пандемийных локдаунов, а весной 2022 года ряд автомобильных заводов в Европе останавливался из-за ситуации на Украине, которая являлась крупным производителем электропроводки для автопрома. Запасы машин истощились во многих странах и это подтолкнуло вверх цены: скажем, в США непросто купить Toyota RAV4 без изрядной наценки. Поэтому прайсы на машины не всегда соответствуют реальной стоимости.

Остро стоят вопросы логистики. Удобные для автомобильного импорта страны, по большому счету, для России закрыты, а доставка из Китая или Арабских Эмиратов в отсутствие полноценных морских путей — процесс долгий и затратный.

Кроме того, нет понимания, согласятся ли другие страны содействовать России, поскольку при импорте некоторых автомобилей (тех же Volkswagen Lavida) может возникнуть риск вторичных санкций.

Наконец, для правительства России вопрос пошлин всегда был болезненным, а их отмена будет выглядеть как отказ от концепции национального производства. И хотя это самое производство сегодня трещит по швам совсем по другим причинам, пошлины остаются одним из способов показать, что власти думают о поддержке местных заводов.

Пошлинами не облагаются машины из Казахстана, и там есть привлекательные для ввоза модели. А из Эмиратов уже сейчас активно везут автомобили, правда, довольно дорогие.

Насколько значима возможная отмена таможенных пошлин?

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин с весны этого года продвигает идею отмены пошлины:

— Это единственный путь насытить наш дефицитный рынок и снизить цены, — убежден он. — Без этого шага мы рискуем превратиться в автомобильную Кубу, где одни автомобили разбирают, чтобы другие ездили.

Пока никакой конкретики в вопросе нет, поскольку потенциальная отмена пошлин прежде всего интенсифицирует ввоз автомобилей, представляющих конкуренцию для оставшихся местных производителей — АВТОВАЗ и УАЗ. Правительство же намерено поддерживать их, что видно, например, по возобновлению программы субсидированного кредитования, в которую попали только российские бренды. Кроме того, снижение сборов осложнит жизнь тем же китайским производителям, которые быстро осваивают российский рынок. На уровне деклараций правительство РФ поддерживает эти усилия.

При этом отмена пошлин и утилизационных сборов (аналога пошлин) сделала бы выгодным ввоз автомобилей из Японии, Эмиратов, Китая и даже Южной Кореи. Вот сравнение цен автомобилей в России и за границей с учетом пошлин и без них — разница более чем существенная.

Могут ли продлить беспошлинный ввоз товаров до 1000 евро?

По нашему мнению, никаких глобальных изменений в торговле за этот год не произошло. Повода для снижения беспошлинного ввоза до 200 евро нет. Однако, данное решение будет приниматься Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Союз потребителей России просит оставить значение порога в €1000 и 31 кг.

До 2019 года беспошлинный порог составлял €1000 и 31 кг. Далее с каждым годом он уменьшался. Вначале до €500, а в 2020 году до €200. В апреле 2023 ЕАЭС увеличил порог до значения 2019 года. Но сделал это временно, до 1 апреля 2023.

Также общественная организация «Опора России» попросила Евразийский экономический союз продлить беспошлинный ввоз в 1000 евро до конца марта 2024 года.

«По мнению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», повышенный порог в €1 тыс. продолжает оставаться актуальным, граждане и предприниматели продолжают покупать товары, которые не поставляются на наш рынок (например, автозапчасти). Предлагаем сохранить его еще в течение одного года. Это позволит избежать сокращения ассортимента востребованных гражданами и бизнесом товаров», —

Текст из письма от имени главы объединения Александра Калинина.

Однако, если в апреле 2023 беспошлинный ввоз все таки уменьшится до €200, то россияне будут вынуждены дополнительно тратить деньги на товары, которые не могут быть прозведены на территории ЕАЭС.

Потребительский спрос на трансграничные покупки в интернет-магазинах только увеличивается. Магазины РФ не могут предоставить товары в полном объеме. Из-за уменьшения беспошлинного ввоза может возникнуть дефицит товаров и повышение цен на них.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *