Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как реформировать судебную систему в условиях дефицита бюджета России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
Арбитражные суды в Российской Федерации
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и другими федеральными конституционными законами.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Система арбитражных судов в рф 2022
Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).
Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.
В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон от 21.07.199*4 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. №-1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу.
На последние инстанции лежит обязанность проверять законность действий и решений служителей Фемиды предыдущих инстанций, которые вступили в силу. После апелляционного рассмотрения принятые судом решения набирают законную силу, но заинтересованные стороны имеют право на их обжалование.
Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.
Все СОЮ разделены как по иерархии, так и по процессуальной компетенцией следующим образом:
- первая инстанция;
- апелляция;
- кассация и надзор.
Юридическое обеспечение для граждан на доступном языке. Всегда отвечаем на вопросы поступающие от Вас. Комментируйте, делитесь полученной информацией.
Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Представлена новая схема судебной системы РФ
Третий апелляционный суд общей юрисдикции.
В апелляции рассматривается правомерность принятия решений и действий судами предыдущей инстанции.
Это могут делать даже районные суды, рассматривая жалобы на решения и действия мировых. В этом случае соблюдение принципа коллегиальности не обязателен.
В остальных случаях апелляция рассматривается исключительно коллегиально и по правилам, которые предусмотрены процессуальным законодательством для первой инстанции.
Важно знать! Особенность апелляции – судебное разбирательство полностью или частично повторяет рассмотрение дела. Здесь возможно исследование всех собранных доказательств или некоторой их части.
Фото с заседания Второго кассационного суда общей юрисдикции.
На последние инстанции лежит обязанность проверять законность действий и решений служителей Фемиды предыдущих инстанций, которые вступили в силу.
После апелляционного рассмотрения принятые судом решения набирают законную силу, но заинтересованные стороны имеют право на их обжалование. Оно проводится в рамках следующих процедур:
- Кассационное производство;
- Производство в надзорной инстанции;
- Возобновление рассмотрение дела по причине неизвестных ранее обстоятельств.
Пройдя все эти инстанции, заинтересованное лицо может обращаться за правосудием, например, в ЕСПЧ. При этом после первой инстанции не обязательно подавать апелляцию. Для ускорения процедуры можно сразу инициировать кассационное производство. Заинтересованной стороне предоставляется на это срок в 6 месяцев.
Судебная система Российской Федерации.
Наименование расхода | Код расхода по БК | Бюджетные ассигнования, утвержденные законом о федеральном бюджете на год | Утверждено бюджетной росписью (с учетом изменений) на год | Доведено лимитов бюджетных обязательств на год | Распределено главными распоряди-телями лимитов бюджетных обязательств | Кассовое исполнение на 01.04.2021 | Процент исполне-ния | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рз | ПР | ЦСР | ВР | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ВСЕГО РАСХОДОВ* | 0,0 | 155 860,9 | 155 860,9 | 155 860,8 | 90 523,2 | 58,1 | ||||
Финансовое обеспечение выполнения функций государственных органов и учреждений в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд) | 03 | 04 | 99 1 00 90000 | 200 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,00 |
Финансовое обеспечение выполнения функций государственных органов и учреждений в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) | 03 | 04 | 99 1 00 90000 | 400 | 0,0 | 155 860,9 | 155 860,9 | 155 860,8 | 90 523,2 | 58,08 |
Госдума приняла законы о совершенствовании судебной системы
Цель изменений — обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности.Состав суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел будет формироваться путем использования автоматизированной информационной системы.
Формирование будет происходить для каждого дела с учетом нагрузки и специализации судей.- Такое изменение позволит исключить влияние лиц, заинтересованных в определенном исходе дел, и снизить коррупционные риски, — заявил глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.Другое изменение — вводится обязательная аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, как в первой инстанции, так и в апелляции.
Более 200 миллиардов рублей правительство направит в этом году на развитие судебной системы. От судей, подчеркнул премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, ждут, что растущая нагрузка не скажется на качестве и скорости принятия решений.
Глава правительства принял участие в открытии ежегодного общероссийского совещания-семинара председателей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, на котором в течение двух дней будут подводить итоги работы в прошлом году и говорить о приоритетных задачах судебной системы на 2023 год. Президент РФ Владимир Путин в приветственной телеграмме выразил уверенность, что дискуссии приведут к конкретным предложениям, содействующим укреплению законности и правопорядка.
«От эффективности судебной системы прямо зависит надежная защита прав и законных интересов граждан, а значит, развитие России как правового демократического государства»
, — уверен российский лидер.Эффективность во главу угла ставит и премьер-министр страны: от этого зависит уровень защиты граждан.
Представлена новая схема судебной системы РФ
1. В паспорте:
а) в позиции, касающейся государственного заказчика — координатора Программы, слова «(до 2020 года включительно)» исключить;
б) в позиции, касающейся объема и источников финансирования Программы, цифры «109093,55» и «89731,03» заменить соответственно цифрами «109081,61» и «89719,09».
2. В разделе IV:
а) в абзаце третьем цифры «109093,55» заменить цифрами «109081,61»;
б) в абзаце четвертом цифры «89731,03» заменить цифрами «89719,09».
3. Абзацы первый и второй раздела V изложить в следующей редакции:
«Государственным заказчиком — координатором Программы является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Государственный заказчик — координатор Программы в ходе ее выполнения:»
4. Позицию 12 приложения N 1 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
“
12. | Размер общей площади служебных помещений, приходящейся на 1 федерального судью (кв. метров): | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в судах общей юрисдикции | 145 | 145,5 | 146 | 147 | 148 | 149,5 | 151 | 153 | 160 | 165 | 166 | 167 | 170 | |
в арбитражных судах | 111,5 | 112,5 | 115,4 | 115,4 | 120,3 | 123,4 | 123,4 | 126,8 | 131,3 | 134 | 135 | 136 | 139 |
«.
Для этого все мировые и федеральные судьи соблюдают установленные ФЗ правила производства. Все виды судов в РФ используют в своей работе конституционные, федеральные законы, международные договоры РФ, иные документы, существующие в субъектах РФ. Статус судей закреплен законодательными актами, финансирование осуществляется за счет федеральных средств.
Рассмотрим основные виды высших судов РФ, их особенности. Проанализируем основные сферы деятельности различных видов системы, особенности их финансирования.
Аннотация к книге «Судебная система Российской Федерации. Сборник по состоянию на 2023 год»
В издание включены все последние редакции следующих документов:
— ФКЗ РФ «О судебной системе»;
— ФКЗ РФ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
— ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ»;
— ФКЗ РФ «О Верховном Суде РФ»;
— ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ»;
— ФЗ РФ «О статусе судей в РФ»;
— ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации»;
— ФЗ РФ «О мировых судьях в РФ».
Структура судов на 2021 год схема
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
(2) Арбитражные апелляционные суды.
К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц.
Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере.
При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.
Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:
– контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;
– участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;
– при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.
На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.
Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.
Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.
Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:
– прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;
– квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;
– профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;
– участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.
На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:
– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.
– Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.
– Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.
– В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.
– Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.
– Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.
– Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.
Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.
Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.
Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.
Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полном��чий.
Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:
– Всероссийский съезд.
– Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.
– Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.
– Общие собрания.
– Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.
– Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).
– Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.
– Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.
Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:
– квалификационные коллегии;
– съезд;
– конференция;
– общие собрания;
– экзаменационные комиссии;
– советы судей.
Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.
Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения.
Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2021 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.
Тенденции развития судебной власти в Российской Федерации
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.
Сокращение аппарата рядовых управленцев очевидно необходимо. В том числе – и на уровне судов. Конечно, сокращение работников аппарата суда не должно касаться помощников судей и секретарей с/з, если только речь не идет об изъятии ставки судьи. Но вот аппарат обеспечивающих специалистов стоит пересмотреть.
О масштабном сокращении госслужащих информация регулярно появляется на самых различных уровнях. Минфин неоднократно делился планами о скором сокращении госслужащих и вот в своем выступлении зам. министра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что в самое ближайшее время начнутся активные мероприятия по оптимизации аппарата управления. С ее слов все оптимизационные мероприятия коснутся лишь органов исполнительной власти, а потому по логике терминов не стоит ожидать сокращение работников аппарата суда в 2021 году
Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:
- налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
- налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
- объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
- сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
- введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.
1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.
2.Снижение издержек государственного управления.
3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.
Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.
«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.
«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.
«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».
Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.
«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».
Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.
Вернемся к целям.
4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».
Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.
5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».
Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.
«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».
Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.
«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».
И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.
«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».
Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.
Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.
«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»
В качестве критериев оценки будут использоваться:
«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».
Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.
Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.
Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.
Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:
- по НДС;
- по акцизам;
- по налогу на прибыль;
- по НДПИ.
Короче, по абсолютно всем критериям.
Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.
Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.
Система судов РФ 2022 схема изменениями
Распоряжение от 26 ноября 2022 года №2584-р. Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
- единство системы,
- соблюдение всем судами правил производства,
- применение существующих законов,
- обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
- единство статуса судей,
- существование судов разных уровней,
- самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).
Последние новости по судебной реформе 2021 года в России
Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.
Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:
– прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;
– квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;
– профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;
– участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.
На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:
– Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.
– Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.
– Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.
– В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.
– Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.
– Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.
– Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.
Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье.
Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.
Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.
Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.
Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль.
Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий.
Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.
Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.
Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.
Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.
Сегодня в судах есть иерархия. Например, дело рассматривается в мировом суде. Если вердикт не устраивает истца, то сначала ему придется обратиться в вышестоящую инстанцию — районный суд, вышестоящий суд субъекта РФ.
Такой подход встречается не только в судебной системе. Аналогично поступают в прокуратуре. Если граждане сразу обращаются в Генеральную прокуратуру, то дело сначала отправят на более низкий уровень. И люди часто недовольны такой системой, потому что на местах временами работают заинтересованные лица.
После реформы ситуация поменяется. Например, если истец недоволен решением Нижегородского районного суда, то он, как и прежде подает апелляционную жалобу в Нижегородский областной суд. Если апелляцию не удовлетворили, то иск уже подается по новым изменениям, то есть в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Обжалования решений мирового суда остаются без изменений.
Кассационные и апелляционные суды будут рассматривать дела из нескольких регионов.
Надбавки за дипломатический ранг
В 2023 году повышение зарплаты госслужащим затронет и дипломатов РФ. Для сотрудников посольств разработана такая сетка надбавок:
Ежемесячная надбавка (руб.) | Дипломатический ранг |
8 939 | Атташе |
9 498 | 3-й секретарь |
10 371 | 2-й секретарь II класса |
10 615 | 2-й секретарь I класса |
11 174 | 1-й секретарь II класса |
11 447 | 1-й секретарь I класса |
12 008 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
13 408 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса |
24 580 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса |
30 167 | Чрезвычайный и Полномочный Посол |
ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы
5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.
Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2021 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, здесь.)
С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения, внесенные во все процессуальные кодексы РФ. Течение судебного процесса изменится существенно. Созданы апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, рассматривающие жалобы в коллегиальном порядке. Как было заявлено, такие изменения направлены на унификацию и оптимизацию процедур и правил судов общей юрисдикции и арбитражных судов, стабильность принимаемых решений, а также на значительное укрепление независимости судей и существенное повышение общей эффективности системы правосудия в России. И сразу вопрос: о каком укреплении независимости судей может идти речь, если статьи 10, 19 Конституции РФ гласят: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», «Все равны перед законом и судом», в статье 1 КФЗ «О судебной системе РФ» говорится: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Недостаточно? Как оказалось, недостаточно. С инициативой реформирования судебной системы выступил Пленум ВС РФ в октябре 2021 года. Верховный суд предложил внести поправки в процессуальные кодексы, а уже в процессе разработки нововведений были рассмотрены варианты изменения самой структуры судебных инстанций. Изначально предполагалось реформирование судов первой и второй инстанций, но не случилось. Основные решения будут приниматься все там же, все в том же порядке.
Пять апелляционных судов общей юрисдикции будут рассматривать жалобы только на решения вышестоящих судов, рассмотревших дело в качестве первой инстанции. Апелляционные жалобы на решения мировых судей и районных судов будут рассматриваться в том же порядке, что и раньше. Постановления по кассационным жалобам теперь будут выносить не судьи регионов, где находятся суды первой инстанции, а коллегии девяти кассационных судов общей юрисдикции. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов РФ, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции — от 14 до 21 субъекта РФ.
Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.
Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.
Законопроекты, в которых так или иначе затрагивается вопрос о статусе судей, содержат ряд явных дефектов. Например, неудачным, на мой взгляд, является предложение об ограничении срока пребывания в должности председателя районного суда четырьмя годами, по прошествии которых экс-председатели должны будут каждый раз подтверждать свои полномочия. Боюсь, что при таком порядке у очень многих возникнет соблазн напомнить председателю суда, от кого зависит его переизбрание. Неприемлемыми я считаю положение о дисциплинарной и административной ответственности судей и процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности. Согласно законопроекту, в случае получения разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении судьи предусматривается возможность передачи дела в суд и ареста уже без санкции судейского сообщества. Все эти нормы могут превратиться в сильнейшие методы законного административного и властного давления на судей. Равно как и пункт об отстранении судьи от занимаемой должности в случае возбуждения уголовного дела в отношении его родственников.