Штраф ГИБДД за фаркоп в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф ГИБДД за фаркоп в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2023 году?

Существенным условием является наличие или отсутствие документов на фаркоп. От этого зависит, потребуется ли его регистрировать в автоинспекции. Тут может быть один из вариантов:

  1. Документы есть, тогда вносить изменения в свидетельство, выданное при регистрации автомобиля, не нужно. Такой вариант возможен при заводском монтаже фаркопа. В этом случае сведения о нем уже должны быть указаны в соответствующей документации на автомобильное средство.
  2. Документов нет, что влечет за собой действия по регистрации сцепного устройства в ГИБДД, установка которого уже рассматривается, как существенное изменение автомобильной конструкции.

Водитель П., управляя своим автомобилем, был остановлен инспектором ДПС. Установив факт монтажа фаркопа на задней части машины, инспектор пришел к выводу о нарушении автовладельцем пункта 7.18 Перечня неисправностей, при наличии которых запрещено эксплуатировать автомобиль.

В отношении водителя П. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ и вынесено постановление о наложении 500 руб. штрафных санкций.

Автовладелец обжаловал постановление в суде, в качестве довода указал, что монтированный фаркоп является фирменным сцепным устройством и его монтаж предусмотрен конструкцией автомашины, а возможность установки указана в документации по эксплуатации.

Суд требования удовлетворил и признал незаконным обжалуемый ненормативный акт.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о необоснованном привлечении водителя П. к административной ответственности, поскольку установка сцепного устройства предусмотрена конструкцией его автомашины.

Правила регистрации фаркопа транспортных средств

Регистрация тягово-сцепного устройства в 2023 году происходит поэтапно, в рамках определенных правил. Для этого следует подать в ГИБДД пакет документов, включающий копию ПТС, сертификат на фаркоп, свидетельство о регистрации авто и заполненное по форме заявление. После этого машина отправляется на техническую экспертизу для определения возможности установки ТСУ.

Госавтоинспекция не проводит экспертизу, а лишь выдает бланки и направляет по определенному адресу. Если эксперты одобрят заявку, автовладелец получит официальное разрешение на крепление фаркопа. Монтаж рекомендуется провести в автомастерской, где водитель получит на руки документ со списком проведенных манипуляций. После этого машине потребуется повторная экспертиза для проверки ее безопасности вкупе с новым оборудованием.

При положительном исходе водитель получит на руки диагностическую карту. Последний шаг – отнести в техотдел ГИБДД полученные документы, приложив к ним сертификат качества ТСУ и заявление на его регистрацию. Инспектор оценит правильность установки фаркопа и выдаст/не выдаст свидетельство о том, что прикрепленное оборудование соответствует требованиям Техрегламента Таможенного союза.

Покупать тягово-сцепное устройство необходимо только у проверенных продавцов. Фаркоп обязательно должно иметь сертификат соответствия. Учитываются такие моменты, как:

  • совместимость фаркопа и модели автомобиля (информация отражена в документации к устройству);
  • способ крепления оборудования на кузове машины (этот момент лучше уточнить в том сервисном центре, где планируется монтаж изделия);
  • характеристики ТСУ, в том числе масса, габариты, конструктивные особенности;
  • соответствие свойств тягово-сцепного устройства государственным требованиям.

При выборе ТСУ необходимо обратить внимание на то, чтобы деталь не перекрывала госномер автомобиля и не создавала помех другим участникам дорожного движения.

Читайте также:  Мораторные проценты: что это и каков порядок их начисления

В некоторых случаях в 2023 году монтаж фаркопа запрещен.

  1. На устройство нет документов.
  2. Оборудование закреплено на кузове не по инструкции, посредством самодельных болтов или сварки. Фиксация оборудования должна происходить только согласно инструкции и с помощью специальных крепежей.
  3. ТСУ излишне выходит за пределы автомобильного бампера. Следующие позади машины рискуют столкнуться с торчащими деталями.

Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля

Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:

  • замена типа кузова;
  • замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
  • изменение расположения сидений и/или их количества;
  • замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
  • замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
  • демонтаж или установка ГБО;
  • замена тормозной системы;
  • установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
  • установка дополнительных баков для топлива;
  • переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
  • замена бамперов;
  • изменения в ходовой части транспортного средства;
  • переустановка руля;
  • корректировка габаритных и весовых параметров.

Как узаконить фаркоп: документы для установки

Нередко случается, при постановке на учет автомобиля с фаркопом сотрудники Госавтоинспекции отказываются производить регистрацию. Тут все просто, если документы на ТСУ отсутствуют, его можно снять. Но как быть если вы управляете ТС и видите недовольные мины на физиономиях полицейских с инфернальным желанием наказать злостного нарушителя. Все просто — возите с собой документы.

Регистрировать фаркоп в ГИБДД не нужно, если он не самодельный и производитель предусматривает установку ТСУ. Если автовладелец будет возить с собой следующие бумаги — ему не страшна встреча с нашей доблестной автоинспекцией.

Необходимость и порядок регистрации

Если конструкция автомобиля не предусматривает наличие фаркопа, то самовольную его установку требуется узаконить. Чтобы получить на него документы, необходимо пройти регистрацию. Для этого водителю следует совершить ряд шагов:

  1. Отнести деталь в лабораторию для предварительной экспертизы вместе с документами на транспортное средство.
  2. После получения разрешения установить узел на автомобиль.
  3. Пройти техосмотр на предмет проведения в машине конструктивных изменений.
  4. Получить в той же лаборатории свидетельство о документальном соответствии фаркопа данному транспортному средству.
  5. Перерегистрировать автомобиль в ГИБДД с учётом изменений в конструкции.

После этого водителю на руки выдаются следующие бумаги:

  • документы на фаркоп, в которых подтверждается его пригодность к данной модели автомобиля;
  • сертификат на деталь, где указывается, что она соответствует техническим требованиям;
  • руководство по эксплуатации транспортного средства с фаркопом.

Можно ли установить фаркоп без регистрации?

Вам не придется обращаться в инспекцию в двух случаях:

  • ТСУ уже было поставлено на заводе, а потому запись об этом есть в документации на автомобиль. Просто возите с собой документацию на машину и сертификат соответствия для нового фаркопа на случай вопросов, и никакие штрафы вам не грозят.
  • ТСУ не было установлено, но в конструкции машины есть база для его крепления, то есть производитель допускает возможность монтажа. Эта особенность тоже прописывается в документации. Если вы приобрели такое авто и затем самостоятельно установили на него ТСУ, ставить его на учет не нужно — достаточно демонстрировать документацию, где указана предусмотренная производителем возможность монтажа детали.

Штраф за фаркоп, установленный с нарушениями

Если вы проигнорировали процедуру регистрации ТСУ (в регистрационном свидетельстве соответствующая запись отсутствует), внимательный инспектор ГИБДД рано или поздно заметит торчащий сзади фартук фаркопа и поинтересуется, почему он не оформлен надлежащим образом.

Если от вас не последует вразумительного ответа, скорее всего, будет составлен протокол в соответствии с пунктом 12.05 части 1 КоАП, предусматривающим наказание этого нарушения штрафом в размере 500 рублей (внесение в конструкцию автотранспортного средства изменений, не согласованных с ГИБДД), что является нарушением пункта 7.014 («Основные положения по допуску ТС к эксплуатации»).

Кроме того, автоинспектор предпишет вам в письменной форме доставить автомобиль через 10 дней в ГИБДД для проведения осмотра, и если фаркопа при этом уже не будет, всё обойдётся только штрафом. В противном случае регистрацию автомашины аннулируют с внесением государственных номеров в соответствующую базу данных, так что ездить на таком авто вы уже не сможете. До момента уплаты штрафа и демонтажа фаркопа, после чего придётся восстанавливать регистрационное свидетельство по установленной процедуре.

Читайте также:  Тарифы ЖКХ ЖСК «Мурманск» с 01.12.2022 г. по 31.12.2023 г.

Можно ли уклониться от штрафа

Итак, что можно предпринять, если фаркоп на вашем автомобиле установлен без документов? Наверняка инспектор ГАИ не оставит этот факт без внимания, квалифицировав его как изменение конструкции автомобиля, подпадающее под действие статьи 12.05.

У вас есть несколько возможностей «выйти сухим» из этой ситуации. Оставим в стороне такую экзотику, как изготовление самого автомобиля по индивидуальному заказу, хотя в этом случае никаких дополнительных регистраций не понадобится.

Наиболее реальный вариант – продемонстрировать работнику ГИБДД, что монтаж фаркопа допускается предприятием-изготовителем, о чём будет прописано в руководстве пользователя. Однако, хотя регистрации ТСУ в этом случае не требуется, инспектор вправе потребовать от вас наличия сертификата соответствия, указывающего, что ваш фаркоп соответствует типу автотранспортного средства. Если с этим всё в порядке, можете смело заявлять о ненарушении пункта 77 Техрегламента, в котором говорится, что установка сцепного устройства на такое авто не является изменением его конструкции.

Второй ваш довод в споре с сотрудником ГИБДД появляется, если конструкция вашего ТСУ предусматривает его снятие. В этом случае фаркоп тоже можно считать деталью, которая не приводит к изменению конструкции автотранспортного средства. Однако здесь шансы на успех уже намного меньше, да и в суде такие доводы могут посчитать недостаточно убедительными.

Наконец, если вы понимаете, что жизнеспособных доводов в вашу пользу нет, следует просто попытаться получить минимальное наказание в виде предупреждения, особенно если конструкция ТСУ съёмная. Попытайтесь убедить инспектора, что вы законопослушный водитель и намереваетесь в ближайшее время (через час, завтра-послезавтра) узаконить или демонтировать приспособление. Впрочем, он и сам может удостовериться в правдивости ваших слов, сделав запрос по соответствующей базе – вам нужно только быть уверенным, что за вами не числится никаких нарушений ПДД в течение последних шести месяцев.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что такое полезное устройство, как фаркоп, будет приносить пользу только в том случае, если оно установлено в полном соответствии с требованиями закона. Да, для этого придётся потратить немало времени и средств, но зато вы будете уверены, что избавите себя от нервотрёпок, связанных с оспариванием правомерности наличия сцепного устройства перед сотрудниками ГАИ.

Документы на фаркоп легкового автомобиля

В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

1) при установке на транспортное средство компонентов:

  • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

С 1 июня 2020 года вступил в силу новый закон “О внесении изменений в конструкцию автомобилей”. В законе говорится о том, что водитель должен обратиться как минимум в 7 инстанций, чтобы получить разрешение на реконструкцию машины. В 2020 году действителен документ о “Безопасности колесного транспорта”. Этому регламенту обязаны соответствовать все легковые автомобили.

Пункт 77 4 главы данного документа регламентирует, что транспортные средства не подлежат проверке, если:

  1. При установке компонентов автомобиля была проведена оценка установки, подтвержденная в письменной форме.
  2. При установке оборудования было проведено серийное изменение комплектации автомобиля.

Также важно учесть, что автомобилист может вовсе не регистрировать нововведения в авто при выполнении следующих условий:

  • Установка ТСУ на заводе;
  • По документам фаркоп считается дополнительным оборудованием. Удостовериться об этом можно открыв раздел прицепов в руководстве автомобиля. Фаркоп в этом случае должен соответствовать марке производителя автомобиля.
Читайте также:  онлайн Классификатор видов разрешенного использования участков

Список документов, которые должен иметь при себе автомобилист:

  • Руководство по использованию авто.
  • Документы на устройство.
  • Сертификат (подтверждает, что он соответствует техническим требованиям).

Важно знать: водитель не обязан возить документы на машину с собой везде. В случае остановки сотрудниками ГИБДД он может уверить их в узаконенной установке и наличии бумаг, подтверждающих это. Далее нужно будет только подать документы на обжалование постановления. Дело завершится в пользу автомобилиста, так как он может предоставить необходимые документы.

Порядок установки фаркопа по закону

Согласно законодательству России, для установки фаркопа на машину необходимо осуществить ряд определенных действий.

Порядок действий в законе установлен следующий:

  • Гражданин, прикрепляющий фаркоп, определяет, возможна ли эта процедура с его автомобилем. Некоторые модели легковых автомобилей не рассчитаны на тягу прицепов, поэтому лицу необходимо определить, подходит ли для его модель машины. Для прицепа тягового устройства отведено специальное место;
  • Агрегат выбирается у продавца, желательно производителя соответствующих автомобилю марок. Фаркоп подбирается согласно марке и модели машины владельца;
  • Затем происходит оформление документов у автосервиса, где мастер проведет монтаж, прикрепив устройство к авто;
  • Документы выдаются на руки владельцу, и он регистрирует фаркоп в ГИБДД.

Но процедура регистрации не обязательна. Чтобы избежать бумажной волокиты, владельцу нужно соблюдать определенные условия и требования:

  • Установка прицепа предусмотрена фирмой, изготавливающей автомобили марки и модели собственника;
  • Монтаж и процедура присоединения проходили по инструкции, работа выполнялась мастером в автосалоне, без внесения собственных корректировок и действий от собственника. Например, запрещено сверлить или использовать сварку;
  • У владельца есть документы о модели фаркопа, паспорт, сертификат. В этих бумагах доказательства правомерных действий собственника авто.

Регистрация фаркопа в ГИБДД проходит только при внесении каких-либо изменений или коррективов во время монтирования устройства. Стоимость регистрации в разных ситуациях различная. Цена зависит от типа автомобиля, модели прицепа и сложности монтажа. Также ознакомьтесь с основами Федерального закона №324. Подробности по ссылке:

Документы для установки фаркопа:

  • Заявление для регистрации. Форма или бланк заявления выдается на месте, по приходу в ГИБДД;
  • Оригинал свидетельства и его копия о регистрации авто, которым владеет лицо и к которому присоединился прицеп;
  • Полный пакет документов на владение и использование фаркопа, с его паспортом, сертификатом и данными;
  • Двусторонняя копия ПТС.

После прохождения регистрации водителю выдается бумага с подтверждением. Она доказывает правомерность использования фаркопа.

Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:

  • Сертификат соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего установку ТСУ
  • Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата авто печатью, и акт выполненных работ.

Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:

  • Сертификат соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего установку ТСУ
  • Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата авто печатью, и акт выполненных работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *