Квота для приема на работу инвалидов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квота для приема на работу инвалидов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В частности, в Москве такая плата вносится ежемесячно в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»). Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата (п.2.8 Приложения 1 к Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП, далее — Московское положение о квотировании).

Сразу отметим, что такая плата не является мерой ответственности, т.е. штрафом. Ответственность может быть установлена только за невыполнение предусмотренных законом обязанностей.

В обязанности же работодателя в соответствии с пп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.

Ответственность работодателей за несоблюдение квот

Так как для работодателей не предусмотрены конкретные штрафы или наказания в плане неисполнения квотирования, то он может понести только административную ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Это правило также распространяется на те организации, которые отказались принимать на работу гражданина, имеющего отклонения по здоровью.

За отказ в трудоустройстве инвалида юридическое лицо может понести штраф в размере 50 тыс. руб., а физическое лицо — 5 тыс. руб.

Важно! Для того чтобы получить гарантированное государством рабочее место необходимо внимательно изучить вопрос о трудоустройстве и знать изнутри, как работает данная система.

Только благодаря совместной работе общественных организаций инвалидов, государственных органов МСЭ и специализированных учебных заведений удается решать проблему трудоустройства инвалидов и обеспечивать им максимальную помощь в плане социальной адаптации. Инвалиды считаются трудоустроенными только в том случае, если работодатели заключили с ними трудовой договор.

Особенности обеспечения гарантий для инвалидов

Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.

Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:

  • Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
  • Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
  • Наличии занятых мест по установленным квотам.

Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Штрафы за несоблюдение законов

Штрафы за неисполнение обязанностей по предоставлению квот на рабочие места регулирует статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На середину 2021 года работник, который нарушил закон о квотировании, должен заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. После 1 января 2021 года штрафы составят от 10 до 50 тысяч для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч — для юридических.

Также, начиная с 2021 года, такие же штрафы могут быть назначены за отказ приема по квоте или невнесение выплат в Фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Таким образом, квотируемое место означает, что работа предназначена для социально незащищенных слоёв населения, выпускников вузов и людей предпенсионного возраста. Работодатели предоставляют до 4% рабочих мест лицам из вышеупомянутых категорий. Невыполнение норм квотирования является административным правонарушением и карается штрафом.

Обязанности работодателя

Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.

Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:

  • Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
  • Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
  • Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
  • Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
  • Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.
Читайте также:  Пособие за постановку на учет для беременных женщин в 2023 году

Закон устанавливает следующие права работодателей при приеме на работу инвалидов:

  • Трудоустраивать инвалидов в рамках мест, выделенных по квоте, явившихся по личной инициативе, по направлению службы занятости либо от общественных объединений.
  • Запрашивать у службы занятости информацию, необходимую для создания и размещения инвалидов в рамках квот.
  • Создавать или выделять рабочие места для инвалидов по собственной инициативе сверх установленных законом требований.

Как работодатель должен трудоустраивать инвалидов?

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

Работодателей обяжут фактически трудоустраивать инвалидов для выполнения квоты

19.03.2019

Часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места
1. В каком размере и кому устанавливается квота для приема на работу инвалидов?
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере:
1) для некоммерческих организаций — 2 процента к среднесписочной численности работников;
2) для коммерческих организаций, физических лиц — 3 процента к среднесписочной численности работников.

2. Какие рабочие места относятся к созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов?
Рабочее место считается созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов с момента определения его соответствующего статуса локальным нормативным актом работодателя.
При этом, не может быть отнесено к категории созданного или выделенного для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой рабочее место, замещаемое в настоящее время работником, не имеющим инвалидности.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.

3. Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:

  1. от 100 до 400 человек – два специальных рабочих места;
  2. от 401 до 600 человек – три специальных рабочих места;
  3. от 601 до 1000 человек – четыре специальных рабочих места;
  4. свыше 1001 человека — пять специальных рабочих мест.
Читайте также:  Тринадцатая квитанция. Меняется порядок расчетов на общедомовые нужды

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

Работодателей ждет новый крупный штраф

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Читайте также:  Какой стаж нужен для ветерана труда

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Что такое квота для приема на работу?

Прежде, чем углубляться в нормы квотирования рабочих мест, целесообразно разобраться, что же такое квота с точки зрения трудового законодательства.

Квота – это обусловленное законом минимально допустимое количество рабочих мест, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства отдельных категорий сотрудников. Она может быть обязательной (для инвалидов), либо ограниченной (для иностранцев)

Обычно число квот зависит от специфики производства, условий и характера работы. Выражается в процентах к среднесписочному количеству тружеников конкретного предприятия.

Квота для инвалидов вводится в обязательном порядке в компаниях, численность которых превышает 35 человек. Если же предприятие образовано инвалидами, оно освобождается от квотирования. Конкретные размеры квот (в пределах, определенных законодателем), предоставлено право устанавливать на региональном уровне.

Здесь важно учитывать такие нюансы:

  • количество рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из среднесписочного состава компании;
  • квота реализуется в виде введения в штатное расписание компании штатных единиц для инвалидов;
  • здесь важно количество, а не качество;
  • со среднесписочного количества вычитаются сотрудники, работающие на вредных, или опасных участках производства;
  • если общая численность работников не превышает 35 человек, квоты не применяются.

Что такое квотирование рабочих мест

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

ВАЖНО!

Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.

Работает это следующим образом.

Ежемесячно государственные и частные компании, обязанные создавать подобные вакансии, подают отчет по квотированию инвалидов в центры занятости:

  • об их наличии;
  • о приеме и увольнении льготников.

Как рассчитывается квота

Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.

Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.

На уровне России определены определенные размеры квотирования:

  • Для предприятий и ИП с численностью работников свыше 100 человек – 2%-4%
  • Для предприятий и ИП численность работников, которых выше 35, но не превышает 100 человек – не более 3%.

Внимание!

Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории. Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно. После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.

Альтернатива соблюдению квот

В мае 2021 года Минтруд России обнародовал законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Таким образом, у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты.

Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях. Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новый порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну.

Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *