Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После принятия заявления от нуждающегося гражданина, оно фиксируется в специальном журнале. Затем проводится исследование жилого помещения, по окончании которого составляется акт, в котором указывается, что жилищно-бытовые условия были обследованы. На основании этого акта принимается окончательное решение, подлежит ли этот гражданин постановке на очередь по улучшению жилищных условий или нет. Если вынесено положительное решение, заводится учетное дело, а человеку присваивают номер в очереди. Если было отказано, гражданину разъясняют причину этого.
На что можно потратить субсидию молодым семьям
Субсидию в рамках программы можно использовать для покупки жилья любой стоимости и класса. Финансовый эксперт Ян Мирчинский рассказал, что подобную социальную выплату можно использовать:
- для оплаты покупки жилого помещения;
- для оплаты строительства жилого дома;
- для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи;
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
- для оплаты услуг уполномоченной организации по приобретению в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья;
- для погашения суммы основного долга (или ее части) и уплаты процентов по жилищным кредитам;
- для оплаты участия в долевом строительстве.
Где учитывается норма жилой площади
Норма жилой площади является определяющим показателем при решении следующих вопросов:
- начисления квартирной платы за фактическую площадь;
- при выселении нанимателей;
- в случае раздела имущества;
- в случае проведения капитального ремонта аварийного или ветхого здания коммунального фонда – для временного переселения жильцов;
- при определении возможностей временного вселения граждан в жилой фонд;
- при предоставлении права на улучшение жилищных условий;
- при произведении расчетов для установления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- в случае выселения жильцов из занимаемого жилья при образовании хронической задолженности по уплате за квартиру, жилищно-коммунальные услуги (преимущественно касается социального жилья);
- при определении прав нанимателей на обеспечение дополнительной жилой площадью, и в других случаях.
Важность учета нормы жилой площади в данном случае имеет значение не только для органов местного самоуправления, которые принимают на основании утвержденных показателей соответствующие решения. В первую очередь, свои права должен знать сам гражданин.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 01 октября 2022 г
Согласно положений статей 31 , 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Снегирева В. М., Пак М. В. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 14 июля 2022 года по заявлению Снегирева В. М., Пак М. В. об оспаривании решения администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края об отказе в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в программе «Молодой семье — доступное жилье».
Почему могут отказать в предоставлении льготы?
Отказать могут по следующим причинам:
- Пакет документов собран не в полном объеме;
- Сведения даны неправильно или неправдиво;
- Семья ранее уже участвовала в других программах;
- Претендент или полученный им ранее ипотечный кредит (заем) не подпадает под условия программы;
- Семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
- Наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.
Отказ в предоставлении сертификата на получение выплаты или субсидии должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.
Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.
Список претендентов на получение жилья
Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).
Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики.
Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:
- Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
- Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
- Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
- Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:
- количества человек в семье;
- уровня обеспеченности жильем по региону;
- вида помещения, где проживает семья.
Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:
- одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
- семье из двух человек – 42 кв.м.;
- семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.
Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.
Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг. Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.
Кто может оформить нуждаемость
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
В перечень таких граждан входят:
- малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
- инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
- военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
- иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.
Какая площадь учитывалась общая или жилая для нуждающихся в москве
Место в очереди Чтобы впасть в счастливое состояние ожидания будущего нового дома, необходимо знать под каким номером вы находитесь в списке очередников. А для этого необходимо сдать в местные органы самоуправления, требуемые документы и попасть в сводный список очередников на улучшение условий проживания.
Обычно причинами этого выступают: Неверный пакет документов при подаче заявления поданы не все требуемые документы, или какие-то из них оформлены неподобающим образом или же некоторые документы вовсе не соответствуют действительности Отсутствие законного права на получение данного статуса вероятно, вы сделали все правильно, собрали все документы, но по каким-то параметрам не соответствуете критериям попадания в категорию нуждающихся в улучшении жилищных условий Повторная подача документов ранее отведенного срока если в прошлый раз при подаче документов были нарекания или вскрылись факты намеренного ухудшения условий проживания и вас «отстранили» на 5 лет, новая подача заявления документов приведет к очередному отказу Отказ выдается в течение трех дней с момента его принятия уполномоченными сотрудниками местных органов самоуправления.
Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.
Норма предоставления в разных городах России различна.
В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:
Область, Город | Минимальное значение, кв.м. | Среднее значение, кв.м. | Максимальное значение, кв.м. |
---|---|---|---|
Московская область, Москва | 18 | 18 | 18 |
Воронежская область, Воронеж | 14 | 14 – 18 | 18 |
Ярославская область, Ярославль | 17 | 17 | 17 |
Белгородская область, Старый Оскол | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Белгород | 18 | 18 | 18 |
Белгородская область, Губкин | 17 | 17 – 18 | 18 |
Омская область, Омск | 18 | 18 | 18 |
Таблица показателей для отдельных категорий граждан
Площадь | Категория граждан |
15 кв. м. | Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. |
20 кв. м. | Тем, кто исполняет обязанности судьи. |
20 кв. м. | Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. |
До 2-х социальных норм | Инвалидам. |
20 кв. м. | Сотрудникам СК РФ. |
1-й комнаты | Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника. |
20 кв. м. | Судьям Конституционного Суда. |
15−25 кв. м. | Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень. |
Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области
Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м. (и 15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.
Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:
- город Сосновый Бор Ленинградской области — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
- Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
- Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
- город Волхов Ленинградской области — 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
- город Всеволожск — 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
- Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
- город Гатчина — 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
- Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области — 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).
Что это за показатель и как его рассчитать
Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.
Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.
Что такое норма жилой площади на 1 человека в квартире?
Согласно Жилищного кодекса, жилой площадью считается суммарный показатель площадей только жилых помещений (исключая ванную, туалет, кухню и подсобные помещения). Общая площадь квартиры содержит в себе квадратуру всех помещений.
Знание нормы жилой площади, приходящейся на 1 человека в жилом помещении, необходимо в следующих ситуациях:
- при обращении (подаче заявления) на постановку в очередь для улучшения жилищных условий;
- в случае переселения арендатора или собственника из квартиры на период проведения капитального ремонта;
- для расчета платы за услуги коммунального характера;
- при разделе квартиры (например, при разводе супругов);
- при выселении из жилого помещения владельца или арендатора.
Показатель жилой площади устанавливается в каждом регионе местными властями. Но он не может быть ниже 12 кв.м на человека, что закреплено Жилищным кодексом. В различных ситуациях используются свои нормативные значения.