Фонд капитального ремонта и способы его формирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фонд капитального ремонта и способы его формирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Взносы на капитальный ремонт — это ежемесячные платежи, которые начисляются собственникам жилья в многоквартирных домах. Они являются обязательными для всех граждан, за исключением льготных групп населения, и перечисляются в специализированные региональные фонды.

Комментарий к ст. 170 ЖК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи перечислены составные части фонда капитального ремонта. Его образуют прежде всего средства взносов на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме. Однако ст. 170 ЖК РФ предусмотрены и иные источники формирования (например, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ (см. комментарий к ней), а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).

Вопросы о способе формирования этого фонда и его использовании решаются общим собранием собственников в соответствии с положениями жилищного законодательства (п. п. 1, 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что размер фонда капитального ремонта представляет собой разницу между денежными поступлениями в него из всех вышеупомянутых источников и расходами по оплате стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих двух способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в банке ТСЖ жилищным кооперативом или управляющей компанией (см. комментарий к ст. 175);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

4. В случае перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет решением общего собрания собственников помещений должен быть определен размер взносов (который не может быть меньше установленного минимального размера), владелец специального счета (например, ТСЖ или жилищный кооператив) и кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в срок, установленный органом государственной власти субъекта РФ, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

Куда идут деньги, и кто их распределяет?

Полученные средства управляющая компания перечисляет в региональные фонд капремонта или специальный счет дома (если такое решение приняли собственники дома). Фонд в свою очередь нанимает подрядчиков и контролирует проведение ими ремонтных работ.


В статье 170 ЖК РФ раскрыты понятие и способы формирования фондов капремонта, которым признается совокупность следующих финансовых поступлений:

  • ежемесячные перечисления (взносы) на капремонт от владельцев жилых помещений многоквартирных зданий (размер платежей утверждается на региональном уровне с учетом минимально допустимого тарифа);
  • штрафные санкции, взысканные за несвоевременное перечисление гражданами взносов;
  • банковские проценты, начисленные кредитным учреждением на средства, поступающие и размещенные на специальных расчетных счетах;
  • доходы, полученные от размещения и использования средств на спецсчетах;
  • средства финансовой поддержки из различных бюджетных и внебюджетных источников;
  • заемные средства, привлекаемые для софинансирования капремонта, в том числе для увеличения объекта ремонтных работ.

Актуальность темы судебных разборок СРО и региональных Фондов капитального ремонта растет вместе с суммарным размером исковых требований. И сколько бы не появлялось на эту тему публикаций, всегда останется пара дел, о которых хочется рассказать отдельно. Что и сделал наш постоянный эксперт.

Новая для руководителей саморегулируемых организаций строительной сферы тема возмещения вреда, причиненного при проведении капитального ремонта, требует не только осмысления с точки зрения юридической, но и известной консолидации с точки зрения формирования единообразной арбитражной практики. В этой связи хочу обратить внимание постоянных читателей Правды о СРО на два дела.

Первое дело № А40-219528/2020. Фабула проста — ФКР города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (СРО-С-020-22072009) в порядке регресса 125 712 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2021 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. Не согласившись с принятым по делу решением, ФКР обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. Однако, постановлением от 31 марта 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд оставил первоначальное решение в силе, а жалобу — без удовлетворения.

В данном деле стоит отметить, что сумма требований в общем не значительная, но ФКР Москвы всё равно идет в суд! И не просто идет, а даже получив мотивированный отказ в первой инстанции, идёт в апелляцию, и, возможно, пойдет дальше. Это говорит о том, что ФКР активно ведет работу по формированию судебной практики по взысканию средств с СРО. Можно сказать, что данная планомерная работа уже начала приносить плоды, так как сейчас примерно 50% подобных судебных дел решается в пользу ФКР г. Москвы.

Суть дела: между ФКР г. Москвы и ООО «АРИН» заключен договор № КР-001456-17 от 28.08.2017 на выполнение работ по капительному ремонту общего имущества МКД по адресу г. Москва, ВАО, ул. Молдагуловой, д. 18. к.2. Решением Мещанского районного суда города Москвы от 10.09.2019 по делу № 2-8650/2019, в порядке части 6 статьи 182 ЖК РФ, с ФКР Москвы в пользу гр. Вдовиной Л.П. взыскан ущерб, причинённый в результате залива её квартиры в размере 125 712 руб. 10 коп. При этом суд установил, что залитие квартиры произошло по вине подрядной организации ООО «АРИН».

Читайте также:  Пенсия в Брянске и Брянской области в 2023 году

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что требование истца о взыскании убытков основано на ненадлежащем исполнении ООО «АРИН» условий договора № КР-001456-17 от 28.08.2017. При этом, в силу пункта 6.1.28 указанного договора ООО «АРИН» самостоятельно несет ответственность в случае предъявления каких-либо требований вследствие выполнения генподрядчиком работ и возмещает в полном объеме ФКР Москвы суммы штрафов в случае их наложения на последнего административными органами за нарушения, допущенные при производстве работ ООО «АРИН».

На основании части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемые организации отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ. Между тем, правила статьи 60 ГрК РФ предусмотрены для случаев, когда ответственность указанных в ней лиц возникает не вследствие нарушения договорных обязательств, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорный характер.

Поскольку в рассматриваемом случае затраты на возмещение убытков не относятся к вреду, подлежащему возмещению в порядке статьи 60 ГрК РФ, оснований для привлечения ответчика к солидарной ответственности по возмещению причиненных ООО «АРИН» убытков у суда, применительно к положениям частей 1, 2, 4, 5 статьи 71 АПК РФ, не имелось.

Данная позиция находит свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Московского округа № Ф05-13362/2020 от 13.10.2020 по делу № А40-301551/2019 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-16158/2020 от 21.04.2020 по делу № А40-240715/2019.

Доводы, изложенные ФКР в апелляционной жалобе, были отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права, а также поскольку норма ст. 60.1 ГрК РФ применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежит.

В этой связи отмечу второй момент, на который нужно обратить внимание: ФКР нацелен на получение денег по любой статье – 60 или 60.1. И только при внимательном рассмотрении исковых требований в заявлениях ФКР, СРО может успешно защитится от выплат.

Теперь несколько слов о втором деле № А40-248021/2019. По нему в пользу ФКР г. Москвы решением от 22 апреля 2022 года с Ассоциации «Объединение подрядных организаций» (СРО-С-185- 26012010) было взыскано 1 446 274 рублей 89 копеек.

Специальный счет для фонда

Между счетом РО и специальным есть существенные различия, поэтому к выбору способа накопления средств нужно отнестись ответственно.

Специальный счет, в отличие от счета регоператора:

  • позволяет накапливать банковские проценты на средства собственников;
  • доступен для запроса информации о состоянии счета;
  • при достижении минимальной суммы, закрепленной в законах субъектов, собственники могут приостановить сбор средств на капремонт;
  • заключение договора с подрядчиком на проведение работ возможно на более выгодных условиях, поскольку для спецсчета отсутствует требование на максимальный размер аванса в размере 30 %, обязательное для РО.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства города Москвы от 29 декабря 2014 года № 834-ПП.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.

Единственным учредителем Фонда является Правительство Москвы в лице Департамента капитального ремонта города Москвы.

Цели и функции Фонда

Целью деятельности Фонда является обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, в том числе финансовое обеспечение, формирование средств и имущества для проведения такого ремонта на территории города Москвы.

Предметом деятельности Фонда является выполнение следующих ключевых функций, направленных на достижение уставных целей:

1. Аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда;

2. Открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета;

3. Осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту (привлечение для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключение с ними от своего имени соответствующих договоров; контроль качества, сроков оказания услуг и (или) выполнения работ и соответствия их требованиям проектной документации; осуществление приемки выполненных работ/услуг);

4. Финансирование расходов на капитальный ремонт с привлечением, при необходимости, средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Москвы;

5. Взаимодействие с органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта;

Оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Тарифы в разных регионах

Безусловно, даже тех, кому платить не скоро, волнует вопрос: а сколько, собственно, придется отчислять?

Размер минимального взноса каждый регион устанавливает самостоятельно до 1 октября года, предшествующего следующему трехлетнему периоду. В среднем, собственники жилья платят 6-7 рублей за квадратный метр. В Ленинградской области вообще собирают всего по 2 рубля с квадратного метра, а в Москве эта сумма составляет 15 рублей.

С какой площади берется плата за капитальный ремонт? Начисляется плата, исходя из общей площади квартиры. К примеру, если у вас жилье в 50 «квадратов», и живете вы в столице, то увидите в квитанции сумму в 750 рублей, если вам не положено льгот.

Когда начали платить за капитальный ремонт, то кто должен это делать? Сбор взимается только с владельцев приватизированных квартир (читайте подробнее о том, нужно ли платить жильцам приватизированных и не приватизированных квартир). Если жилище находится в государственной собственности, то проживающий там по договору соцнайма человек ничего не платит. О том, в каких случаях можно отказаться от уплаты, читайте тут, а кто имеет право не платить взносы, можно узнать здесь.

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Читайте также:  none

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Непростительное падение

Закон Самарской области определил, что в течение 30 лет все дома, указанные в программе, будут подвергнуты капитальному ремонту. Причем виды капитального ремонта определяются на основе долгосрочных и краткосрочных планов, которые формируются совместно с муниципалитетами. В частности, краткосрочный план реализации данной региональной программы на 2014 год был утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 304 от 30.12.2014.

Мой дом записан в программе капремонта на 2014-2015 год. Я лично нашла его в реестре, опубликованном на сайте фонда. По информации этого источника, в доме должны быть отремонтированы инженерные коммуникации и произведен ремонт подвала. Не хочу показаться занудой, но никакого ремонта не было и не намечается.

По данным Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по состоянию на июль 2015 года «завершено и принято выполнение работ собственниками помещений в 467 многоквартирных домах, в том числе:

— в 117 домах проведен ремонт инженерных систем;

— в 317 домах – ремонт крыш;

— в 12 домах – ремонт или замена лифтового оборудования;

— в 21 доме – ремонт и (или) утепление фасада».

Однако на этапе запуска программы в 2014 году Фонд капитального ремонта декларировал выполнение работ по 862 многоквартирным домам до 31 декабря 2014 года! Таким образом, нехитрая арифметика показывает, что заявленные темпы сильно отличаются от реальных.

Комментируя первые итоги реализации программы по капремонту, губернатор Самарской области Николай Меркушкин произнес: «Реализация программы зависит от степени доверия людей и власти». И это золотые слова, потому что если бы программа набрала верные темпы с самого начала, если бы люди видели результаты, то и вопрос: «Платить — не платить за капремонт» не возникал бы.

Один из авторов поправок в Жилищный кодекс, депутат Государственной Думы Павел Качкаев, критикуя реализацию программы по капитальному ремонту, привел такие цифры: «С 2008 по 2013 годы мы набрали хороший темп по капитальному ремонту жилья — 70 миллионов квадратных метров в год. А по итогам 2014 года эта цифра составила 34 миллиона квадратных метров — то есть вдвое меньше! Это непростительное падение».

Программа провалена? Отчасти можно сказать и так. Точнее будет формулировка: не оправдала надежд. И ситуация с закрытостью регионального оператора программы Фонда капитального ремонта добавляет негатива к общей ситуации.

Фонд и региональный оператор. Основные положения

С одной стороны, фонд капремонта общего имущества многоквартирных домов – это привлеченные денежные средства, целенаправленно используемые на оплату расходов по осуществлению капитальных ремонтных работ. Главная часть ФКР сформирована из обязательных взносов, которые и предназначены для образования денежного фонда по каждому дому, введенному в рег. программу.

Другие статьи, за счет которых пополняется финансовое положение фондов:

  • пени, уплаченные собственниками за несвоевременное внесение платежей на капремонт;
  • банковские проценты за хранение финансов фонда на депозите;
  • кредиты, взятые на осуществление ремонтных комплексов;
  • доходы, получаемые от размещения денежных средств фонда.

С другой стороны, под фондом капремонта понимается организация – юрлицо, называемое рег. оператором. Подобные структуры имеют статус некоммерческих организаций, они созданы и действуют обязательно в каждом регионе РФ. Их задача – организация сбора взносов и использование собираемых средств для осуществления капремонта общедомового имущества в МКД.

Срок проведения капитального ремонта. Разумный срок

Сроки проведения капитального ремонта либо устанавливаются сторонами, либо установлены нормативными правовыми актами (НПА). При отсутствии указания на сроки проведения ремонта в договоре или нормативном акте, то он проводится в разумный срок.

Понятие «разумного срока» является традиционным для гражданского права и упоминается неоднократно в нормах Гражданского кодекса РФ (см. ст. 314 ГК РФ, применительно к отношениям залога — п. 4 ст. 345, п. 1 ст. 358 ГК РФ).

Разумный срок для проведения капитального ремонта зависит от состояния имущества, его свойств, особенностей климата, особенностей капитального ремонта, технических возможностей и других причин.

Читайте также:  Инвалидность после инсульта — группы, льготы, документы

Кроме того, в НПА могут быть предусмотрены как конкретные сроки проведения ремонта, так и может закрепляться порядок их определения, устанавливаться периодичность выполнения отдельных видов ремонтных работ.

Необходимость отчислений

Если провести анализ российского законодательства, то можно увидеть, что тема возмещения собственниками капитального ремонта не нова. В Жилищном и Гражданском кодексах она, пусть не прямо, но косвенно затрагивает степень ответственности собственника, касающуюся состояния жилья, и обязанность поддерживать его на должном уровне. Со вступлением вышеупомянутых поправок были открыты лишь новые перспективы, касающиеся капитального ремонта жилфонда. С этого момента внесение подобных взносов стало обязательным для всех. Причем отправляемые суммы стали максимально прозрачными, так как начали находить отражение в платежных квитанциях.

С принятием данного законодательного акта правительство уменьшило расходы из государственного бюджета на эти цели, а также принудило граждан к своевременной организации ремонтных работ.

Кто является плательщиком?

Деньги в фонд капитального ремонта должны вносить все собственники, владеющие жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме. Причем это перечисление не зависит от того, в каком году было возведено здание. Счета на уплату получают как жильцы еще дореволюционных домов, так и те, кто поселился в новостройке.

От таких взносов освобождаются лишь владельцы квартир, расположенных в аварийных зданиях, и в тех, которые идут на реконструкцию или под снос. Не нужно отдавать деньги и тем, кто проживает согласно договору социального найма.

Что касается размеров подобной платы, то она устанавливается региональными властями. В Санкт-Петербурге, например, ежемесячные отчисления составляют 2,5 руб. за один квадратный метр. В Сочи это размер равен 5,3 руб. Власти Мурманска установили оплату в размере 6 руб. При этом сумма, по решению властей, может претерпевать ежегодные изменения. Кроме того, размер взносов на капремонт может повышаться исходя из типа дома и года его постройки. Так, в панельных домах, оборудованных лифтом, плата на капремонт выше, чем в кирпичных зданиях без лифта.

Существуют некоторые категории граждан, которые обладают льготами при отчислениях на капремонт. Они совпадают с теми, кто в меньшем объеме оплачивает за услуги ЖКХ. С 1.01 2016 г. к ним присоединились еще и одинокие пожилые люди, а также инвалиды и граждане старше 80 лет, проживающие в семьях, все члены которой являются неработающими пенсионерами. Субсидии от государства разрешено получать малообеспеченным гражданам.

С какого года платим за капитальный ремонт?

С какого месяца и года надо платить за капитальный ремонт? Плату за капремонт официально ввели с 1 января 2014 года. И до 1 августа 2015 года жители многоквартирных домов должны были определиться каким способом собирать средства на будущий ремонт. Либо разрешить органам местной власти управлять средствами через регионального оператора капремонта, отчисляя в специальный фонд деньги. Либо на основании решения общего собрания жильцов дома открыть в банке специальный счет, куда лично перечислять все деньги.

Правда, и в том, и в другом случае принимать решение о том, когда и в какие сроки ремонтировать дом, будет принимать местная администрация. Однако плюс в специальном счете все же есть: вы точно знаете, что из ваших средств не ремонтируют другой дом или не используют нецелевым образом на другие коммунальные нужды. В случае же «общего котла» отследить расходование ваших денег будет затруднительно.

Необходимо провести общее собрание собственников жилья многоквартирного дома, принять несколько решений и определить:

  • размер ежемесячно отчисляемого взноса на капремонт. Его сумма должна быть больше или равна той, что установлена местными органами власти в качестве минимальной.
  • какие именно ремонтные работы будут проведены в вашем доме. В этом перечне должно быть не меньше позиций, чем в перечне регионального фонда капремонта.
  • сроки проведения ремонта. Он также должен пройти не позднее, чем установили местные власти в своей программе.
  • владельца этого спецсчета.
  • банк, в котором будет обслуживаться счет.

После все этих процедур в течение пяти дней после принятия необходимо это решение довести до сведения регионального оператора фонда капремонта, куда пока отчисляются все ваши средства. Дальше придется подождать шесть месяцев, чтобы решение вступило в силу. А уже после этого срока местный оператор перечислит собранные вашим домом средства на спецсчет.

👉 Способы формирования фонда

Имеется два основных варианта формирования фонда капремонта (часть 3 статьи 170 ЖК) — можно накапливать средства либо на специальном счёте, либо на счёте регионального оператора. Это определяется общим собранием собственников квартир дома. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% от общего числа голосов.

При выборе спецсчёта, на общем собрании определяется размер ежемесячного взноса на капремонт. Однако величина взноса не должна быть ниже минимально установленного в регионе. Кроме того, выбирается владелец спецсчёта и банк, в котором будет открыт спецсчёт. Владельцем спецсчёта может быть ТСЖ, ЖСК, управляющая компания. А банк должен соответствовать определенным требованиям.

Можно работать и с региональным оператором капитального ремонта (РО). РО — это юридическое лицо, которое организует и проводит капитальные ремонты домов. РО создается администрацией того региона, на территории которого будет функционировать.

РО собирает взносы; открывает спецсчета и совершает операции по ним; является заказчиком и финансирует расходы по капремонту; взаимодействует с местными властями (статья 180 ЖК РФ). Полный перечень обязанностей РО приведен в части 2 статьи 182 ЖК РФ.

РО предпочтительней, если капремонт дома нужно провести в ближайшее время, а для накопления средств на спецсчете потребуется длительный срок. И очень возможно, что накопленных денег на спецсчете на все запланированные работы может не хватить. А РО может использовать средства других домов, которые потом можно будет возвратить за счет будущих взносов данного дома.

Контроль за фондом капремонта производится в соответствии со статьей 172 ЖК. И при выборе РО, и при спецсчете контролирующим органом фонда является региональный государственный жилищный надзор, который передает данные соответствующим региональным Министерствам и Департаментам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *