Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок возбуждения уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наказания, предусмотренные для военных за совершенные ими преступления, выносятся на основании правовых норм РФ, и отражены в УК. Кроме того, ответственность военнослужащих регулируется отдельным документом — Указом Президента №1495, касающимся уставов ВС РФ.
Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим
Их применение должно основываться на принципах справедливости и равенства граждан перед законом, только при доказательстве вины и с учетом норм гуманного отношения к личности.
Вид уголовных наказаний при осуждении военнослужащих выбирается исходя из:
- степени тяжести правонарушения;
- того, совершено оно армейцем лично или в группе соучастников;
- реальной и потенциальной общественной опасности;
- последствий, что повлекли преступление.
Порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности
Преимущественно разбирательства армейских преступлений производятся в судебных инстанциях ВС. Подсудность определяется, согласно ФКЗ №1 «О военных судах» и УПК.
Кто возбуждает уголовные дела в отношении военнослужащих, зависит от обстоятельств дела.
Военсуд ведет разбирательства по правонарушениям:
- в сегменте прав, интересов и свобод действующих военнослужащих;
- совершенным армейцами на службе и при исполнении обязанностей;
- содеянным во время военных сборов;
- относящимся к их подсудности по правовым нормам;
- группы, если хотя бы один из ее членов является военным (когда невозможно выделить дело в отдельное производство).
Расследованием занимается военная полиция и прокуратура.
За исполнение выбранной меры отвечает:
- военная полиция, если это арест или помещение в ДВЧ;
- начальник текущей части, когда назначено ограничение;
- командование текущей части, если армеец осужден условно.
За прокуратурой закреплен контроль над соблюдением закона вышеперечисленными ответственными. Полномочие на надзор за отсутствием нарушений прав военных в местах осуждения имеют общественные комиссии (76 ФЗ).
Наказание назначается судом, и подтверждается приказом командования (по месту службы/осуждения).
При реализации меры путем ДВЧ ее командир должен получить от начальника полиции:
- сопроводительные документы;
- приговор суда;
- судебное распоряжение (о вступлении приговора в юридическую силу или актуальности апелляции);
- мед. книжку;
- учетную карту:
- военный билет;
- характеристику;
- личные вещи по описи (3 экземпляра документа).
Суд должен быть уведомлен о начале исполнения приговора начальником полиции ВС, изданный по части приказ представляется в инстанцию. Родственники извещаются о прибытии в ДВЧ военного в 10-дневный срок.
Если мерой избрано ограничение, то к сроку ее окончания формируется приказ, и за 3 дня до снятия наказания передается суду.
Когда преступление совершено армейцем, служащим за границей РФ, применяют уголовную ответственность, утвержденную УК РФ (либо международным договором).
Уголовные дела частно-публичного обвинения
Дела данной категории также как и уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, но в отличие от них в связи с примирением прекращены быть не могут.
Еще одно отличие заключается в том, что если по делам частного обвинения выдвигать и поддерживать обвинение вправе сам потерпевший, то по делам частно-публичного обвинения данное полномочие присуще только следователю, дознавателю и прокурору.
К уголовным делам частно-публичного обвинения отнесены дела по:
- ч. 1 с.131 УК РФ (изнасилование);
- ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
- ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни);
- ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
- ч. 1 ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища);
- ст. 145 УК РФ (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
- ч. 1 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав);
- ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).
- ст. 159-159.6 (все составы мошенничества), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в случаях, если они совершены:
- индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
- членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Порядок увольнения военнослужащего по контракту при возбуждении уголовного дела
При получении командованием воинской части постановления (определения) о заключении военнослужащего под стражу он передается полномочному правоохранительному (судебному) органу с обязательным уведомлением военного прокурора. Передача военнослужащего оформляется приказом по воинской части. Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и выслужившие установленный законом срок военной службы, в отношении которых проводится предварительное следствие по уголовному делу, увольняются с военной службы по окончании следствия, после уведомления соответствующих правоохранительных органов.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, у которых истек срок контракта военной службы, до вынесения решения по уголовному делу находятся в распоряжении командира (начальника).
В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы или лишения воинского звания, на основании поступившей в воинскую часть копии приговора, военнослужащий увольняется с военной службы со дня начала отбывания наказания. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личные вещи направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и осужденный к лишению свободы условно, по решению должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть уволен или оставлен на военной службе, а осужденный военнослужащий, отбывающий арест, не может быть уволен во время ареста за исключением случаев признания его негодным к военной службе.94.
В случае возбуждения в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уголовного дела военнослужащий может быть зачислен в распоряжение командира (начальника) до вынесения решения по уголовному делу. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
В Тендере вы можете указать свою цену на услугу или выбрать из предложенных вариантов наших специалистов. Удобно и доступно. 17 сентября 2014 г. в отношении Турпакова Е. В. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.
- Ст. 144 УПК РФ определяет, что уполномоченное лицо обязано принять процессуальное решение по сообщению о преступлении не позднее 3 суток со дня его поступления.
- По мотивированному ходатайству этого лица в случае, если он не успеет провести все проверочные мероприятия за эти дни, срок может продлеваться до 10 суток, в исключительных случаях – до 30.
-
Исключительными обстоятельствами, позволяющими проводить проверку в течение месяца, УПК называет необходимость проведения:
- ревизий, экспертиз, документальных проверок, исследований;
- оперативно-розыскных мероприятий.
Как узнать, возбуждено ли дело?
Нередко встречаются факты, когда о принятом по сообщению о преступлении решении уведомления заинтересованным лицам не поступают или попросту не направляются по какой-то причине.
В этом случае узнать, возбуждено ли дело, возможно в дежурной части правоохранительного органа или у должностного лица, ответственного за ведение книги регистрации/учета сообщений о преступлениях и происшествиях, по номеру КУСП, указанному в талоне-уведомлении, выданном при подаче заявления.
Если этого документа в распоряжении нет, можно обратиться письменно к надзирающему прокурору или руководителю подразделения правоохранительного органа, в котором проводилась проверка с жалобой на неуведомление о результатах проверки или с просьбой о сообщении ее результатов.
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении рассматриваемой категории лиц определены в ст. 448 УПК РФ.
Правом принятия решения о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, наделены только должностные лица Собственного комитета РФ. Наибольшими полномочиями в этой части обладает Председатель Следственного комитета РФ. Он, в частности, принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, экс-Президента РФ и кандидата в Президенты, судей, должностных лиц Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, прокуроров, руководителей следственных органов и следователей (за исключением прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена) и некоторых других категорий лиц.
В отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей (за исключением Председателя Следственного комитета РФ, а также прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена) правом возбуждения уголовных дел в настоящее время наделены также заместители Председателя Следственного комитета РФ.
Решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена отнесено к компетенции руководителей следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам Российской Федерации. Они же возбуждают уголовные дела в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления; адвокатов и некоторых других лиц.
В отношении Председателя Следственного комитета РФ решение вопроса о возбуждении уголовного дела отнесено к компетенции исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ.
Кроме руководителей следственных органов Следственного комитета РФ правом возбуждения уголовных дел по правилам процедуры, предусмотренной главой 52 УПК РФ, наделены следователи Следственного комитета РФ. Они компетентны принимать такое решение в отношении двух категорий лиц: зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (п. 13, 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).
Порядок возбуждения уголовных дел в отношении рассматриваемой категории должностных лиц отличается от обычной процедуры возбуждения уголовного дела. Причем процедура возбуждения уголовного дела в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, зависит, как правило, от должностного статуса соответствующего лица. Чем выше статус должностного лица, тем более сложная процедура возбуждения уголовного дела.
Первый вариант возбуждения уголовного дела — упрощенный. При наличии установленных законом повода и основания соответствующее должностное лицо Следственного комитета РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела. И на этом процедура возбуждения дела заканчивается.
В таком порядке возбуждается большинство уголовных дел рассматриваемой категории в отношении: депутатов законодательных (представительских) органов государственной власти субъектов РФ: депутатов и иных должностных лиц органов местного самоуправления; должностных лиц Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; прокуроров (за исключением Генерального прокурора РФ), руководителей следственных органов (за исключением Председателя СК РФ), следователей, адвокатов и некоторых других лиц.
Повторяем, при упрощенном порядке соответствующее должностное лицо свое решение о возбуждении уголовного дела принимает самостоятельно без участия других лиц.
Исключение составляет возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы и зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Такие дела, как отмечалось, в пределах своих полномочий возбуждает следователь Следственного комитета РФ, но только с согласия Председателя СК РФ или руководителя Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
Второй вариант возбуждения уголовного дела более сложный. В процедуре принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела участвует не только соответствующий руководитель Следственного комитета РФ, но и иные должностные лица или органы. Такой порядок установлен в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, Генерального прокурора РФ, Председателя СК РФ и экс-Президента РФ.
Так, в принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ кроме должностных лиц, уполномоченных возбудить дело, принимают участие Президент РФ и Верховный Суд РФ. До возбуждения уголовного дела Президент РФ на основании ходатайства Председателя Следственного комитета РФ или исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ обращается с представлением в Верховный Суд РФ дать заключение о наличии в действиях лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, признаков преступления. Иначе говоря, Верховный Суд РФ должен решить вопрос о наличии основания для возбуждения уголовного дела.
Представление Президента РФ в Верховном Суде РФ рассматривает коллегия из трех судей данного суда. Представление рассматривается в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок после его поступления с участием лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела (Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ и (или) их адвокатов), на основании представленных в суд материалов (ч. 2 ст. 448 УПК РФ).
По результатам рассмотрения представления коллегия судей Верховного Суда РФ дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ). Положительное решение суда дает право руководителю следственного органа вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Отрицательное заключение суда не дает такого права. В этом случае выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Иная процедура возбуждения уголовных дел установлена в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судей. Напомним, что решение вопроса о возбуждении таких дел вправе принимать только Председатель Следственного комитета РФ.
Важная часть возбуждения уголовного дела в отношении названных лиц — процедура лишении их неприкосновенности (депутатской и судейской), установленная Конституцией РФ соответственно ст. 98 и ст. 122. Для этого Председатель Следственного комитета РФ вносит в соответствующую инстанцию представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела, к которому прилагаются необходимые материалы.
Так, вопрос о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решает соответственно Совет Федерации и Государственная Дума. Представление Председателя Следственного комитета РФ рассматривается на заседании соответствующей палаты, причем от Председателя Следственного комитета РФ могут быть потребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе присутствовать лицо, в отношении которого внесено представление.
Категории уголовного дела и их особенности
Выделяют три вида производства, имеющих особенности:
- в отношении лиц до 18 лет;
- применение мер принудительного и медицинского характера;
- отдельная категория граждан.
Категория | Примеры статей УПК, УК | Важные нюансы |
---|---|---|
несовершеннолетние
(лица, не достигшие 18 лет)
|
172, ч. 1 173 |
сроки проверки первичных материалов уг.дела – 3 суток+10 (исключит. случаи) проверка целесообразности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности точное установление возраста подростка |
меры принудительного характера | ст. 99 УК –перечень мер | меры направлены: • не на привлечение лица к ответственности, а на его излечение; • на изоляцию его от общества; • обеспечение безопасности человека от себя самого |
отдельные лица
(представители 3 –х ветвей власти+чиновники местных органов) |
гл. 19, 20, 23 УПК, ст. 448 УПК | эти лица привлекаются к ответственности как обвиняемые с предоставлением гарантий по ст. 448 УПК; предварительное расследование осуществляет следователи СК РФ (ст. 151, ч. 3, п.7) |
Правовая помощь военнослужащим
К сожалению, военная система в государстве не идеальна, впрочем, так же как и правовая. А это значит, что не исключены случаи, когда возбуждается уголовное дело против лиц, либо вовсе не причастных к тому или иному преступлению, либо военнослужащему инкриминируют другое преступление, за которое предусмотрено более тяжкое наказание. В таком случае необходимо обратиться за помощью к военному адвокату центра юридической помощи «Ваше Право», который специализируется на защите интересов и прав военнослужащих.
Специалист детально изучает сложившуюся психологическую обстановку, которая могла быть в момент осуществления деяния, так как специфика деятельности военнослужащих довольно-таки своеобразна. Адвокат должен понимать, что могло послужить причиной совершения определенных действий или бездействия того или иного лица. Кроме того, в зависимости от ситуации во внимание обязательно берутся документальные источники – приказы, распоряжения, инструкции – на основе которых можно сделать вывод о законности или незаконности действий. Как следствие, очень важно на этапе возбуждения разбирательства обратиться к профессиональному адвокату, который имеет опыт ведения именно уголовных дел в отношении военнослужащих.
Итак, уголовные дела, где в качестве подозреваемых или обвиняемых выступают лица, несущие воинскую службу, имеют определенную специфику. Наказания, которые применяются к таким лицам за совершение уголовных преступлений, определены Уголовным кодексом и являются строгими, а решение либо приговор по делу военнослужащего выносит только военный суд.
Верховный суд на полпути к тому, чтобы поставить точку в вопросе толкования положений п.п. «в» п.1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, определяющих подследственность уголовных дел.
Обстоятельства дела: В отношении двух военнослужащих по ч.2 ст.112 УК РФ военно-следственным отделом СК России по Архангельскому гарнизону возбуждено и расследовано уголовное дело. Вместо дознания, как того требует закон, по делу произведено предварительное следствие, и в данный момент уголовное дело рассматривается по существу судом.
По мнению защиты, преступление, в котором обвиняются оба фигуранта, совершено ими во внеслужебное время, вне расположения воинской части, что в соответствии с законом исключало производство предварительного следствия следователями СКР.
Позиции сторон:
Позиция защиты:
1.Согласно требованиям п.п. «в» п.1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями СКР по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами СКР, органов ФСБ России, СВР России, ФСО России, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ,военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 этой статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Указанные положения свидетельствует о том, что следователям СКР дела о преступлениях, совершенных указанными в этой норме должностными лицами и военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей и вне расположения части, соединения, учреждения, гарнизона, не подследственны.
Порядок возбуждения уголовного дела и основания для возбуждения
Да, это возможно, но лишь в редких ситуациях. Уголовное дело возбуждено не будет, если в процессе следствия не обнаружатся признаки противозаконного деяния, или оно не будет носить уголовный характер. Также можно предотвратить возбуждение УД, предупредив сообщение о преступлении, или доказав невиновность.
Во всех случаях необходимо опираться на нормы действующего законодательства, в частности – УПК. В ст. 24 есть несколько оснований для отказа:
- отсутствие состава преступной деятельности;
- неимение такого факта;
- истечение срока давности;
- отсутствие поданной заявительной бумаги от потерпевшей стороны;
- нет заключения судебного специалиста о присутствии признаков преступного деяния;
- смерть обвиняемого или подозреваемого лица.
Таким образом, следственные действия могут прекратиться или не повлечь за собой возбуждение УД при наличии перечисленных обстоятельств.
Увольнение по несоблюдению условий контракта военнослужащим
Нужно сказать, что наказания, определенные уголовным законом за военные преступления, являются жесткими, за многие из них предусмотрено лишение свободы. Таким образом, ответственность военнослужащих и гражданских лиц за аналогичные преступления будет несколько отличаться: к первым применяются более строгие меры наказания. Все военнослужащие без исключения несут ответственность, учитывая особенности своего положения.
К сожалению, военная система в государстве не идеальна, впрочем, так же как и правовая. А это значит, что не исключены случаи, когда возбуждается уголовное дело против лиц, либо вовсе не причастных к тому или иному преступлению, либо военнослужащему инкриминируют другое преступление, за которое предусмотрено более тяжкое наказание. В таком случае необходимо обратиться за помощью к военному адвокату центра юридической помощи «Ваше Право», который специализируется на защите интересов и прав военнослужащих.
Специалист детально изучает сложившуюся психологическую обстановку, которая могла быть в момент осуществления деяния, так как специфика деятельности военнослужащих довольно-таки своеобразна. Адвокат должен понимать, что могло послужить причиной совершения определенных действий или бездействия того или иного лица. Кроме того, в зависимости от ситуации во внимание обязательно берутся документальные источники – приказы, распоряжения, инструкции – на основе которых можно сделать вывод о законности или незаконности действий. Как следствие, очень важно на этапе возбуждения разбирательства обратиться к профессиональному адвокату, который имеет опыт ведения именно уголовных дел в отношении военнослужащих.
Итак, уголовные дела, где в качестве подозреваемых или обвиняемых выступают лица, несущие воинскую службу, имеют определенную специфику. Наказания, которые применяются к таким лицам за совершение уголовных преступлений, определены Уголовным кодексом и являются строгими, а решение либо приговор по делу военнослужащего выносит только военный суд.
Раздел 11. Документы, связанные с повседневным исполнением служебных обязанностей военнослужащим и дознанием в отношении военнослужащих, Образцы документов, Настольная книга по защите прав. Вопросы военной службы
Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
В частности, уголовные дела в отношении дезертиров и других уклоняющихся от прохождения военной службы относятся к подследственности военной прокуратуры по месту задержания военнослужащего. После выполнения в 20-дневный срок необходимых следственных действий такие дела могут передаваться по согласованию с ними военным прокурорам по месту службы задержанных только для расследования других совершенных ими же преступлений либо для расследования фактов неуставных проявлений в отношении задержанного.
Преступления, совершенные военнослужащими и гражданским персоналом Федеральной пограничной службы и подследственные органам военной прокуратуры, расследуются, за некоторыми исключениями, военными прокуратурами соответствующих пограничных округов.
Спорные вопросы определения подследственности между отдельными военными прокурорами различных округов решаются через Главную военную прокуратуру. В таком же порядке определяется подследственность преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации в ликвидированных к настоящему времени группах войск или иных воинских формированиях на территории СНГ и стран Восточной Европы.
Кто может возбудить дело
Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:
- прокурора;
- судьи;
- участкового.
Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.
Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.
Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.
То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.
Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:
- Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
- Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
- Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).
Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.
Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.
Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.
Сроки ознакомления с материалами
Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:
- Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
- Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
- Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.
В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Марий Эл
Прокуратура Республики Марий Эл разъясняет: Подследственность уголовных дел, расследуемых следователями Следственного комитета Российской Федерации
Статьей 151 УПК РФ предусмотрена подследственность уголовных дел органам предварительного расследования.
Установлено, что следователями Следственного комитета Российской Федерации проводится предварительное расследованием по наиболее тяжким, сложным и резонансным делам.
К их числу отнесены убийства, изнасилования, террористические акты, преступления, совершенные должностными лицами, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и др.
В ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, зачастую выявляются другие преступления небольшой и средней тяжести.
Федеральным законом от 01.07.2021 №285-ФЗ «О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» к подследственности Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений предусмотренных ст.ст.
125 УК РФ («Оставление в опасности»), 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в установленном порядке.
Названное изменение направлено на усиление защиты прав несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения преступлений лицами, обязанными заботиться о них.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Статьей 151 УПК РФ предусмотрена подследственность уголовных дел органам предварительного расследования.
Установлено, что следователями Следственного комитета Российской Федерации проводится предварительное расследованием по наиболее тяжким, сложным и резонансным делам.
К их числу отнесены убийства, изнасилования, террористические акты, преступления, совершенные должностными лицами, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и др.
В ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, зачастую выявляются другие преступления небольшой и средней тяжести.
Федеральным законом от 01.07.2021 №285-ФЗ «О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» к подследственности Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений предусмотренных ст.ст.
125 УК РФ («Оставление в опасности»), 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в установленном порядке.
Названное изменение направлено на усиление защиты прав несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения преступлений лицами, обязанными заботиться о них.
Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.
В этом и заключается сущность данной стадии.
Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.
Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.
Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.
Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.
Поводы для возбуждения
Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса — это неотъемлемая, имеющая первоочередное значение часть комплекса мероприятий, направленных на восстановление справедливости, в частности наказание виновных в совершении противоправных, опасных для общества действий. Уяснив, что первая стадия – это возбуждение уголовного дела, нужно детально рассмотреть поводы к выполнению данного действия ответственными лицами.
В качестве таких поводов выступают источники сведений о совершении противоправных действий. Они воспринимаются законом как юридический факт. Согласно 140 статье УПК РФ существует всего 4 повода:
- заявление о совершении преступления или его подготовке;
- явка с повинной лица совершившего преступное действие;
- сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
- постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.
Возбуждению уголовного дела в УПК РФ отведено достаточно большое значение. В связи с этим нужно рассмотреть все возможные поводы более детально.