Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья на тему: «Плюсы и минусы инклюзивного образования».». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.
Суть инклюзивного образования
Необходимость гарантировать доступ к получению знаний и профессиональных навыков каждому человеку невзирая на его физические или ментальные особенности признана на международном уровне. Многие страны активно продвигают идею трансформации системы специального образования, организуя обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах.
На Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной в Испании в июне 1994 года при поддержке ЮНЕСКО, была представлена инновационная образовательная концепция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам конференции была принята Саламанкская декларация о принципах инклюзивного обучения, главный из которых – создание условий для развития уникальных способностей каждого ребенка.
Виды инклюзивного образования
Дети с нарушениями в развитии условно разделены на восемь групп.
- Глухота. Ребенок, который не слышит с рождения или раннего возраста, нуждается в специальном обучении с акцентом на использование сурдо- и акустической аппаратуры, благодаря которой он сможет в определенной степени освоить речевой навык. Образовательная программа для детей с полным отсутствием слуха включает такие направления, как коррекция произношения, развитие причинно-следственных связей, социально-бытовое ориентирование.
- Слабослышание или поздние проблемы со слухом. У таких детей присутствует самостоятельная речь в остаточном виде. Педагогам предстоит развить у них навык понимать чужую речь по губам, зрительно воспринимать информацию, научить читать и общаться с окружающими.
- Слабовидение или полное отсутствие зрения, а также дети с амблиопией и косоглазием.
- Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Обучение ведется с применением тифлооборудования и специальных дидактических материалов, благодаря которым облегчается усвоение новой информации.
На чём основана идея инклюзивного образования
Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.
То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.
Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.
- Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
- Каждый человек мыслит и способен на чувства.
- Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
- Люди нуждаются друг в друге.
- Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
- Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
- Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
- Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.
Преимущества и недостатки
Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:
- дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
- смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
- стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.
Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:
- отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
- общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
- нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.
За и против инклюзивного образования в таблице
Преимущества | Недостатки |
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей | Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии |
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения | Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями |
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями | Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации |
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества | Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности |
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность | Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей |
Оборудование для инклюзивного образования
Перепланировка классов под особые потребности учеников-инвалидов требует учета индивидуальных потребностей. Для этой цели используют специальное оборудование, которое можно поделить на несколько типов:
- Оборудование для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
- Оборудование для обучения детей с проблемами слуха.
- Оборудование для детей с нарушениями зрительного восприятия.
- Оборудование для коррекции сенсорного восприятия.
В учебных учреждениях, инклюзивных центрах и интернатах часто организовывают отдельные кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Они могут быть обустроены различными снабжением, помогающее не только в учебном процессе, но и реабилитации, налаживании взаимоотношений между педагогами, отдыхе при нагрузках:
- Реабилитационное оборудование.
- Сенсорные и интерактивные устройства.
- Массажное оборудование.
- Развивающие игрушки и игры.
Для обучения детей с ограниченными возможностями обязательно используется дидактика – различные дидактические наборы фигур, букв, животных, прочих элементов. Обучаясь в игровой форме, дети не теряют интерес, внимание, быстрее показывают результаты.
Модели инклюзивного образования.
Модели инклюзивного образования.
Инклюзивное образование —
это такая
организация процесса обучения, когда все дети
, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую образовательную среду
и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Инклюзивное образование за и против
Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
- Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
- Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
- Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
- Восемь принципов инклюзивного образования
- 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.
Благоприятная атмосфера в классе — главный принцип инклюзивного образования детей с ОВЗ
Конечно, отношение класса к ребенку с ограниченными возможностями в основном зависит от учителя. Но и родители могут внести свою посильную лепту, если обладают достаточной психологической грамотностью. Совместные усилия обязательно дадут хорошие плоды.
-
Можно предложить преподавателю хотя бы раз в полугодие проводить классный час о людях с нарушениями в развитии. Возьмите на себя информационную подготовку и организацию мероприятия. А вот презентовать доклад или реферат поручите тем одноклассникам вашего ребенка, которые наделены зрительным вектором психики. Эти дети очень эмоциональные, склонные к сопереживанию, у них близко стоят слезы. После курса тренинга вы научитесь определять таких детей без труда.
-
Подберите информацию так, чтобы она не звучала просто «сухими фактами» или статистикой. Наоборот, подача должна быть чувственной, эмоциональной. Для описания самих нарушений хватит и пары абзацев. Остальная часть реферата должна чувственно вовлечь детей в переживания и трудности разных людей с нарушениями развития (не стоит делать акцент именно на своем ребенке). Если вам удастся эмоционально вовлечь маленьких зрительников в процессе подготовки доклада — они передадут своим одноклассникам всю палитру эмоций. Смогут объединить класс на совместном сопереживании тем ребятам, которые в этом нуждаются.
Основные принципы инклюзивного образования
Основные принципы инклюзивного образования заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:
Ценность человека зависит не от достижений и способностей.
А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?
Способность думать и чувствовать есть у каждого.
В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.
Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.
Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.
Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.
Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.
Человек нуждается в дружбе с ровесниками.
Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.
Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в российские школы не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.
Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:
- во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно – необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
- во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению детей с ОВЗ в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго «застопорить» полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.
На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?
Инклюзивное образование в мире
Мировая педагогическая наука и практика ввела термин «инклюзии» сравнительно недавно. Несмотря на то, что основные тенденции, связанные с обучением людей с инвалидностью и без неё в одних и тех же учебных заведениях, пришли в Россию из Европы и США, западные общества приняли их далеко не сразу.
Процесс активного движения к принципам инклюзивного образования начался после Второй мировой войны, когда сильное влияние получили идеи гуманизма, а также созданная в 1945 году Организация Объединённых Наций (ООН). Именно она инициировала уравнивание прав детей с инвалидностью в образовательной системе, а также создание возможности для них получать качественное и доступное образование.
До середины XX века вся забота о детях с особыми потребностями сводилась к созданию специализированных интернатов и школ закрытого типа. Так, в некоторых странах Европы уже в XVIII в. были созданы отдельных школы для глухонемых и незрячих. Однако это никак не отразилось на обучении детей с ментальными расстройствами, чьим образованием занимались лишь в небольшом количестве приютов. К сожалению, вплоть до второй половины XX века люди с особыми потребностями подвергались неприкрытой сегрегации. Инициаторами открытия специализированных учебных заведений для разных категорий инвалидов (незрячих, глухих и так далее) как правило становились видные педагоги и разработчики тех или иных методик обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, то есть организацией таких школ занималось не государство.
После Второй мировой войны усилились интеграционные течения в политике европейских государств и Соединённых Штатов. В этих странах стали появляться общественные организации, целью которых стало устранение сегрегации инвалидов в любом виде. Тем не менее принятие единой концепции по обучению детей с особыми потребностями затянулось вплоть до конца XX века. Официально термин «инклюзивное образование» был озвучен только в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в испанском городе Саламанка. Она стала одним из самых ярких событий для мирового педагогического сообщества. На ней была принятая Саламанская декларация, в основу которой легла идея о перестройке системы массового образования с целью создания условий обучения для всех без исключения детей.
«Минусы» инклюзивного образования
В инклюзивном образовании есть ряд минусов:
- Имеющееся на сегодняшний день инклюзивное образование, которое требует постоянной модернизации, связанной с улучшением качества.
- Отсутствие нужного количества квалифицированных кадров (тьютеров, учителей-воспитателей, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов), имеющих соответствующие знания по сопровождению людей, нуждающихся в инклюзивной форме образования.
- Не всегда объективная оценка знаний учащегося (часто завышенная) со стороны обучающего состава, в силу проявления снисходительности к нему по его состоянию здоровья.
- Не повсеместная доступность инклюзивного образования.
- Иногда встречаются отличия от общегосударственного учебного плана, который не позволяет учащимся продолжать своё образование.
- Отсутствие достаточного объёма информации для граждан, нуждающихся в инклюзивном типе образования. Вследствие чего возникает пласт людей, окончивших школу и не получивших дальнейшее образование, и в результате становящихся иждивенцами государства.
Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.
Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.
Задачи исследования:
Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.
Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.
Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.
Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.