Изменения в законодательстве по охране труда в 2022-2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в законодательстве по охране труда в 2022-2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.

Задачи государственной трудовой инспекции

Государственная инспекция труда как служба, с помощью которой реализуются полномочия Роструда, обладает компетенцией в решении задач, связанных со следующими ситуациями:

  • устройство на работу;
  • изменение условий труда;
  • отстранение от работы;
  • прекращение трудовых отношений;
  • определение норм рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда, выплата премий и отпускных;
  • командировки и другие виды служебных поездок;
  • определение круга ответственности сторон трудового договора;
  • повышение квалификации работника;
  • охрана труда на рабочем месте;
  • гарантии и особенности организации труда отдельных категорий работников и другие.

Комментарий к статье 355 ТК РФ

1. Конституционный принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. Федеральная инспекция труда и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности.

Деятельность федеральной инспекции труда направлена прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом.

2. В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренными ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

Такими принципами являются:

— презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

— открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;

— проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);

— недопустимость проведения проверок одного и того же юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) по поводу исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— запрет требовать получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым законом видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;

— ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

— финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т.ч. мероприятий по контролю;

— разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Предусмотренные гл. 2 названного Закона требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 и коммент. к ним).

3. Принцип законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда заключается в неукоснительном соблюдении федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов. Иными словами, федеральная инспекция труда, защищая трудовые права работников, не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.

Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств. Поверхностное, формальное, некритичное отношение государственных инспекторов труда к полученным материалам недопустимо.

Исходя из принципа независимости данной федеральной инспекции государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой. При этом они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и действуют независимо от государственных органов, должностных лиц.

Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о результатах ее работы по защите трудовых прав работников, а также о состоянии законности в сфере труда.

Реализуя принцип гласности, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).

4. Основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ч. 2 комментируемой статьи (соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защита трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, — см. ст. 219 ТК и коммент. к ней).

Важнейшая задача федеральной инспекции труда — информирование компетентных органов государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.

5. Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» относит к задачам системы инспекций:

1) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;

2) обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений;

3) доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений.

Если инспекторам труда поручаются другие функции, то последние не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с предпринимателями и трудящимися.

О полномочиях федеральной инспекции труда, необходимых для выполнения возложенных на нее задач, см. ст. 356 и коммент. к ней.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах предприятия:

  • устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности;
  • используемых при осуществлении деятельности предприятия для регулирования трудовых отношений, в т.ч. связанных с исполнением обязательных требований охраны труда, а также исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля по вопросам охраны труда.
Читайте также:  Что такое трудовой стаж и каковы его виды

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) (органа муниципального контроля). В процессе проведения документарной проверки должностными лицами уполномоченного органа в первую очередь рассматриваются документы предприятия, имеющиеся в их распоряжении.

Примерный перечень документов, предъявляемых для проверки Федеральной инспекции труда:

  1. устав организации (копия). Копии документов, предъявляемых государственному инспектору труда, должны быть надлежащим образом заверены;
  2. штатное расписание и изменения к нему (за период, определяемый проверяющим лицом);
  3. положения о структурных подразделениях — при условии, что функционирование структурных подразделений предусмотрено штатным расписанием;
  4. коллективный договор (копия), если он действует у данного работодателя;
  5. правила внутреннего трудового распорядка (копия);
  6. должностные (рабочие) инструкции (выборочно);
  7. инструкции по основным видам деятельности;
  8. инструкции по охране труда (выборочно);
  9. положение (инструкция, регламент и др.) о защите персональных данных работников;
  10. положение об охране труда работников;
  11. положение о материальном стимулировании работников;
  12. положение об аттестации работников;
  13. положение о корпоративном (профессиональном) обучении, в т.ч. ученическом обучении и обучении в области охраны труда;
  14. график отпусков и изменения к нему (за период, определяемый проверяющим лицом);
  15. график сменности — при условии, что соответствующий режим применяется у данного работодателя;
  16. журналы (книги) учета документации отдела кадров (выборочно);
  17. альбом форм документов по кадровому делопроизводству;
  18. приказы и распоряжения (кадровые, а также изданные отделом кадров по вопросам основной деятельности);
  19. трудовые договоры и соглашения об изменении (дополнений) их условий;
  20. личные дела;
  21. трудовые книжки;
  22. личные карточки;
  23. договоры о полной материальной ответственности;
  24. форма расчетного листка;
  25. листки временной нетрудоспособности;
  26. список работников, имеющих право на дополнительный отпуск;
  27. перечень должностей (профессий) с ненормированным рабочим днем;
  28. документы по нормированию труда (нормы, нормативы);
  29. документы по учету рабочего времени;
  30. документы по рассмотрению трудовых споров;
  31. документы по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
  32. документы по назначению пенсий и пособий;
  33. документы по обязательному медицинскому освидетельствованию работников;
  34. образец расчета выплат по возмещению вреда здоровью;
  35. справка об имеющейся задолженности по заработной плате.

Другие документы предъявляются по письменному требованию государственного инспектора труда. Кроме указанных документов рассматриваются:

  • акты предыдущих проверок предприятия по вопросам трудовых отношений;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях предприятием трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • иные документы о результатах осуществленных в отношении предприятия мер контроля (надзора).

Комментарий к статье 356 ТК РФ

Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.

В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:

— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.

Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.

Другой комментарий к статье 356 ТК РФ

1. Деятельность уполномоченного органа реализуется в рамках полномочий, которыми наделен соответствующий орган в силу предписаний закона. Полномочия Роструда, который на сегодняшний день является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, детализированы в Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324, причем они в значительной степени отличаются от положений комментируемой статьи. В связи с тем, что в настоящее время специально уполномоченным органом в области государственного контроля и надзора за соблюдением требований трудового законодательства является Роструд, то именно ему присущи полномочия, перечисленные в комментируемой статье.

Одним из основных полномочий службы является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного полномочия осуществляется посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная функция Роструда включает в себя ряд административных процедур:
— планирование надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции;
— организацию и проведение плановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— организацию и проведение внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований;
— обеспечение уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

Проверка, осуществляемая в рамках контрольно-надзорной деятельности, не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что:
— отсутствуют основания для проведения проверки;
— предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов;
— проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Основанием для неисполнения государственной надзорной функции может являться невозможность проведения государственного надзора в связи со следующими обстоятельствами:
— ликвидация в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего проверке;
— наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Читайте также:  Расчет налога на имущество за 1 квартал 2023 года

Заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

2. Реализация полномочий Роструда заключается не только в проведении проверок соблюдения требований действующего законодательства, но и требует анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятия мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Анализ причин правонарушений требует заполнения форм, установленных приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 ноября 2011 года N 280 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами анализа причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовки соответствующих предложений по их совершенствованию», отражающих основные показатели такого анализа и направления последующей деятельности в части предотвращения возможности совершения правонарушений в будущие периоды деятельности работодателя. При проведении анализа причин нарушений трудового законодательства рассматриваются все обстоятельства, при которых совершено нарушение, в целях устранения таких обстоятельств и недопущения их повторного совершения.

Анализ указанных обстоятельств является основанием для обобщения причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовки предложений по их совершенствованию. Таким образом, результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда являются основанием совершенствования действующих правовых норм в целях устранения потенциальной возможности совершения отдельных правонарушений.

3. Одним из способов пресечения правонарушений является привлечение виновных лиц к ответственности. Применению мер ответственности предшествует рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченным органом. Нарушения норм трудового законодательства должны быть установлены достоверно в рамках административного разбирательства, последствием которого может выступать применение мер ответственности к нарушениям.

Проведение административного разбирательства может осуществляться только уполномоченными должностными лицами Роструда с обязательным оформлением необходимых процессуальных документов. В случае если результаты административного разбирательства выходят за рамки компетенции Роструда, то они вместе с материалами административного дела подлежат передаче по подведомственности, т.е. уполномоченному органу.

Положения комментируемой статьи, устанавливая обязанность соблюдения общих условий разграничения предметов компетенции отдельных органов государственной власти, определяют широкий круг субъектов, в отношении которых может производиться передача административного дела. Определение уполномоченного субъекта в данном случае производится в соответствии с компетенцией соответствующего субъекта. Такая передача осуществляется по подведомственности иному органу государственной власти, органу местного самоуправления, правоохранительному органу или суду.

Указанный спектр субъектов свидетельствует о необходимости соблюдения разграничения предметов ведения отдельных органов, а также специального порядка принятия решения в отношении отдельных видов правонарушений, например, исключительно в судебном порядке или на основании решения правоохранительного органа. В то же время рассмотрение результатов административного производства может способствовать выявлению признаков состава преступления, а соответственно, требует передачи дела в следственные органы или прокуратуру. Должностное лицо Роструда самостоятельно оценивает все полученные доказательства и определяет необходимость их передачи иному органу, о чем уведомляет руководителя в порядке административной подчиненности. Передача материалов административного дела осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия таких органов.

4. Одним из наиболее серьезных правонарушений в сфере труда является необеспечение условий охраны труда работников, следствием которого является несчастный случай на производстве. В подобных случаях должностные лица Роструда анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно.

Порядок реализации указанных полномочий определяется постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». На расследование несчастных случаев органами и должностными лицами Роструда в полной мере распространяются общие положения, установленные ТК РФ. Служба не только участвует в расследовании несчастных случаев, но также осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения таких расследований иными уполномоченными лицами. Закон вменяет в обязанности должностных лиц Роструда проведение проверок соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника. Это предписание подлежит обязательному исполнению.

Также он вправе наложить штраф.

Но если выявленные нарушения имеют признаки трудового спора, штрафовать инспекция не имеет права. Она не является органом, который рассматривает трудовые споры. А решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Обратите внимание

Индивидуальные трудовые споры инспекция труда рассматривать не уполномочена. В силу статьи 382 ТК РФ их рассматривают комиссии по трудовым спорам и суды.

Что может привести инспекцию «в гости»?

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.

Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Кто обязан проходить тестирование по охране труда

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». При этом пункт 78 нового порядка обучения начнут применять с 1 марта 2023 года. В нем речь идет о новой форме проверки знаний специалистов по охране труда: тестировании с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пункт 78 постановления Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» относится к проверке знаний:

  • руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
  • руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
  • руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций.
Читайте также:  Госпошлина за военный билет в 2023 году

Это значит, что с 1 марта 2023 года для работодателей, который не являются учебным центром или трудовой инспекцией, тестирование будет обязательным для руководителя службы охраны труда и работников такой службы — специалистов по охране труда.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УСТРОЙСТВ ТЕПЛОВОЙ АВТОМАТИКИ, ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ЗАЩИТПравить

9.1. Обслуживание электрической части устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений, защит и технических средств АСУ должно выполняться с соблюдением мер электробезопасности, предусмотренных настоящими Правилами.

9.2. Операции с коммутационной аппаратурой на пультах, распределительных щитах и сборках устройств ТАИ может выполнять оперативный персонал или по наряду (распоряжению) производитель работ, если разрешение на такие операции подтверждены записью в строке «Отдельные указания» наряда (приложение № 4 к настоящим Правилам) или при работе по распоряжению — в графе 7 Журнала учета работ по нарядам и распоряжениям (приложение № 5 к настоящим Правилам).

(Измененная редакция. Изм. от 01.07.2003 г.).

9.3. Подготовку участка технологического оборудования перед допуском к работам на устройствах ТАИ должен проводить оперативный персонал цеха, участка, в управлении которого находится технологическое оборудование.

9.4. Опробование и проверка под напряжением, пробное включение в работу отдельных элементов и участков схемы или узлов устройств ТАИ во время ремонта, наладки выполняются с разрешения начальника смены (оперативного персонала) технологического цеха, участка при соблюдении следующих условий: работа должна быть прекращена, бригада от опробуемого энергооборудования удалена, защитные заземления, ограждения и плакаты сняты.

Работы, связанные с неоднократным включением и отключением электрооборудования в процессе опробования, разрешается проводить без оформления перерывов в наряде, но с выполнением каждый раз необходимых технических мероприятий.

9.5. По распоряжению можно выполнять работы в устройствах ТАИ, не требующие изменения технологической схемы или режима работы оборудования.

В устройствах ТАИ по распоряжению работником, имеющим группу III, единолично могут выполняться следующие работы:

наладка регистрационной части приборов;замена манометров (кроме электроконтактных), дифманометров, термопар, термометров сопротивления;устранение дефектов в приборах теплотехнического контроля на блочных и групповых щитах управления;профилактика переключателей точек температурных измерений;ремонт комплекса технических средств вычислительной техники АСУ;наладка и проверка параметров настройки электронных блоков авторегуляторов;уплотнение коробок зажимов;выполнение надписей, маркировки стендов, датчиков, исполнительных механизмов, панелей и т. п.;обдувка щитов, панелей сжатым воздухом.

9.6. Все работы в устройствах ТАИ, расположенных в различных цехах, участках должны проводиться с разрешения начальника смены (оперативного персонала) цеха (участка), в котором предстоит работать.

9.7. При проведении работ на сборках задвижек, на приводах задвижек и регуляторов и др. должны соблюдаться требования разделов 1.4 и 4.4 настоящих Правил.

9.8. Допускающим к работам по наряду или распоряжению в устройствах ТАИ является оперативный персонал цеха, участка технологического объекта имеющий группу III.

Производителю работ, имеющему группу IV, из числа электротехнического персонала разрешается совмещать обязанности допускающего и определять меры безопасности в электрической части устройств ТАИ при подготовке рабочего места с записью в строке «Отдельные указания» наряда (приложение № 4 к настоящим Правилам).

Утверждено новое положение о системе управления охраной труда

Прописаны порядок и условия предоставления средств. Источником финансирования является резервный фонд Правительства.

Работодателю нужно расследовать все несчастные случаи, произошедшие на производстве. Для надлежащего расследования всех обстоятельств создаётся комиссия, состав и полномочия которой отражаются в приказе.

Конкретный перечень необходимых на предприятии правил (стандартов) и инструкций по охране труда определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.

Инспекция труда проверяет компанию планово или по жалобам работников. С 2021 года планы проверок формируют по новым правилам. В статье разбираем самые дорогие нарушения для работодателей и популярные жалобы работников по статистике Роструда 2022 года. Даем чек-лист для снижения категории риска работодателя.

В случае смертельного исхода — лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.

Трудовая инспекция: новые полномочия с 2020 года

Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:

  • функции Роструда определяют, что входит в его работу;
  • полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.

Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:

  • проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
  • составлять административные протоколы, и т.п.

Когда обращаться в Трудовую инспекцию

Недобросовестность среди работодателей – частое явление – многие в своих интересах намеренно нарушают права нанятых сотрудников.

Конфликтные ситуации могут возникать на разной почве:

  • Личная неприязнь между сторонами (сотрудником и работодателем). Несмотря на профессиональные качества работника, работодатель предвзято относится к специалисту, что создает напряженную обстановку. Субъективный взгляд начальства на работника – не правонарушение, однако последствия могут оказаться неблагоприятными. К примеру, сотрудника необоснованно обвинят в нарушении и привлекут к админ. ответственности;
  • Постоянные нарушения норм трудового законодательства работодателем. Из-за постоянных нарушений работник не может полностью реализовать свои права и не намерен с этим мириться.

Внимание! ТИ уполномочена рассматривать такие трудовые споры, возникающие между сторонами (сотрудником и работодателем):

  • Работодатель не соблюдает установленные законом нормы и правила трудоустройства новых сотрудников. Самый распространенный случай нарушения – неправомерный отказ в устройстве на работу. К прочим нарушениями этого пункта относят: в соглашении не обозначена точная сумма установленного оклада и прочих выплат, причитающихся специалисту за его работу;
  • с применением испытательного срока принимают женщину в положении. В данной ситуации претендентка на должность должна надлежащим образом сообщить о своей беременности. Делается это путем предоставления подтверждающей беременность справки – ее выдает мед.учреждение, где женщина находится на учете. Подписывает документ лечащий врач (заведующий) женской консультации. Как вариант – главврач;
  • работодатель не принял никаких действий, чтобы ознакомить нового сотрудника с установленным в организации распорядком и прочими актами локального характера. При отсутствии ознакомительной подписи человека в случае наступления нарушения его не могут привлекать к дисциплинарному виду ответственности.

Обязательства инспектора

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *