Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водителю должен предоставляться ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (далее – к. д.) за отработанный рабочий год (ст. 75 КЗоТ; ст. 6 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).

Порядок оформления на работу

Кандидат на должность водителя подходит по возрасту, имеет нужную квалификацию и не имеет противопоказаний по состоянию здоровья. Теперь нужно правильно оформить водителя на работу.

Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу

Будущий сотрудник подает заявление о приеме на работу, а также:

  • паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
  • трудовую книжку (если это не первое место работы);
  • документ об образовании;
  • справку органа ГНС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
  • водительское удостоверение;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра (см. подробнее в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17);
  • военный билет или свидетельство о приписке к призывному участку.

Поэтапное заполнение пунктов

Часть Описание
Преамбула В началедокумента указывается его название «Трудовой договор», место составления,например, «г. Москва», дата «01 сентября 2023 года».
Вводная Приводятся данные сторон. «Индивидуальный предприниматель Егоров Виктор Дмитриевич, действующий на основании Свидетельства о государственной регистрации (ОГРНИП 300000000012345), выданного «05» марта 2019г., именуемый в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Рогозин Александр Петрович, паспорт: серия 0404 № 274356, выдан 19 мая 2010 года ОВД Одинцовского района города Москвы, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:»…
Предмет Первым пунктом идет указание на предмет: «Работник принимается в качестве водителя».
Общее положение Обозначается вид сотрудничества: «основное место работы», условия об испытательном сроке.
Права иобязанности Подробно расписывается, что обязан делать наемный сотрудник и работодатель. Целесообразно указать вид транспорта (грузовой, легковой), который поступает в распоряжение водителя.
Режим рабочего дня Дается указание на время, в течение которого водитель должен находиться на рабочем месте: «с 8-00 до 17-00 с обеденным перерывом с 12-00 до 13-00». Если предусматривается посменная работа, об этом также пишется в тексте соглашения.
Оплата труда Обозначается сумма заработной платы в месяц или методика ее расчета, а также конкретныедаты ее выплаты: «Зарплата составляет 50000 в месяц, выплачивается раз в месяц».
Ответственность сторон Указания, в каких случаях наступает материальная и прочая ответственность при нарушении условий.
Заключительные положения Предусмотрены ситуации изменения и расторжения договора, а также срок его действия.
Реквизиты Данные ИП и водителя.

Любой работодатель непременно должен помнить о том, что в ряд его основных обязанностей, возложенных на него трудовым законодательством, является обеспечение надлежащих условий для исполнения работником оговоренной деятельности. Важно отметить, что эти условия также должны быть прописаны в документе.

Стоит отметить, что основное условие трудового договора с водителем-дальнобойщиком (образец РК представлен в статье) состоит в обозначении безопасности как самого транспортного средства, так и работника.

Для обеспечения такого требования законом установлена необходимость регулярного проведения техосмотра механиком транспортного средства (периодичность должна быть определена текстом соглашения). Нередко во избежание непредвиденных ситуаций заключенным соглашением предусматривается наложение запрета на эксплуатацию рабочего транспорта в личных целях, во внерабочее время или без наличия на то путевого листа.

Кроме всего перечисленного, соглашением непременно должен быть предусмотрен определенный режим отдыха работника.

Нюансы заключения договора с различными категориями водителей

При приеме на работу водителя организация или индивидуальный предприниматель обязаны соблюдать требования главы 51 Трудового кодекса и иных нормативных актов. А частности законодательство обязывает работодателя предварительно проверить соответствие кандидата следующим основным требованиям:

  • наличие водительского удостоверения с правом управления транспортным средством, на котором ему потребуется осуществлять рабочие функции (соответствие категории права управления транспортному средству);
  • наличие требуемого для определенной категории стажа вождения. Его можно подтвердить записями в трудовой книжке, заверенными копиями трудовых договоров либо справками с прежних мест работы. Например, для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в такси, устанавливаются требования по стажу не менее трех лет;
  • отсутствие медицинских показаний, препятствующих управлению транспортным средством, что подтверждается соответствующей справкой медицинского учреждения;
  • отсутствие наказаний, связанных с нарушением правил дорожного движения (лишение водительских прав, арест).
Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Трудовой договор с водителем: образцы для скачивания

При заключении ТД с личным водителем важно учитывать и трудовые обязательства и то, что на автомобиль заключается отдельно договор аренды.

Особенности приема на работу

Прием на работу, связанную с движением транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 328 ТК РФ. В частности, принимаемые работники должны пройти профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законом порядке.

К работе по профессии «водитель» не допускаются лица моложе 18 лет (ч. 1 и 3 ст. 265 ТК РФ; п. 2111 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»).

При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее — Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений — российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:

Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 «О введении в действие водительского удостоверения»;

Приказ МВД РФ от 18.04.2011 N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения»;

Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»;

Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782.

Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения — национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные — до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).

С 9 мая 2014 г. водителями не смогут работать лица с правами, выданными на территории иностранного государства (это относится и к национальным, и к международным правам). Соответствующая норма введена п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ. Исключение составляют случаи участия транспортного средства в международном движении (п. 17 той же статьи). Это ограничение принято в связи с высоким числом дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных водителей. Работодатели, выпустившие на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ).

Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.

Перед тем как принять работника на должность водителя, нужно убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению подобной работы.

Медицинские осмотры водителей

С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения». Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.

Можно ли направить водителя в командировку?

В соответствии со ст. 57 ТК РФ указание на характер работы должен содержать трудовой договор с работником. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ). Работа водителя носит разъездной характер (если водитель ежедневно имеет возможность возвращаться к месту своего проживания) или осуществляется в пути (если такой возможности нет), поэтому служебные поездки этих работников командировками не являются. В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ водителям должны возмещаться расходы, связанные со служебными поездками, такие как:

Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать для ИП

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок возмещения расходов устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (например, в Положении о разъездном характере работы). В том же документе может быть установлена надбавка за разъездной характер работы (Письмо ФСС России от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П).

При установлении размера такой надбавки необходимо руководствоваться:

Положением о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N169/10-87);

Перечнем профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков (утв. постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579);

отраслевыми соглашениями, в частности Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2014-2016 гг. (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (Ассоциация «РАДОР»), Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 12.11.2013).

Материальная ответственность

С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:

ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;

ущерб причинен умышленно;

ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);

ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

Читайте также:  Как посмотреть готовность внж на госуслугах

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Имеются ли установленные формы бланков опроса, заполняемые при собеседовании соискателей на должность водителя?

Специально разработанных бланков для проведения опроса водителя при найме не имеется. Работодатели самостоятельно разрабатывают программу опроса и определяют состав информации, отражаемой в листе собеседования.

Вопрос № 2. Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности?

Должность водителя не предусматривает материальной ответственности. Перечень работ и должностей МОЛ установлен Министерством труда. Договор об ответственности, заключенный с водителем, является незаконным и несоответствующим нормам. Лицо, нанесшее ущерб предприятию, может быть привлечен к материальной ответственности путем регресса через суд.

Согласно параграфу 1а раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 147 (далее — выпуск 52 ЕТКС), по профессии «Водитель автомобиля» установлено следующее соотношение квалификационных разрядов и сложности труда по управлению автомобилями.

Тарифный разряд Категория управляемого механического транспортного средства
4-й разряд «B» либо «BE»
5-й разряд «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа)
6-й разряд «D» либо «DE»
7-й разряд «CE»: грузовые автомобили (автопоезда) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа)

В данном случае также обращаем внимание на следующие дополнительные требования к водителю автомобиля.

Как разработать инструкцию по охране труда для водителя грузового автомобиля

Общий порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов, регламентирующих охрану труда на предприятии, установлен «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденным Постановлением Минтруда РФ №129 от 01.07.1993 г. Для каждого вида автотранспортных средств необходимо разработать отдельный документ на основании Методических рекомендаций, утвержденных Минтруда РФ, типовой инструкции по охране труда для водителя грузового автомобиля и правил безопасности, изложенных в технической документации на автомашины. Как правило, разработка инструкций по охране труда поручается руководителю соответствующего производственного подразделения, хорошо знакомого со всеми аспектами и особенностями условий труда водителей.

Испытание водителя вместо стажировки

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

В данном пункте есть несколько важных нововведений:

1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.

2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.

Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *