Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ИДН (ИДП), или про «лежачих полицейских»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тогда это с большой долей вероятности является правонарушением, которое допустила дорожно-эксплуатационная служба, следящая за данным участком дороги. Проще говоря, дорожные службы не сделали свою работу и не выполнили требования ГОСТов.
А вот этот параметр «лежачего» уже напрямую зависит от того участка дороги, на котором он установлен. И здесь может быть 3 различных варианта в зависимости от ограничения скорости на участке. И даже ещё немного сложнее – есть разделение длины в зависимости от назначения дороги:
Давайте сначала рассмотрим значения для монолитных ИН.
Максимальная разрешённая скорость | Длина искусственной неровности |
---|---|
40 км/ч | От 6,25 до 6,75 метров |
30 км/ч | От 4 до 4,5 метров |
20 км/ч | От 3 до 3,5 метров |
Как видим, большинство лежачих полицейских, которые мы видим на дорогах, не соответствуют ГОСТу. Например, при скорости движения не более 20 км/час длина уже должна быть минимум 3 метра – а такой скоростной режим установлен, в основном, во дворах.
Специальная разметка 1.25
Такая разметка является скорее дополнительным предостережением и указателем на границы «лежачего полицейского». Проезжая такой участок стоит значительно сбросить скорость, чтобы пожалеть подвеску, а также колеса своего автомобиля.
Правилами движения предусмотрена установка еще одного указателя, который информирует водителей автотранспортных средств о приближении к участку, обустроенному «лежачим полицейским». Этот предупреждающий дорожный знак, выполнен в виде треугольника и имеет в ПДД обозначение 1.17.
Несмотря на определенное сходство, тем не менее, не стоит путать эти два знака. Знак 1.17 является предупреждающим и информирует водителей о приближении к специально созданному препятствию, которое расположено поперек дороги через 50-100 м – для населенного пункта или 150-300 м – вне населенного пункта. Дорожный указатель «Искусственная неровность» 5.20 является, в свою очередь, знаком особого предписания и устанавливается непосредственно у самого препятствия.
Правила установки разборных лежачих полицейских
Такая конструкция состоит из нескольких одинаковых основных и краевых деталей.
- Элементы собираются из одной или пары пластин, соединяющихся вместе посредством выточенных пазов. В них должны находиться специальные отверстия для надежного крепления болтами к дорожному полотну.
- Конструкции надлежит легко монтироваться и демонтироваться. Отдельные ее части обязаны без труда меняться, при необходимости.
- Максимальная высота элементов колеблется от 5 до 6 сантиметров, а длина ИН рассчитывается от предельно разрешенной скорости.
- Состав ИДН должен быть прочным, но эластичным. Необходим высокий коэффициент сцепления с поверхностью.
- Обязательно нанесение светоотражающих элементов по ходу движения транспорта для гарантии видимости ИН в ночное время суток.
- При отсутствии некоторых частей или выступании деталей монтажа эксплуатация ИН опасна для водителей и недопустима. Это может привести к повреждениям автомобильных шин.
- Осуществляя демонтаж ИН, следует убрать все крепежи, заделать отверстия в дороге и ликвидировать знаки дорожного движения и разметку.
Переезд через лежачего полицейского: особенности, правила
Сейчас в России существует большое количество лежачих полицейских, которые установлены не по правилам. Это искусственная возвышенность, высота которой более 7 см. Такие неровности несут угрозу целостности автомобиля, являются незаконными. Часто подобные возвышенности монтируются самостоятельно, возле жилых домов, гаражей, или магазинов. Делать этого ни в коем случае нельзя. Необходимо полное соблюдение правил установки.
Переезд через лежачего полицейского, особенности, правила:
- Разрешено создавать лежачих полицейских исключительно на дорогах с асфальтным, или цементным покрытием. На грунтовой дороге подобных насыпей, возвышенностей быть не должно.
- Перед каждым лежачим полицейским должен быть соответствующий знак. Если на этом отрезке дороги имеется несколько искусственных неровностей, должен быть предупреждающий знак. Часто их монтируют на участках трасс, где необходимо снижение скорости до 40 км/ч. Это своего рода предупредительные меры, чтобы водитель снизил скорость.
Что прописано в ГОСТе
- «Лежачий полицейский» может быть как сборной конструкции, так и монолитной, то есть представлять собой возвышение из того же материала, что и само дорожное полотно.
- Максимальная высота его должна составлять 7 см.
- Искусственную неровность обязательно должен сопровождать знак «Лежачий полицейский», установленный по обеим сторонам дороги.
- Плюс к этому она должна быть сопровождена разметкой, которую водитель мог бы увидеть издалека.
- В тех местах, где устанавливается искусственная дорожная неровность (сокращенно ИДН), должны быть организованы водоотводы для предотвращения образования луж и аварий при резком торможении.
- На одном участке дороги максимальное количество «лежачих полицейских» – 5.
- Запрещается их ставить на трассах федерального значения, скоростных трассах, мостах, в тоннелях и около автобусных/троллейбусных остановок. В этом списке также подъезды к зданиям экстренных служб, например, станциям «скорой помощи», больницам и пожарным станциям.
Само собой, столько жестких позиций часто не соблюдает никто. Ведь сертифицированный и по всем правилам установленный «блюститель порядка» обойдется в сумму около 30 тысяч рублей. Не каждая администрация готова выложить их из местного бюджета.
Правила применения «лежачих полицейских». Справка
ИН устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.
ИН устраивают:
– перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
– перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком «Ограничение максимальной скорости» или «Зона с ограничением максимальной скорости»;
– перед въездом на территорию, обозначенную знаком «Жилая зона»;
– перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака «Движение без остановки запрещено»; – от 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий;
– от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена;
– с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака «Дети».
Критерии установки лежащего полицейского
Высота возвышения, длина построения, материалы – сегодня все регламентируется ГОСТом. Уровень возвышения варьируется от места установки лежащего полицейского. Из материалов превалируют полимерные смеси, так как они позволяют обеспечивать комфортный контроль за скоростью не только в жару, но и при низких температурах, в гололед. Более того, установка разумна в местах слива воды, потому как в случае обильных дождей и недостаточного оттока лежащий полицейский станет местом концентрации ДТП.
Максимально допустимая высота неровностей не превышает 7 см, ширина – достигает длины дороги, отступая от бордюров приблизительно на 20 см. Стоит учитывать, что в местах с плохим освещением установка данной конструкции невозможна. Нередко лежащего полицейского покрывают светоотражающей краской для еще большей видимости объекта.
ПОЧЕМУ ИДН называют «лежачим полицейским»?
Конфликтные ситуации, возникавшие между автолюбителями и животноводами, требовали регулирования на государственном уровне. Поэтому через некоторое время вместо произвола «дикого запада» были введены законодательные нормы по применению «лежачих полицейских». Американский опыт по принудительному ограничению скоростного режима был использован Европой после Первой мировой войны. Но во многих европейских странах, в том числе, СССР вопрос официально не регулировался еще продолжительное время.
Увеличивающееся количество транспортных средств требовало пересмотра действующих и введения новых правил в отношении безопасности движения. Появились нормы по созданию искусственных неровностей, а вместо произвольной трактовки формы препятствия были разработаны специальные стандарты. Промышленные предприятия приступили к массовому производству «лежачих полицейских» с соблюдением ГОСТов и требований дорожных инспекций. Перед уложенным препятствием стали в обязательном порядке устанавливать предупреждения (под которым по умолчанию может подразумеваться директивный знак, ограничивающий скоростной режим).
«Полицейские» на дороге: Стой! Кто лежит?
Согласно пункту 3.3 указанного ГОСТа необходимо использовать не менее трех настилов подряд и располагать их на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Но на практике используется один-два бугра – возможно, с целью экономии средств. Так, например, сделан первый в столице «лежачий полицейский» на улице Владимирской, возле Киевского Национального университета им. Т. Шевченко. В редких случаях, как на улицах Янгеля и Политехнической (возле корпусов КПИ), мы увидели ряд асфальтовых бугорков, напоминающий стиральную доску.
Последующие пункты ГОСТа гласят, что настил должен изготавливаться из материала, способного выдерживать температурные колебания от минус 40° до плюс 40°, а также быть влагоустойчивым и обеспечивать целостность конструкции во время наезда грузового автомобиля. Из какого именно материала должны изготавливаться настилы, в ГОСТе не указано. А в пункте 3.4.4 говорится, что настилы должны быть переносными. Этот пункт, естественно, на улицах Киева не соблюден, ведь асфальтовые «настилы» не получится снять и унести.
Согласно пункту 3.4.3 настилы должны быть желтого цвета. Но так как желтый асфальт – большая редкость, наши «бугорки» одного цвета с поверхностью проезжей части, из-за чего водитель не видит «полосу препятствий» до тех пор, пока не налетает на нее. А это, в свою очередь, противоречит пункту 3.4.2, в котором сказано, что настилы необходимо располагать таким образом, чтобы их хорошо видели все участники дорожного движения и в светлое, и в темное время суток.
В процессе поиска «идеального полицейского» нам все же удалось найти пару цветных экземпляров на ранее упомянутых улицах, возле корпусов КПИ. Правда, желтая краска, которой они были когда-то покрашены, почти стерлась.
Единственное требование, которое соблюдается чаще других, – это наличие знаков ограничения скорости и «бугор» за 50 метров до препятствия. Хотя, учитывая аварийное состояние дорог, знак «бугор» и «неровная дорога» можно ставить чуть ли не через каждые 300 метров и без наличия элементов принудительного снижения скорости.
Искусственные дорожные неровности, или «лежачие полицейские», впервые появились в начале XX века в Соединенных Штатах Америки. Основным их предназначением, как и сегодня, было ограничение скорости автомобильных средств на отдельных участках дорог. В те времена в Америке автомобилизация развивалась бурными темпами, и новые дороги прокладывали в том числе там, где прежде мирно паслись буренки. Коровы к такому развитию событий готовы не были, а потому нередко оказывались под колесами. В лучшем случае и скотина, и водитель отделывались испугом.
Как нужно проезжать лежачих полицейских на машине
У опытных водителей и инструкторов по вождению есть свои профессиональные рекомендации относительно того, как правильно проезжать лежачие полицейские при оснащении автомобиля автоматом.
Здесь действуют те же самые правила, что и в случае с механической коробкой переключения передач:
- сбавить скорость перед препятствием;
- пройти помеху накатом;
- не тормозить резко перед полицейским;
- не пытаться проскочить преграду на высокой скорости.
Если вы видите, что между ИДН и бордюром есть небольшой ровный промежуток, то вполне допускается воспользоваться этим проходом. Только убедитесь, что подобный манёвр не несёт угрозу для других участников дорожного движения. Когда только половина колёс заезжает на лежачего полицейского, удары о подвеску становятся менее чувствительными.
При оснащении автомобиля автоматической коробкой переключения передач, наиболее оптимальным и простым способом проезда лежачего полицейского считается следующая схема:
- перед препятствием нужно сбросить скорость;
- когда начинается заезд на неровность, немного выжимается газ;
- после проезда передних колёс выжимается тормоз;
- это разгружает заднюю подвеску;
- коробка остаётся в положении Drive.
Техника совершенно несложная, но, когда вы только недавно перешли на автоматическую трансмиссию, рекомендуется попрактиковаться и отработать этот метод преодоления искусственных препятствий.
Можно с уверенностью говорить о том, что искусственные преграды на дорогах приносят куда больше пользы, чем вреда. Потому водителям нужно смириться с этими препятствиями. Но только с теми, которые установлены законно и выполнены в полном соответствии с действующими государственными стандартами.
Проезжать через стандартизированные лежачие полицейские не сложно. Есть специальные методы и техника преодоления препятствий. Отдельно стоит учитывать тип используемой на автомобиле коробке переключения передач. Несколько практических занятий позволит полноценно освоить схему проезда, тем самым минимизировав возможный наносимый ущерб подвеске транспортного средства.
С появлением возможности возведения искусственных препятствий в правилах дорожного движения появились новые дорожные знаки:
- 1.17 «Искусственная неровность» с красной окантовкой, целью которого является предупреждение о скором появлении преграды;
Лежачий полицейский устанавливается на дорожной части рядом с местами, где подразумевается скопление большого количества людей. Данный знак сигнализирует водителям о том, что необходимо значительно снизить скорость и проявлять большую внимательность во время проезда данного участка.
Как правило, знак «искусственная неровность» устанавливается перед подъездом к пешеходным переходам и после них, рядом с детскими учреждениями, такими как детские садики, школы, организации дополнительного детского образования и т. п. Также лежачие полицейские можно встретить практически на каждой парковке возле торговых центров, где постоянно находится много пешеходов.
Помимо оживленных мест, связанных с большой проходимостью людей, знаки «искусственной неровности» устанавливаются на тех участках, где постоянно фиксируется большое количество ДТП с участием пешеходов, детей и взрослых. Это могут быть крутые и опасные повороты, скрытые и сложные участки дорог, при проезде которых в обязательном порядке нужно снижать скорость.
Когда появился лежачий полицейский?
Когда появился лежачий полицейский:
- Впервые появилось устройство в США, в начале XX века. Насыпи стали делать фермеры, так как были обеспокоены сохранностью скота. В этот период большого распространения получили автомобили, практически у каждого жителя Америки появился железный конь, соответственно аварий на дорогах стало больше, из-за несоблюдения установленной скорости и большого количества авто.
- Фермеры были вынуждены устилать дороге щебнем, или глиной, создавая искусственные возвышения, чтобы принудительно останавливать машину. В современных условиях такие насыпи в основном создаются в местах, где имеется пешеходный переход, или большое количество опасных элементов на дороге.
Когда появился лежачий полицейский?
Когда появился лежачий полицейский:
- Впервые появилось устройство в США, в начале XX века. Насыпи стали делать фермеры, так как были обеспокоены сохранностью скота. В этот период большого распространения получили автомобили, практически у каждого жителя Америки появился железный конь, соответственно аварий на дорогах стало больше, из-за несоблюдения установленной скорости и большого количества авто.
- Фермеры были вынуждены устилать дороге щебнем, или глиной, создавая искусственные возвышения, чтобы принудительно останавливать машину. В современных условиях такие насыпи в основном создаются в местах, где имеется пешеходный переход, или большое количество опасных элементов на дороге.
Переезд через лежачего полицейского: особенности, правила
Сейчас в России существует большое количество лежачих полицейских, которые установлены не по правилам. Это искусственная возвышенность, высота которой более 7 см. Такие неровности несут угрозу целостности автомобиля, являются незаконными. Часто подобные возвышенности монтируются самостоятельно, возле жилых домов, гаражей, или магазинов. Делать этого ни в коем случае нельзя. Необходимо полное соблюдение правил установки.
Переезд через лежачего полицейского, особенности, правила:
- Разрешено создавать лежачих полицейских исключительно на дорогах с асфальтным, или цементным покрытием. На грунтовой дороге подобных насыпей, возвышенностей быть не должно.
- Перед каждым лежачим полицейским должен быть соответствующий знак. Если на этом отрезке дороги имеется несколько искусственных неровностей, должен быть предупреждающий знак. Часто их монтируют на участках трасс, где необходимо снижение скорости до 40 км/ч. Это своего рода предупредительные меры, чтобы водитель снизил скорость.
Требования к искусственным неровностям
В России общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения регламентированы ГОСТ Р 52605-2006. Габариты искусственной неровности зависят от максимальной разрешенной скорости движения. Стандартом предусмотрено нанесение разметки, установка знаков в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность искусственной неровности должны быть нанесены световозвращающие элементы. Установка лежачих полицейских разрешена только на участках дорог с искусственным освещением и обеспеченным водоотводом с проезжей части дороги. [2]
Следует отметить, что многие имеющиеся на дорогах искусственные неровности не соответствуют требованиям ГОСТ и представляют опасность для автомобилей. Наиболее распространенные нарушения — отклонение от предписанных габаритов и отсутствие знаков и разметки [3] [4] .
ГОСТу соответствуют 3D-лежачие полицейские, которые всё чаще стали появляться в разных городах России. Как пояснил начальник управления ГИБДД по Нижегородской области Андрей Назаренко, есть надежда, что это уменьшит количество ДТП, а для сохранения человеческих жизней в ГИБДД готовы применять различные методики, в том числе и рисунки на асфальте [5] .