Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минпросвещения подготовило пилотный проект по оплате труда педагогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 , п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.
Средняя месячная заработная плата
Итак, особенностью оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования является то, что за фактический годовой объем учебной нагрузки независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата (п. 4.6 Приложения 2 к Приказу N 1601). Как она рассчитывается?
Размер средней месячной заработной платы исчисляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев с учетом повышающего коэффициента, устанавливаемого на уровне субъекта РФ.
Часовая ставка, в свою очередь, определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа. Чтобы было понятнее, представим сказанное выше в виде формул.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн. рублей и 2 млн. рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.
Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.
Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.
Сколько сейчас получают учителя
Согласно промежуточным данным Росстата за 2022 год, средняя зарплата учителя в России составляет 45 787 рублей до вычета налогов — то есть на руки педагоги получают в среднем по 39 тысяч рублей. Однако, по факту цифры у многих меньше. Так, портал «ГородРабот» проанализировал данные о предлагаемой зарплате учителям на основе вакансий и пришел к выводу, что в среднем по России в 2022 году педагогам предлагали зарплату на руки порядка 30 тысяч рублей.
Размер заработной платы во многом зависит от региона — зарплаты педагогов в больших городах и российской глубинке сильно отличаются. Так, учителям литературы или географии в московских школах предлагают работу за 70 000 рублей в месяц, в то время как, устраиваясь на аналогичные должности во Владимирской области, можно будет рассчитывать только на 30 — 40 000 рублей.
Вакансии учителей от частных образовательных учреждений также имеют большой разброс в оплате труда— от 30 до 75 тысяч рублей, в зависимости от профиля педагога.
Портал «Работа. Ру» провел опрос, чтобы выяснить какую зарплату учителей россияне считают достойной. Цифры заметно отличаются от фактической статистики.
Что сказал Президент РФ о зарплатах россиян, кому поднимут из бюджетников
На совещании о поддержке доходов семей обсуждался вопрос о благосостоянии населения России.
Глава государства заметил, что у семей должны сохраняться возможности самостоятельно увеличивать свои доходы. Также важно, чтобы граждане могли осваивать новые специальности, проходить курсы повышения квалификации и совершенствовать навыки.
Кроме того, показатель инфляции в стране к началу следующего года должен снизиться примерно на 5%. Центральный банк опубликовал прогноз, по которому уровень повышения цен на товары и услуги будет равен 12-13%.
Президент РФ поручил российскому правительству обеспечить рост зарплат работников бюджетной сферы.
По указанию главы нашего государства до 30 марта 2023 года бюджетники должны получить такую прибавку, чтобы их заработная плата была не ниже средней зарплаты в регионе.
Каким бюджетникам повысят зарплату в 2023 году, последние новости на 23 марта 2023. Учителя в Хакасии потеряли четверть зарплаты из-за чиновников
Чиновники Хакасии наглядно продемонстрировали, что такое магия чисел. В официальных бумагах зарплата учителей в регионе значительно выросла – сразу на 20 %. А вот по факту педагоги стали получать даже меньше того, что было до повышения МРОТ по всей стране. Как такое вообще возможно, разбирался корреспондент «Известий» Владислав Тамошаускас.
Александр Андросов вот уже 8 лет работает в Новокурской школе. Здесь он и физрук, и учитель ОБЖ. По вечерам ведет уроки патриотического воспитания. С ребятами из кадетского казачьего класса они регулярно становятся победителями различных соревнований. Но с января работу педагогов в Хакасии буквально обесценили – их лишили стимулирующих выплат.
«Сейчас независимо как ты сработаешь. Работаем, пусть пафосно звучит, как бы за спасибо. Зарплата стала ниже, порядка 5–7 тысяч. Это существенная сумма, конечно. У меня двое маленьких детей и жена в декрете», – сказал учитель физической культуры и ОБЖ Новокурской общеобразовательной школы Александр Андросов.
Средняя зарплата педагогов в 2022 году в Хакасии составляла 45 тысяч рублей. После обещанного повышения и увеличения МРОТ с января сумма должна была заметно вырасти. Но в республиканском правительстве денег на выравнивание целевых показателей просто не нашли. Проблему закрыли за счет стимулирующих выплат. В результате педагоги вместо долгожданной надбавки стали зарабатывать даже меньше.
«Денег просто в бюджете не добавили. Взяли вот эти лимиты, которые были стимулирующие, и превратили их в оклад, то есть добавили к окладу. А получается, оттуда-то они ушли», – сказал глава администрации Бейского района Республики Хакасия Иннокентий Стряпков.
Поставим точки над И: какие льготы положены учителям в 2022 году
Исчисление заработной платы, пособий в 2022 году, как и ранее, будет зависеть от размера прожиточного минимума в регионе (федеральный ПМ – 12 654 руб.) и МРОТ. Согласно прописанному в ФЗ-82 от 19.06.2020 года положению оклад рассчитывают с учетом регионального МРОТ. Регион вправе устанавливать свой размер минималки, но не ниже федерального, т.е. 13 890 руб. Если региональная не принята, то в расчет берут федеральный МРОТ. В результате его увеличения произойдет повышение окладов и, соответственно, доходов работника.
В случае, когда выплаты не достигли минимального размера оплаты труда, работодатель обязан довести их до установленных размеров дополнительными выплатами, премиями и пр.
На повышение своих доходов за счет увеличения коэффициента индексации с 01.01.2022 года могут рассчитывать медики, учителя и другие бюджетники, подпадающие под действие майских указов. Размер коэффициента разнится в субъектах РФ, поскольку регионы вправе устанавливать его самостоятельно, но не меньше федерального. Изменять допустимо только в сторону увеличения. По России средний показатель составляет 4%.
Индексирование заработной платы согласно ст. 134 ТК РФ гарантировано всем бюджетникам без каких-либо должностных, профессиональных, возрастных ограничений. Индексации подлежит зарплата постоянного, штатного работника, совмещающего обязанности, работающего дистанционно, на удаленке, находящегося в декретном или за свой счет отпуске.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений утверждают ежегодно начиная с 2005 года, согласно статье 135 Трудового кодекса. Эти рекомендации учитывает кабмин, региональная и муниципальная власть, определяя объём финансирования таких учреждений и при разработке правовых актов по оплате труда сотрудников.
Документ, принятый 23 декабря трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, носит рекомендательный характер, пояснил «Парламентской газете» замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.
Рекомендации устанавливают долю окладов в структуре заработной платы бюджетников. Например, в сфере образования, физкультуры и спорта оклады должны составлять не менее 70 процентов от общего заработка. Педагоги, работающие в сельской местности, обучающие детей-сирот и ребят с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на стимулирующие выплаты. Авторы документа обратили внимание, что в каникулы и во время отмены или приостановки занятий учителям будут выплачивать ранее назначенную зарплату.
При формировании денежных вознаграждений спортивных тренеров рекомендовали оценить, сколько у них воспитанников, удаётся ли им сохранить здоровье спортсменов, участвуют ли они в реализации комплекса «ГТО». Тренеры могут получить надбавки за работу на селе и за трудоустройство в организации, в которой они сами прошли спортподготовку. Премия или грант полагается наставнику, если у его команды есть спортивные достижения на уровне региона.
В здравоохранении доля окладов в заработной плате в 2022 году не ниже 55 процентов. Врачам могут назначить премии за работу в опасных условиях, выявление онкологических заболеваний при диспансеризации, скорую медицинскую помощь, медицинские услуги беременным женщинам, осмотр детей в течение первого года жизни.
Также в рекомендациях говорится о работниках культуры, оклад которых должен быть не менее 50 процентов от зарплаты. Не забыли и о сотрудниках ветеринарных клиник — их оклад рекомендовали установить не ниже 60 процентов заработка. При этом ветеринары имеют право на премии за ликвидацию очагов особо опасных болезней животных и за работу вне стационара.
В рекомендациях написали, что заработная плата зависит от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества труда. Максимальный размер зарплаты не ограничен, а сотрудникам одной квалификации, выполняющим один и тот же объём работы, нужно платить одинаково, не допуская дискриминации.
Согласно документу, все условия оплаты прописывают в трудовом договоре с сотрудником. В том числе там указывают фиксированный оклад, ставку заработной платы за исполнение трудовых обязанностей за месяц или, например, за педагогические часы. За вредные условия труда предусматривают повышающие коэффициенты к зарплате.
В новых правилах указали, что зарплаты бюджетников нельзя снижать по сравнению с 2021 годом. Также руководителям бюджетных организаций рекомендовали своевременно и в полном размере выплачивать человеку «справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него и его семьи» — не ниже федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ).
С 1 января 2022 года МРОТ составил 13 890 рублей. Согласно Трудовому кодексу, оклад может быть меньше МРОТ, но вся зарплата должна быть как минимум равной ему. Если работодатель нарушает это правило, трудовая инспекция может его оштрафовать. Согласно статье 5.27 КоАП, штраф составляет 10-20 тысяч рублей для должностных лиц, 1-5 тысяч для предпринимателей без образования юрлица и для организаций — 30-50 тысяч рублей.
Как формируется зарплата учителей
Основным условием при формировании заработной платы учителям является начисление суммы среднего уровня дохода, зависящего от региональной экономики. Регионы, которые имеют материальную возможность, могут начислять дополнительный бюджетный процент по своему усмотрению. Предусматриваются и субъектные параметры, включая «северные».
Если высчитывать в денежном эквиваленте, то доход преподавателей на Северном Кавказе будет одним из наиболее низких. Средний коэффициент находится в пределах 25 тысяч рублей. Наибольшая зарплата учителям выплачивается в Москве и Дальневосточном округе — около 100 тысяч рублей.
Тарификация как фактор формирования зарплаты учителя
Особенность преподавательской сферы труда вынуждает искать индивидуальные решения в оплате работы учителей. Следует учитывать выслугу лет, часы работы, трудность в обучении различных предметов, принимается во внимание разделение классов по возрастному элементу. В этом случае используется определённый тарифный план – это оценочные действия, предполагающие объединения вопросов материального характера.
Согласно Положению, принятому Правительством РФ от 05.08.2008 № 583, средняя зарплата учителей начальных и средних классов образуется из нескольких составляющих. Это фиксированная сумма, возмещающие выплаты, стимулирующие надбавки.
Например, возмещается работа классного преподавателя, руководителя кабинета, оценка классных и домашних заданий школьников, работа в специальных обстоятельствах. В мотивирующие начисления включаются суммы, засчитанные за высокие результаты учеников, успеваемость, стаж. Оклад – это фиксированный коэффициент оплаты труда.
Тарифная ставка по разрядам оплаты труда в образовательных учреждениях
Доплата за присвоенное звание «Отличник народного просвещения» на федеральном уровне не предусмотрены, однако субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать нормативными актами надбавки (доплаты) для лиц, которые награждены различными отраслевыми нагрудными знаками. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательных учреждений относится установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, в том числе и за награждение отраслевыми нагрудными знаками.
Как уже было сказано в части 1 [k8] статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Из части 2 статьи 147 ТК РФ следует, что минимальные размеры повышения оплаты труда устанавливаются Правительством Российской Федерации, а работодателем с учетом мнения представительного органа устанавливаются уже конкретные размеры повышения в связи с указанными условиями труда. Эти размеры повышения могут быть отражены в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре.
Как в 2019 году убрать тарификацию у преподавателей колледжа
В различных регионах дела обстоят по-разному. Не везде уверены в том, что заработная плата работников школьных учреждений превысит запланированную правительством отметку. Повышение зарплаты учителям с 1 января 2019 в России, какие будут ставки: Всё зависит от коэффициента разброса Согласно плану правительства, в следующем году планируется нововведение в школьных учреждениях. Ставка педагога будет варьироваться от коэффициента разброса.
Приказом руководителя за данным педагогом закреплен учебный кабинет, а также поручено классное руководство.Минимальный оклад по ПКГ для преподавателя составляет 6092 руб.Норма учебной нагрузки для преподавателей — 720 ч в год, или 72 ч в месяц (720 / 10 мес.). Педнагрузка Смирновой Е.В. будет равна 87 ч в месяц (870 / 10 мес.).Минимальный оклад по ПКГ с учетом педнагрузки составит 7361,17 руб. (6092 руб. / 72 ч x 87 ч).Минимальный оклад по ПКГ данному преподавателю за уровень его образования будет увеличен на 10% и составит 6701,2 руб. (6092 руб. + 10%).Стоимость одного педагогического часа для него — 93,07 руб. (6701,2 руб. / 72 ч).Минимальный оклад по должности с учетом педнагрузки будет равен 8097,09 руб. (87 ч x 93,07 руб.).Выплата компенсационного характера за работу в сельской местности — 2024,27 руб. (8097,09 руб.
УТВЕРЖДЕНО «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», которымПедагогическая работа подразделена на ДВЕ части:- ОПЛАЧИВАЕМАЯ ч.1 п.2.1 «характеризуется наличием установленных Норм времени только для выполнения Педагогической работы, связанной с преподавательской работой», и- НЕ ОПЛАЧИВАЕМАЯ «ч.2 п.2.1 «Выполнение Другой части Педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение Рабочего времени, которое НЕ КОНКРЕТИЗИРОВАНО по количеству часов».Порядок ОПЛАЧИВАЕМОЙ преподавательской работы РАССЧИТЫВАЕТСЯ Согласно Письму №7 от 16.01.01 года N 20-58-196/20-5 Минобразования и Профосюза «О порядке исчисления зарплаты работников образовательных учреждений», в Рекомендации о порядке исчисления зарплаты.»…4.1.
Комментарий: Выплата стимулирующих надбавок не должна производиться в ущерб работникам образовательной сферы. Ошибка: Директор школы выплачивает зарплату учителям из расчёта 50% базовой части и 50% — стимулирующей части. Комментарий: Базовая часть заработной платы учителей не должна оказаться менее 65% суммы оклада. Ответы на распространённые вопросы про то, кому выплачивается стимулирующая выплата педагогическим работникам Вопрос №1: Во всех ли образовательных учреждениях предусмотрена стимулирующая выплата педагогическим работникам? Ответ: Нет, многие учебные заведения вынуждены отказаться от данной меры ввиду недостатка средств в бюджете образовательного учреждения.
Новая система оплаты труда учителей в 2021 году. Все изменения
Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2021-2021 годы, утвержденному 6 декабря 2021 г, это должно произойти в течение 2021-2021 годов.
При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору.
Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.
Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре I. Общие положения 1.1.
Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда. 1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.