Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия исключительного права от авторского». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.
Кто имеет право на произведение?
Не признаются соавторами лица, которые оказали только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие при создании произведения, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением работ по созданию произведения. Также не попадает под определение соавторства ситуация, когда одно произведение создается на основе другого.
Авторами произведения признаются только граждане, создавшие данное произведение благодаря своему творческому труду.
Если произведение — результат труда нескольких человек, все его создатели могут выступить соавторами. Помните, что обязательным условием является наличие совместной творческой деятельности.
На практике часто возникают вопросы, касающиеся последствия участия в качестве соавторов в произведениях. В том числе вопросы касаются объема прав на сами произведения и распоряжение правами на них, а также определения объема материального вознаграждения.
Соглашение между соавторами поможет регламентировать права и обязанности, а также снизит вероятность возникновения споров.
Для того чтобы между соавторами не возникало споров, специалисты, представляющие наше Патентное Бюро, помогут определить порядок реализации права на произведение в специальном соглашении. Патентные поверенные и юристы проведут подробную консультацию по вопросу урегулирования отношений, а также подготовят проект соглашения, которое бы максимально учитывало интересы заказчика.
Объекты авторского права
В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.
А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.
Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.
В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:
- идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
- открытия и факты;
- любые государственные бумаги различных уровней управления;
- символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
- результаты народного творчества, а также языки программирования;
- сообщения новостного характера.
Авторское право — определение и особенности
Авторским называют право, принадлежащее авторам и их правопреемникам в отношении результатов интеллектуальной деятельности. К последним относятся произведения искусства, науки и литературы, а также компьютерные программы, охраняемые аналогично литературным работам. Авторские права защищают что-то конкретное — эскизы, наброски, даже черновики, но не идеи и мысли.
Пример № 1. Сергей поделился с Иваном идеей открытия пивного бара. Подробной — включая меню, дизайн и оборудование. Но реализовал её именно Иван. Идея Сергея авторскими правами не защищена, так как доказать авторство в реальной жизни практически невозможно. Единственный способ защитить её — реализовать первым.
Авторское право носит неимущественный и имущественный характеры. Неимущественные, или личные, права делятся на четыре категории: на авторство, на имя, на неприкосновенность и на обнародование произведения.
Имущественная сторона данного вопроса выражается в возможности использовать результат интеллектуальной деятельности с целью получения денег. Именно она предусматривает возникновение исключительного права.
Неимущественные права нельзя передавать третьим лицам. Они относятся к личным и непосредственно связаны с автором. При этом не имеет значения, работает ли он на себя или на заказчика — неимущественные авторские права принадлежат только ему, что не требует какого-либо документального подтверждения.
Пример № 2. Автор заключил договор с сайтом и написал несколько статей. Они опубликованы под его именем, но с корректировками. Изменения не устроили автора. Кто окажется правым — он или сайт, считающий себя владельцем контента?
Ответ достаточно прост. Среди неимущественных прав, не подлежащих передаче третьим лицам, присутствует неприкосновенность. Она запрещает внесение изменений без ведома и согласия автора. Поэтому сайт не должен публиковать статьи с корректировками.
Характерным признаком авторского права выступает статус его субъектов. Первоначально таковым становится сам автор, создающий интеллектуальную собственность. Вторичными субъектами выступают:
- Предприятия, которые приобрели исключительное имущественное право на дальнейшее использование.
- Наниматели, если произведение создано наёмным работником. Законодательство предусматривает возникновение исключительного правообладания на дальнейшее использование у работодателя.
- Заказчики в аналогичной ситуации, если результат интеллектуальной деятельности создан по договору заказа.
- Наследники или другие правопреемники автора.
К числу основных объектов авторского права относятся следующие виды произведений:
- литературные,
- музыкальные,
- хореографические,
- аудиовизуальные,
- графические,
- в формате скульптур,
- дизайнерские,
- архитектурные,
- сценографические,
- декоративно-прикладные,
- фотографические,
- картографические и так далее.
Отдельного упоминания заслуживают объекты, на которые действие авторских прав не распространяется. В их число входят:
- лозунги и краткие наименования;
- символы государства в виде герба, флага, денежных знаков;
- официальная документация в формате судебных решений или законодательных актов;
- произведения, классифицированные в качестве народного творчества;
- информационные сообщения и факты.
Исключительные имущественные права
Автор обладает и исключительными имущественными правами.
Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.
В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:
-
распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;
-
воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;
-
передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;
-
импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;
-
показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;
-
исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.
Переход авторских прав по наследству
По наследству переходят только имущественные авторские права, в том числе исключительные права, позволяющие наследникам разрешать или запрещать использование произведения.
Не переходят по наследству личные неимущественные права, хотя наследники вправе принимать меры для их защиты, например, если кто-либо присвоит себе авторство произведения, если произведение выйдет без указания имени автора или с искажениями, способными нанести ущерб его чести и достоинству. При отсутствии наследников защита моральных прав умерших авторов может осуществляться государственным органом, который в настоящее время не определен.
Современное российское гражданское законодательство (см. разд. 5 ГК РФ) предусматривает восемь очередей наследников, но даже при ранее существовавшем законодательстве поиск наследников оказывается нелегким делом.
Если завещанием не установлено иное, права на получение наследства обычно возникают у ближайших родственников. Для определения круга наследников первой очереди можно использовать следующее правило: к ним относятся лица, отделенные от наследодателя (автора) одним рождением (заключение брака в этом случае приравнивается к рождению).
Договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав
Любой договор о передаче прав на произведение позволяет получившему их лицу осуществлять использование такого произведения только теми способами и в тех пределах, которые определены договором. Однако существуют весьма важные различия между случаями передачи исключительных прав и случаями передачи неисключительных прав.
Лицо, которое получило права по авторскому договору о передаче исключительных прав (авторскому договору о передаче прав на исключительной основе), становится специфическим монополистом: только оно сможет использовать произведение предусмотренными таким договором способами, у него надо будет получать разрешение на использование, оно сможет запрещать использование другим лицам.
Мало того, даже сам автор или его правопреемники, передавшие исключительные права, не смогут использовать произведение теми способами, в отношении которых исключительные права перешли к другому лицу.
Заключение подобных договоров, особенно предусматривающих переход исключительных прав на длительный срок, чрезвычайно опасно для авторов, поскольку их права могут оказаться по не зависящим от них причинам парализованы, передать права другим лицам они уже не смогут, а их произведение окажется фактически похороненным.
Сто лет назад законодательство и судебная практика Российской империи исходили из обязанности лица, приобретшего права, принимать меры для использования произведения, предоставляя в противном случае авторам возможность требовать расторжения договоров.
Из-за усиленного лоббирования со стороны представителей киноиндустрии и иных крупных приобретателей прав подобные нормы вряд ли теперь появятся в Законе. Правда, Закон позволяет автору принимать по отношению к третьим лицам (нарушителям) меры для защиты переданных исключительных прав, если такие меры не принимаются лицом, приобретшим исключительные права. В целом же при передаче исключительных прав их приобретатель как бы занимает место автора в отношении соответствующих видов использования произведений.
Авторский договор о передаче неисключительных прав (авторский договор о передаче прав на неисключительной основе) фактически означает только согласие автора или иного обладателя исключительных прав терпеть использование произведения лицом, которому предоставлены неисключительные права.
При этом точно такое же использование произведения может осуществлять не только сам автор или иной обладатель исключительных прав, но и любые иные лица, получившие от них соответствующие разрешения.
Из буквального толкования использованной в Законе формулировки следует, что, заключая авторский договор заказа, автор обязуется только создать определенное таким договором произведение и передать заказчику его оригинал или экземпляр. Заказчик же обязуется оплатить создание произведения и даже выплатить автору аванс за его создание. Правда, Закон умалчивает, какие именно правовые последствия наступают, если заключаемый договор не предусматривает выплату аванса. При этом предполагается, что вопрос о переходе прав на созданное по авторскому договору заказа произведение должен решаться отдельно. Соответствующие положения об условиях передачи исключительных или неисключительных прав могут включаться в сам авторский договор заказа или регулироваться отдельным соглашением.
Условие о сроке в авторском договоре
Срок, на который передаются авторские права, желательно оговорить непосредственно в авторском договоре. Закон содержит восполняющую норму о том, что при отсутствии в договоре условия о сроке он считается заключенным на 5 лет. Такой договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 мес. до расторжения договора (абзац второй ст. 31 п. 1 Закона).
Все же указание условия о сроке, на который передаются права, желательно включить в текст договора.
В соответствии с настоящим договором Правообладатель передает Правопреемнику предусмотренные настоящим договором Права на три года с даты заключения настоящего договора.
Возможны также иные варианты:
В соответствии с настоящим договором Права передаются Правопреемнику до 31 декабря 2008 г.
В соответствии с настоящим договором Права передаются Правопреемнику на весь срок действия таких Прав.
В настоящее время в России сложилось более или менее стандартное представление об обычных сроках передачи прав для различных сфер использования произведений. Так, в области книгоиздания права часто приобретаются издательствами на 3 года, но встречаются случаи приобретения прав на 5 и даже на 10 лет.
В киноиндустрии права приобретаются либо на весь срок их действия (хотя и не всегда на исключительной основе) либо на довольно длительные сроки – как правило, не менее 10 лет.
Кроме того, иногда оказывается полезным оговаривать передачу разных видов прав на разные сроки; например, при издании книги важным может оказаться оговорить дополнительный срок на распространение изданных экземпляров.
Срок действия авторских прав зависит от их вида:
- Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
- Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
- Право доступа действует в течение жизни автора.
- Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.
После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.
Бернская конвенция об охране авторских прав
Международная охрана авторских прав характеризуется тем, что территориальный характер авторских прав представляет собой серьезное препятствие для осуществления международного сотрудничества в процессе обмена результатами творческой работы.
Потребность в правовой защите авторских прав международного уровня, включая их признание на территории других стран стала очевидной больше века назад. Унификацию авторских прав начали уже в XIX в. Примером может быть Бернская конвенция которая посвящена охране литературных и художественных произведений. Странами участниками был основан Бернский союз для охраны частных прав авторов на любые виды их произведений.
Наша страна присоединилась к данной конвенции в 1995 г. Основой Конвенции являются материально-правовые нормы о произведениях и их авторах. Что касается коллизионного регулирования, то оно предполагает использование прав государства, где происходит охрана авторских прав.
Определяя субъектов охраны, Бернская конвенция использует территориальный принцип охраны, в соответствии с которым предпочтением обладает государство, где было выпущено и создано произведение, то есть государство первой публикации.
Решающий признак заключается не в национальности (гражданстве) авторов, а в национальности самих произведений. Тем не менее, в некоторых ситуациях происходит учет и национальности автора. Авторы государств-членов Союза пользуются в других государствах данного объединения, помимо страны происхождения произведения, по отношению к своим произведениям правами, которые в данных государствах используют их собственные граждане. Также они обладают правами, которые специально оговорены в Конвенции. Подобная охрана может предоставляться авторам-гражданам государств, которые не включены в Союз. Это происходит в случае, когда публикация их произведений осуществляется в одном из государств Союза. Предоставление охраны неопубликованных произведений происходит только для тех граждан, которые являются членами Союза. Можно сказать, что Конвенцией были сформулированы своеобразные условия охраны как опубликованных, так и неопубликованных произведений.
Максимальный срок охраны авторского права — все время его жизни и 50 лет после смерти автора. Увеличение этого срока осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством.
В ситуации возникновения спора о сроках охраны используют право страны, где произошла первая публикация произведения. Сроки охраны, касающиеся переводов, фотографий, кинофильмов и прочих объектов, снижены.
Конвенцией предусмотрены 2 две группы авторских прав:
- личные права имущественного и неимущественного характера. Они формируются посредством национального законодательства страны, в которой испрашивается требование об охране;
- права специального характера: исключительное авторское право перевода произведения, его воспроизведения и публичного исполнения, передачи по радио и телевидению, переделки, осуществления магнитной записи и др.
Предусматривается и правовое ограничение на перевод в соответствии с которым автором утрачивается исключительное право перевода в случае, когда он в течение десяти лет им не воспользовался.
Отличительными аспектами Бернской конвенции являются существенные ограничения свободного использования произведений, ряд формальностей в области их регистрации, обратная сила действия определенных положений. Тем не менее, каждой страной самостоятельно определяется применение этого начала на своей территории.
Защита авторских прав
Защита прав на интеллектуальную собственность распространяется на любой принадлежащий автору объект. Авторское право чаще всего распространяется на литературные произведения, сценарные, драматические и хореографические объекты, а также на фотографии, фильмы, переводы, музыкальные произведения и произведения архитектуры.
Лица могут использовать результаты творческого труда авторов лишь с согласия самих авторов и правообладателей. Для того чтобы рассмотреть способы защиты авторских прав, необходимо понять, какие права автору принадлежат.
Автору произведений, принадлежат права:
- Категория личных неимущественных прав:
- Право на признание авторства
- Право автора на имя, право использования или разрешения использования произведения под собственным или вымышленным именем. Либо напротив анонимно
- Право на неприкосновенности произведения, а также защита произведения от искажений. То есть без согласия автора, не разрешается изменять, сокращать, дополнять, снабжать дополнительными комментариями, иллюстрациями, послесловием или предисловием.
- Право на публикацию. То есть право пустить произведение в массы, на обнародование. Опубликование, анонсирование, оповещение.
Право авторства, право автора на имя, неприкосновенность его произведения, охраняются без ограничения по сроку.
- Исключительные права на произведения:
- Автору или другому правообладателю принадлежат исключительные права на использование произведения в любой его форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель вправе распоряжаться исключительными, правами на произведение.
Исключительное право действительно на протяжении жизни автора, а также на срок около 70 лет после смерти. При гибели автора, обладавшим исключительным правом на произведение, произведения становится общественным достоянием и допускается свободное использование любыми лицами.
- Иные права:
- Право на получение вознаграждения, за произведением созданным, работником при исполнении его трудовых обязательств.
- Право отозвать свое решение, об обнародовании, если не было фактической публикации
- Право автора на следование. При продаже его произведения, получать часть суммы оригинала
- Право на воспроизведение. То есть, автор может потребовать от собственника, предоставить ему возможность, повторно воспроизвести свое произведение
Исключительные авторские права
Под понятием исключительных авторских прав рассматривается главная группа прав позволяющих обеспечить автору, а также его наследникам непосредственный контроль использования произведения и последующего получения прибыли в качестве дохода.
Одна из главных целей подобного права, заключается в обеспечении правообладателю наиболее выгодного использования своего произведения, с основной целью получения дохода.
Исключительное право на произведение предоставляет право автору на использование произведения им или третьим лицом, а также его распоряжением.
Подобное использование произведения, относится:
- К возможности воспроизвести свое произведение, повторить
- Распространению
- Его импорту
- Переводу
- Переработку
- Обнародованию посредством сообщений в эфир или по кабелю
- Прокату
- Публичному исполнению
Интеллектуальная собственность в РФ
Конституционное признание интеллектуальной собственности в правовом поле Российской Федерации закономерно повлекло за собой необходимость соблюдения прав человека и гражданина в этой сфере, в частности авторских прав.
При этом в качестве ключевых механизмов и правовых категорий обеспечения интеллектуальных прав в международном и национальном праве выступают институты «защита» и «охрана» права. Соотношение и разграничение указанных понятий представляется дискуссионным ввиду неполной правовой определенности, а также наличия дифференцированных точек зрения в теории.
К основным функциям права принято относить регулятивную и охранительную. Последняя при этом включает категории «охрана» и «защита». Подчас эти термины употребляются произвольно, с подменой одного другим или как синонимичные категории. Думается, что, несмотря на неоднозначность нормативного регулирования, говорить о равнозначности указанных понятий не стоит, опираясь, среди прочего, на их лексическое значение.
Например, толковый словарь русского языка Ефремовой Т.В. определяет значение слова «охранять», как оберегать, обеспечивать неприкосновенность; предохранять от чего-либо. Термин же «защищать» имеет более конкретизированную направленность — ограждать от каких-либо враждебных действий, неблагоприятного воздействия; оборонять от неприятеля. [1]
То есть «охрана» — категория, во-первых, более широкая, неопределенная в части целенаправленности (против любых посягательств, а не конкретной угрозы), а, во-вторых, по сути своей опережающая нарушение прав.
Тогда как термин «защита» включает в себя меры ответные, предпринимаемые при необходимости оспорить уже совершаемые или совершенные противоправные действия.
Способы защиты авторских прав
Автор, согласно гражданскому законодательству, имеет право предъявить требования, которые должны оградить от посягательств на его собственность. Среди наиболее действенных способов защиты авторских прав:
- Признание права, чтобы исключить его оспаривание другими людьми. Особенно важно добиться такого признания соавторам произведения;
- Пресечение действий, которые нарушают авторские права. В частности, запрещают распространение контрафактных экземпляров произведения;
- Возмещение убытков от нарушения прав;
- Изъятие контрафактных произведений и оборудования для их создания;
- Публикация решения суда, определившего правообладателя;
- Взыскание компенсации за нарушение авторских прав.
Именно последний способ самый популярный среди авторов при необходимости защитить свои права.
Комментарий к Ст. 1281 ГК РФ
1. Комментируемая статья определяет сроки существования имущественных авторских прав и правила их исчисления. Статья 1281 ГК РФ не распространяется на неимущественные права автора, которые охраняются бессрочно.
Установление сроков существования исключительных прав автора является ограничением его прав и прав его наследников, поскольку среди всех других прав, являющихся абсолютными (например, вещные права), только исключительным правам автора присущ срочный характер. Ограничение установлено в интересах всего общества, с тем чтобы возможность ознакомления с культурным наследием не была поставлена в зависимость от личных качеств правообладателя, который может выработать весьма неадекватное отношение к произведениям автора. Особенно известной таким неадекватным отношением была супруга А.С. Пушкина, которая добилась увеличения сроков охраны исключительных авторских прав с 25 до 50 лет, а затем фактически злоупотребляла исключительными авторскими правами в отношении произведений творца.
Сроки, определенные ст. 1281 ГК РФ, являются законными императивными пресекательными сроками, сроками существования права; по их истечении имущественные права прекращаются, течение указанных сроков не подлежит приостановлению, порядок исчисления сроков, их протяженность не могут быть изменены договором, подзаконным нормативным актом, они не могут быть восстановлены по требованию заинтересованного лица.
2. Начало течения срока действия исключительного права на произведение определено путем указания на событие — смерть автора, т.е. срок определен путем указания на событие, которое неизбежно должно наступить. Из этого правила имеются исключения, которые связаны либо с неизвестностью личности автора, либо с принятием судебного акта о его реабилитации. В любом случае, связано ли начало течения срока с моментом смерти автора, либо с моментом опубликования произведения после его смерти, либо с актом о его реабилитации, срок охраны исчисляется с первого года, следующего за годом, в котором имел место соответствующий юридический факт.
3. Общее правило: протяженность срока охраны исключительного права составляет 70 лет. Из этого правила установлены исключения, к которым относят особенности исчисления сроков охраны исключительных прав репрессированных авторов, а также лиц, принимавших трудовое или непосредственное участие в Великой Отечественной войне. Сложно сказать, какими причинами руководствовался законодатель, устанавливая исключение в части исчисления начала течения срока и удлинения его на 4 года. Некоторые авторы указывают, что определение указанных сроков связано с тем, что за соответствующий период авторы не имели возможности осуществлять свои исключительные права, однако видится, что указанный мотив более чем упречен, так как подавляющее большинство авторов если и осуществляли свои имущественные права в советский период, то выгода была более чем незначительной. Видится, что исключения в одном случае носят характер «извинения», а в другом — характер «благодарности», хотя следует признать, что увеличение срока на 4 года, т.е. на период, который длилась Великая Отечественная война, вряд ли адекватно отвечает заслугам автора, представляется непонятным вопрос: почему не 8 лет, не 16, может, стоило добиться установления протяженных сроков? В противном случае следовало бы признать, что по неизвестным причинам законодатель выделил категорию лиц, в отношении которых постановлены незаконные приговоры, и предоставил им «льготный режим». Почему тогда забыли об остальных лицах, незаконно осужденных?
В отношении же участников Великой Отечественной войны надо быть более точным: почему 4 года? Неправильно, поскольку протяженность войны — 1418 дней. Кроме того, представляется непонятым вопрос: почему иные причины невозможности осуществления исключительных авторских прав законодателем не учитываются? Изложенное позволяет сделать вывод о том, что установление исключений сделано по причинам политического характера.
Особенности передачи авторских прав
Согласно статье 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору появляется с момента ее передачи новому собственнику. Аналогичную ситуацию мы можем видеть на аукционах, когда автор (или правообладатель) дает согласие на продажу своего творчества, а другое лицо получает возможность легально приобрести произведение искусства.
Но покупка любого авторского произведения на материальном или цифровом носителе не лишает автора исключительных прав на него. Для того, чтобы можно было законно использовать произведение и распространять его, например, печатать иллюстрацию дизайнера на упаковке, должны быть переданы именно исключительные права.
Очень часто можно наблюдать такую ошибку – произведение другого автора без его разрешения используется в качестве основы для создания собственного творческого решения. Например, художник рисует иллюстрацию по чужой фотографии. Это также является нарушением авторских прав, так как по статье 1260 ГК РФ производные произведения должны разрабатываться с соблюдением прав авторов исходных объектов.
Передача авторских прав по лицензионному договору
Важная особенность лицензионного договора, которая определяет правоотношения между автором и приобретателем, – это неполная передача прав. Такое соглашение оформляется на уже созданное произведение. Имущественные и неимущественные права остаются за автором. Другая сторона соглашения получает право на использование произведения только на время на определенных условиях.
Для оформления лицензионного договора по передаче прав на авторское произведение можно использовать 2 конструкции:
- Исключительная лицензия. Права на произведение передаются от автора (правообладателя) только одному контрагенту. Автор не может вступать с третьими лицами в аналогичные правоотношения, заключать такие же договоры с другими желающими. Такой лицензионный договор создает монопольные права для лицензиата, но лицензиар при этом может потерять потенциальную прибыль от лицензий с другими лицами.
- Неисключительная лицензия. Автор (правообладатель) произведения может заключать договоры сразу с несколькими контрагентами, что позволяет получать больше прибыли.
Например, вы хотите использовать образы популярных мультипликационных героев «Коржик», «Карамелька», «Компот» из мультфильма «Три кота» для украшения кондитерской продукции – тортов собственного производства. Дизайн этих персонажей имеет своего правообладателя. Им является или автор-художник, или другое лицо, выкупившее права у первоначального автора.
В данный момент таким правообладателем является АО «СТС», которое, в свою очередь, приобрело права на изображения по договору от студии ООО «Студия Метраном». Для законного использования персонажей необходимо оформить лицензионный договор с АО «СТС», в котором будут указаны: способ использования (изготовление тортов), размер вознаграждения (чаще всего процент от прибыли) и другие условия.
В противном случае вы нарушите исключительные права. Правообладатель может в судебном порядке взыскать с вас компенсацию до 5 млн. рублей. В 2021 г. АО «СТС» выиграло более 100 дел по незаконному использованию персонажей этого мультфильма, средний чек по денежной компенсации составил 50 тыс. рублей по каждому из судебных дел.
Кроме Конституции РФ и ГК РФ, правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется следующими федеральными законами.
1. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351I «Об авторском праве и смежных правах». В нем закрепляются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Устанавливаются сфера действия, объекты, сроки действия авторского права.
2. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 35171. Закон регулирует отношения, возникающие в связи справовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Установлены условия патенто-способности изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Определен круг субъектов прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
3. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520.
1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» . Законом регулируются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. В Законе даются определения товарного знака и знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
4. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» .Регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ, баз данных.
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 35261 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» . Регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной, а также использованием оригинальной топологии интегральной микросхемы, созданной в результате творческой деятельности автора и являющейся неизвестной автору и (или) специалистам в области разработки топологий на дату ее создания.
6. Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 56051 «О селекционных достижениях» . Устанавливает основы правового регулирования имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных отношений, возникающих в связи с созданием, правовой охраной и использованием селекционных достижений.
7. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98ФЗ «О коммерческой тайне» .
8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135ФЗ «О защите конкуренции».
9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».