Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист готов ответить на ваш вопрос!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сотрудники полиции при обращении к гражданину обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

Комментарий к ст. 5 Закона о Полиции


1. В соответствии с концептуальными идеями формирования и функционирования полиции в Российской Федерации законодательное закрепление принципов ее деятельности начинается с констатации того, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 5).

Приоритетное место принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в системе принципов деятельности полиции обусловлено тем, что в Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2 Конституции Российской Федерации). Поскольку деятельность полиции по необходимости связана с применением принуждения, она может заключать в себе существенную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Отсюда, во-первых, та особая значимость, которая придана законодателем общеправовому принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина применительно к деятельности полиции; во-вторых, подробная детализация правовых предписаний, сосредоточенных в комментируемой статье и призванных гарантировать реализацию данного принципа в повседневной деятельности полиции.

Уважение прав и свобод человека и гражданина — это прежде всего внимательное, почтительное к ним отношение, основанное не просто на признании их ценности и важности для функционирования гражданского общества и цивилизованного государства, но и на реальном соблюдении закрепленных в национальном законодательстве прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом. Речь в первую очередь идет о правах и свободах человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

2. Правоохранительная сущность деятельности полиции предполагает ее право на применение мер государственного принуждения в интересах обеспечения правопорядка, общественной безопасности, противодействия преступности. Однако любое ограничение прав и свобод человека и гражданина полицией оправдано только тогда, когда такое ограничение предусмотрено федеральным законом и вызвано необходимостью, поскольку иным путем невозможно защитить права и законные интересы граждан и организаций. В связи с этим, устанавливая юридические границы правомерного ограничения прав и свобод граждан, законодатель в части 2 комментируемой статьи прямо закрепил принцип, согласно которому деятельность полиции, ограничивающая права и свободы, должна быть немедленно прекращена, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Формула «выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан» учитывает реалии обеспечения правопорядка, поскольку в процессе выявления, пресечения и раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений далеко не всегда очевидны предусмотренные законом способы решения этих задач. Именно поэтому законодатель предписывает сотруднику полиции немедленно прекратить действия, связанные с ограничением прав и свобод граждан, если они уже привели к достижению законной цели (например, пресечение массовых беспорядков, задержание разыскиваемого преступника и т.д.) или не могут привести к ее достижению (например, блокирование участка местности после получения достоверной информации о том, что разыскиваемые преступники ее покинули).

В части 2 комментируемой статьи идет речь о правах и свободах граждан. Представляется, что положения данной нормы должны распространяться и на случаи ограничения прав и законных интересов организаций.

3. Часть 3 комментируемой статьи, раскрывая юридические гарантии соблюдения полицией прав и свобод граждан, содержит прямой запрет сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Рассматриваемая норма конкретизирует требования части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации. Она содержалась и в ранее действовавшем Законе о милиции, однако теперь данная норма дополнена обращенным к сотруднику полиции требованием пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Названное правоположение соответствует статье 5 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., согласно которой нормы о запрете пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания должны включаться в общие правила или уставы, касающиеся обязанностей сотрудников правоохранительных и иных органов, несущих ответственность за лиц, лишенных свободы, или обращающихся с ними.

Как пытку можно расценивать длительное или систематическое лишение человека еды, воды, воздуха, возможности отправлять естественные надобности, свободно двигаться (принудительные позы), изнасилование, воздействие электрическим током, открытым огнем, кислотой и т.д., принудительные инъекции, причинение телесных повреждений (порезы, уколы, разрывы мышц, связок и т.п.), избиение, погружение в воду, воздействие звуком или светом и др.

В качестве примера можно привести причинение какому-либо лицу при его задержании чрезмерных, не вызываемых обстоятельствами задержания телесных повреждений, избиение подозреваемого, пытавшегося скрыться с места преступления, не обусловленное необходимостью повреждение имущества во время производства обыска и т.д.

«Другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение», к которому наряду с пытками и насилием полиции запрещено прибегать, охватывает собой оскорбление словом и действием, запугивание, издевательские, язвительные, циничные суждения и оценки, обман, грубость, хамство, нравоучения в адрес родителей в присутствии детей, преднамеренное применение мер принуждения к тому или иному лицу на глазах родственников, коллег по работе, несообщение родственникам задержанного о факте задержания и т.д.

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания устанавливает, что даже исключительные обстоятельства, такие как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

От пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения необходимо отличать правомерные действия сотрудников полиции, связанные с точным выполнением ими положений нормативных правовых актов. На этой позиции стоит и Верховный Суд Российской Федерации.

Сотрудники полиции, уличенные в пытках, насилии, другом жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении, в зависимости от обстоятельств дела несут уголовную (в соответствии со статьей 302 и другими статьями УК РФ) либо дисциплинарную ответственность.

Читайте также:  Как получить жилье пострадавшим в чрезвычайных ситуациях?

4. Новеллой комментируемого Закона стало закрепление ряда предписаний, с одной стороны, раскрывающих суть почтительного, вежливого обращения к гражданам как составной части уважения прав и свобод человека и гражданина, с другой — позволяющих гражданам точно знать, кто из сотрудников полиции нарушил их права.

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрено, что сотрудник полиции, в частности, обязан при обращении к гражданину:

а) назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

б) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Часть 5 комментируемой статьи предписывает сотруднику полиции в случае обращения к нему гражданина назвать свою должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Возложение на сотрудников полиции подобных обязанностей как принцип их служебного поведения одновременно означает предоставление гражданам права на информированность о деятельности полиции, выступающего одним из средств обеспечения общественного контроля за ней.

Основанием ограничения прав и свобод граждан является соответствующий федеральный закон или другой нормативный правовой акт, позволяющий сотруднику полиции действовать определенным образом. Сотрудник полиции должен назвать гражданину наименование нормативного акта, а также по возможности относящуюся к создавшейся ситуации его статью (пункт). Причина (повод) ограничения прав и свобод граждан — это фактические обстоятельства, обусловившие (оправдывающие) вмешательство сотрудника в права и свободы граждан: заявления физических и юридических лиц о правонарушениях, данные технических средств выявления правонарушений, непосредственное обнаружение сотрудником полиции признаков правонарушения, проведение органом внутренних дел специальной операции и т.д.

Сотрудник полиции, помимо основания и повода (причины) ограничения прав и свобод, обязан также разъяснить гражданину возникающие в связи с этим его права и обязанности. Наиболее важными здесь являются право гражданина обжаловать предпринимаемые в отношении его действия сотрудника полиции вышестоящему органу или должностному лицу полиции, прокурору или в суд, а также его обязанность исполнять законные требования сотрудника полиции, поддерживаемая угрозой административной и уголовной ответственности.

5. Часть 6 комментируемой статьи запрещает полиции собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия. Подобная норма соответствует статье 4 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., и Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 24 которой гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Право на неприкосновенность частной жизни Конституционный Суд Российской Федерации трактует как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность распоряжаться информацией о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. При этом в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправный характер.

Осуществляя возложенные на полицию обязанности, ее сотрудники могут получить информацию о различных аспектах частной жизни граждан, относящуюся к категории информации ограниченного доступа.

Отдельные категории сведений о частной жизни граждан составляют специально охраняемые законом тайны:

  • личную и семейную (сведения о деловых, дружеских и иных связях лица, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках, отношениях в семье и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке), переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23 Конституции Российской Федерации);
  • банковскую (статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
  • адвокатскую (статья 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • нотариальную тайну, в частности завещания (статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  • медицинскую (статья 15 Семейного кодекса Российской Федерации);
  • врачебную (пункт 6 части 1 статьи 30, статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан») и др.

Что человек вправе требовать от сотрудников полиции и Росгвардии при проверке?

На сотрудников Росгвардии не распространяются требования Закона о полиции, а нормы Закона о войсках национальной гвардии РФ не содержат указания на обязанность росгвардейцев предъявлять гражданам служебные удостоверения. Однако это не означает, что человек не вправе попросить их представиться. В этом случае можно опираться на аналогию закона, а также ч. 2 ст. 45 Конституции, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Сотрудники полиции в любых условиях обязаны быть вежливыми и тактичными с гражданами, обращаться к ним на «вы». Свои требования и замечания они должны излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан (п. 226 Устава патрульно-постовой службы). Полицейским запрещено вступать в пререкания с гражданами, отвечать грубостью и руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229 Устава).

Наконец, полицейский обязан предоставить гражданину возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на закон, а не ограничиваться фразой о нарушении. Только после разъяснений может быть принято решение о составлении протокола или доставлении нарушителя в отдел.

Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, – к примеру, задерживает его или требует пройти в отдел полиции (это называется доставлением), то он обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

Право на вежливое обращение

Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости. Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии. Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.

Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону. Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.

Дополнительные особенности и нюансы

Если у должностного лица нет при себе удостоверения, то гражданин имеет полное право не открывать ему дверь. Согласно п. 23 Приказа МВД РФ №1166, участковый, выполняя рабочие обязательства, должен иметь при себе:

  • соответствующее удостоверение;
  • нагрудной знак;
  • жетон с уникальным №;
  • иные предметы (свисток, соответствующее оружие, портфель, бланки документации, наручники).
Читайте также:  Как составить доверенность на распоряжение имуществом юридического лица

Превентивный осмотр, в соответствии с п. 42 того же приказа, участковый должен организовывать каждый день.

Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции», участковый вправе по собственному усмотрению врываться в жилые помещения без дозволения проживающих в следующих обстоятельствах:

  • имуществу или здоровью, жизни людей что-то угрожает;
  • по этому адресу находится человек, который, скорее всего, виновен в преступлении;
  • планируется преступление, и для его предотвращения нужно проникнуть внутрь помещения;
  • необходимо выяснить обстоятельства происшествия.

В остальных ситуациях нужно получить разрешение от владельцев жилья.

Если в квартире скончался пожилой человек от естественных причин, то в первую очередь нужно вызвать участкового.

Если участковый пригласил человека в отделение полиции, чтобы провести беседу, то тот вправе не приходить. Но если человека принудительно вызывают в полицию в процессе ведения дела, то не приходить запрещено – иначе гражданина без его же желания доставят в отделение.

Проживающие в многоквартирном доме вправе вызвать участкового, если они обнаружили кражу люков, вскрытия замков – как в подвальных, так и на чердачных помещениях. Участковый должен самостоятельно это выяснить, но если он по каким-либо причинам не совершил обход территории, ему необходимо прибыть на место, зафиксировать ситуацию и проинформировать ЖЭК о необходимости устранить неисправности.

Участковый обязан располагать следующей информацией:

  • кто из проживающих в доме был осужден;
  • кто из проживающих находится на учете в ПНД;
  • кто владеет предметами оружия;
  • кто из проживающих был замечен в семейном насилии.

Вправе ли полицейский задержать без причины?

Основания и причины задержания перечислены в 14 статье закона «О полиции». Задерживать разрешено только лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Основания для такого задержания:

  • Человека поймали в момент совершения преступления или сразу после этого.
  • На него указали свидетели преступления.
  • Одежда, жильё или иные вещи этого человека содержат следы преступления.

Кроме этих причин, есть ещё несколько, по которым полицейские также вправе задержать гражданина:

  • Он пытался скрыться.
  • Его личность не установлена.
  • У него нет постоянного места жительства.
  • Нахождение в месте, где по данным полицейских скрывается преступник или ориентировка на данного гражданина.

Обязанности сотрудника полиции, которые зачастую не соблюдаются

назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. П.

4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

Что еще нужно знать о полиции

Помимо положений, обозначенных выше, деятельность полиции регулируется дополнительным множеством различных определений.

Данная государственная структура ведет свою деятельность в точном соответствии с законодательными актами нашего государства. Именно поэтому, любое ограничение прав или свобод граждан России, а также их интересов не может допускаться, за исключением тех случаев, которые, опять-таки, обозначены в законодательстве. К слову, то же касается:

  • объединений общественного характера;
  • различных иных организаций и учреждений.

По итогам доследственной проверки по заявлению в полицию о преступлении, в зависимости от результатов, может приниматься одно из следующих решений:

  1. О возбуждении уголовного дела. Оно передается в подразделения отдела полиции, уполномоченные проводить предварительное расследование (дознание, следствие).
  2. Об отказе в возбуждении уголовного дела. Материал проверки в этом случае регистрируется в специальном журнале учета, ему присваивается порядковый номер, под которым впоследствии он будет храниться в архиве. Номер материала будет состоять из двух номеров – номера КУСП/номера материала.
  3. О передаче сообщения и собранных материалов по подследственности, если отдел полиции, в который они поступили, не уполномочен принимать решение.
  4. О приобщении нового заявления к материалу проверки по тому же факту.

Отказ от заявления в полицию

Отказаться от заявления в полицию о преступлении невозможно. Аналогично не существует и возможности его забрать обратно.

По каждому из зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях будет проведена проверка и принято соответствующее ее результатам процессуальное решение. Единственное – при принятии итогового решения нежелание заявителя продолжать доследственную проверку или привлекать обидчика к ответственности учитывается, но также с некоторыми нюансами.

  • По делам частного обвинения (ст. 128.1 УК РФ «Клевета», «Побои» по ст. 116.1 и легкий вред здоровью по ч. 1 ст. 115) заявление и желание потерпевшего привлечь оппонента к ответственности необходимы. В этом случае, если заявление написано, но впоследствии желание привлекать пропало, возможно не забрать заявление и не отказаться от него, а написать еще одно – о своем нежелании продолжать уголовное преследование. По результатам проверки в этом случае будет принято решение об отказе в возбуждении дела.
  • По делам публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ) наличие или отсутствие заявления и желания потерпевшего привлекать кого-либо к ответственности никакого значения не имеет. Если есть состав преступления – уголовное дело будет возбуждено и без них.

Поэтому, даже если заявителя-потерпевшего удалось уговорить написать заявление о нежелании привлечения к ответственности, но в описанных им действиях содержатся признаки состава преступления, преследование по которому осуществляется в публичном порядке, доследственная проверка и дальнейшее уголовное судопроизводство будут продолжаться в обычном порядке.

Имеет ли прав сотрудник полиции снимать на телефон?

Полицейский уполномочен проводить видеосъёмку собственных действий. Он может это делать на служебный видеорегистратор или на личный телефон. Закон не устанавливает каких-либо ограничений для девайсов, которые используются во время съёмки. Видеозапись является доказательством выполнения им своих обязанностей в соответствии с законом, а также фиксирует нюансы поведения граждан. Например, их отказ пройти медицинское освидетельствование на предмет опьянения.

Что касается съёмки полицейских гражданами, то это также разрешено 24 статьёй Конституции. Главное, чтобы это не мешало сотруднику полиции выполнять свою работу.

Исключением является запрет на съёмку во время проведения оперативно-розыскных и охранных мероприятий, при которых может быть утечка охраняемой законом тайны. Запрещено снимать и во время контртеррористической операции.

Обязанности сотрудника полиции, которые зачастую не соблюдаются

назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. П.

Читайте также:  В России готовят новую амнистию для мигрантов: штрафы вместо депортации

4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

На защите прав и свобод граждан

  1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7, часть 1).
  2. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (статья 7, часть 3).
  3. В случае обращения в полицию полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (статья 5, часть 7).
  4. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 5, часть 6).
  5. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (статья 9, часть 4).
  6. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (статья 9, часть 3).
  7. Полиция в своей деятельности должна учитывать общественное мнение, которое является одним из основных критериев официальной оценки ее работы (статья 9, часть 6).

Что входит в обязанности полицейского

Инструкция

Полицейские выполняют группу обязанностей, связанных с расследованием, раскрытием правонарушений.

В рамках указанной группы они обязаны принимать заявления о преступлениях, пресекать противоправные действия, помогать потерпевшим от правонарушений лицам, способствовать выявлению, устранению причин незаконных действий.

В пределах своей компетенции полицейские возбуждают уголовные дела, выполняют дознание, неотложные следственные действия.

Кроме того, полицейские охраняют общественный порядок, выполняют обязанности по патрулированию улиц. В процессе проведения различных массовых мероприятий на них также возлагаются обязанности по контролю, пресечению и предотвращению нарушений закона. При возникновении внештатной или чрезвычайной ситуации они принимают неотложные меры, направленные на спасение людей, сохранение имущества.

Также на полицейских возложена группа обязанностей по реализации оперативно-розыскных мероприятий. Они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, выполняют поручения суда, следственных органов, связанные с данной деятельностью. В пределах своей компетенции ими осуществляется производство по некоторым административным правонарушениям.

Полицейские выполняют обязанности, связанные с предотвращением экстремистской деятельности, пресечением, предупреждением террористических актов. Именно их участие обеспечивает реализацию некоторых специальных режимов (например, режима контртеррористической операции).

Широкий круг обязанностей, возлагаемых на отдельные подразделения полиции, связан с обеспечением безопасности дорожного движения. В рамках данной группы обязанностей полицейские выполняют практически все основные задачи: от регулирования дорожного движения до приема экзаменов у претендентов на получение водительских удостоверений.

Важным блоком обязанностей полицейских являются функции по контролю над оборотом оружия. Они выдают разрешения на приобретение, ношение оружия, занятие частной детективной или охранной деятельностью. В случае изъятия оружия, патронов, других запрещенных в свободном обороте веществ полицейские обеспечивают сохранность изъятого имущества, а при наличии соответствующего решения – реализуют процедуры его уничтожения.

Полезный совет

Полный перечень обязанностей полицейского можно найти в статье 12 закона «О полиции». Данный акт также указывает на полномочия полиции, которые реализуются при выполнении каждой обязанности.

Источники:

  • Федеральный закон «О полиции»

Права и обязанности полиции

Законодательством Российской Федерации регулируются права и обязанности полиции, в частности основные права и обязанности полиции прописаны в Федеральном законе РФ «О полиции». В данном Федеральном Законе «О полиции» прописаны, более сорока, обязанностей сотрудников полиции.

  • Данные обязанности разделены на несколько категорий по право применению законодательства.
  • Кроме обязанностей полиции Федеральным законом «О полиции» регулируются и права полиции и круг прав так же очень широк.
  • Но так же, можно рассмотреть в частности, что может сотрудник полиции.
  • Кроме того, что законодательством описано, что может сотрудник, так же прописано, что обязан сотрудник полиции делать
  • Деятельность участкового регулируется как ФЗ «О полиции», приказами МВД, должностными инструкциями, по которым он обязан:
  • Каждый сотрудник полиции имеет право:
  • Применение специальных средств, силы, оружия полицией:
  • При применении специальных средств, оружия, полицейский должен:
  • прием заявлений от граждан о совершенном преступлении или о готовящемся преступлении
  • раскрытие преступлений
  • поддержка безопасности и охрана общественного правопорядка
  • оперативно розыскная деятельность
  • безопасность дорожного движения
  • контроль за движением и оборотом оружия
  • пресечение и предотвращение терроризма и экстремизма

Ответственность за отказ предъявить служебные документы

Первое, что нужно знать — полицейский без удостоверения, является обычным гражданином. Он не имеет прав и полномочий на осуществление действий правоохранительного толка. Для контроля блюстителей порядка предусмотрен Дисциплинарный устав, согласно которому люди обличённые властью должны знать и неукоснительно соблюдать правила выполнения своих прав и обязанностей. Нарушение устава приводит к дисциплинарным взысканиям.

Рекомендуем для прочтения:

  • Какое наказание за неповиновение сотруднику полиции
  • Имеет ли полиция право обыскивать автомобиль
  • Что будет водителю за оскорбление сотрудника полиции
  • Что нужно знать водителю при общении с сотрудником полиции

Если на улице вас остановил человек в форме и не показал удостоверение, запишите номер его нагрудного знака, чтобы впоследствии идентифицировать личность. Если при общении должностная особа позволила себе действия, унижающие честь и достоинство, оскорбление или насилие, можно подать жалобу в прокуратуру или в службу собственной безопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *