Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дела об отказе в предоставлении земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В гл. 22 КАС РФ определены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Ранее соответствующие положения содержались в гл. 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК РФ. Аналогичное регулирование установлено положениями гл. 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц» АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ). Ранее также действовал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» , но данный Закон и Постановление Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. N 4552-1 , определявшее порядок введения в действие данного Закона, признаны утратившими силу Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ в связи принятием КАС РФ.
Рассмотрение административного иска об оспаривании решения
Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.
О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.
Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.
После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.
После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.
Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.
Произошла ошибка при отправке письма
Однако таких оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ не содержит.
Жалобы на принятые Главой администрации города Феодосии постановление Администрации о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым без торговрассматриваются непосредственно Главой администрации города Феодосии.
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Использование информации сайта в коммерческих целях возможно только с разрешения Госкомимущества. При использовании материалов сайта Госкомимущества ссылка на источник обязательна.
Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.
Настоящий Обзор подготовлен с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по указанным вопросам.
Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Общество обратилось в уполномоченный орган муниципального образования с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости общества и который предоставлен обществу в аренду.
Кто принимает решение
Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.
Таким образом:
- органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
- площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).
Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.
Основания для отказа и обжалование отказа администрации в предоставлении земли
Порядок рассмотрения дел о нарушении законных интересов граждан регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ. Получив отрицательное решение по делу о получении участка, гражданин вправе подать в администрацию населенного пункта жалобу на выдавший отказ орган с изложением причин ее написания и ссылкой на подтверждающие правомерность обращения законодательные акты.
Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.
Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.
Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.
До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).
Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:
- В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
- По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
- Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: «Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.»
- Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка
До сих пор помню этот волнительный момент, когда сотрудница администрации со скучным выражением лица ставила входящий штамп на моем экземпляре заявления.
После этого нужно было, скрестив пальцы на руках и ногах, ждать 30 дней.
Но администрация не утруждала себя спешкой и необходимостью соблюдать законные сроки на дачу ответа. В итоге я прождал почти 3 месяца.
И вот, долгожданный ответ получен. Меня ждало разочарование.
Наверное, для того, чтобы подсластить мне пилюлю, чиновник не поленился подробно описать, что я могу на сайте выбрать готовые земельные участки, которые администрация выставляет на аукцион, и поучаствовать в торгах.
По все видимости идиотов, желающих купить земельный участок на аукционе по цене превышающей кадастровую стоимость, становится все меньше.
Первое о чем я подумал, когда увидел отказ администрации, наверное, я «накосячил» со Схемой земельного участка.
Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.
Таким образом:
- органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
- площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).
Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.
К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.
Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.
Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:
- заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
- заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
- на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
- площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
- для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
- испрашиваемая земля является аукционным лотом;
- территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
- цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
- площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.
Часто в получении земельного участка отказывают на этапе согласования. Причины такого решения административных органов перечислены в п.8 ст.39.15 ЗК РФ, при этом власти обязаны обосновать свой ответ. Если участок предстоит образовать, для чего необходимо утвердить схему его расположения, то в постановлении о невозможности предоставления земли прописывается отказ в утверждении данной схемы.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законных интересов граждан регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ. Получив отрицательное решение по делу о получении участка, гражданин вправе подать в администрацию населенного пункта жалобу на выдавший отказ орган с изложением причин ее написания и ссылкой на подтверждающие правомерность обращения законодательные акты.
В случае бездействия со стороны местных властей далее следует обращение в суд. Жалоба необходима для соблюдения досудебного порядка урегулирования дела, предусмотренного в определенных законом случаях (ст.4 ФЗ N 21 от 8 марта 2015 г.).
Порядок отказа от земельного участка
Незаконным отказ считается в случае, если не подтвержден соответствующими фактами, свидетельствующими о невозможности передачи земли в пользование. В судебном порядке может быть обжаловано решение об отказе, если земельный участок не выставлен на аукцион, не имеет на своей территории неоконченных застроек или имеет застройки, но возведены они на незаконных основаниях.
Подлежит обжалованию земля, выданная ранее для личного пользования, в случае если отказывают в праве на приватизацию, а также подлежат обжалованию отказы на участки, для которых границы неиспользуемой территории и ее место положения определены неактуально. Незаконным считается отказ на предоставление участка под предлогом воспрещающих факторов форм использования участка заявителем, если данные факторы не являются документально подтвержденными. То же касается и земель, зарезервированных для муниципальных целей, если документация о резервировании отсутствует.
Статистика деятельности нашей компании свидетельствует о том, более 83% истцов выигрывают подобные земельные споры и решения органов, отказавших в выдаче участка, признаются незаконными. Для того чтобы не столкнуться с проблемой отказа со стороны представителей органов самоуправления, процедуру получения надела или его искового оспаривания лучше доверить квалифицированному специалисту.
- Основания для отказа появляются, если в администрацию с просьбой о предоставлении надела для использования обратилось лицо, которое просто-напросто не имеет прав на это.
- Второй причиной является обращение в органы администрации, но при этом не должным или неправильным образом оформлено заявление.
- Третья причина состоит в том, что земельный надел, на который претендует лицо, находится в постоянном или бессрочном использовании каким-либо лицом.
- Созвучен с третьим вариантом и четвёртый, который предусматривает, что земельный надел используется для государственных нужд, поэтому попросту не может быть предоставлен для других лиц.
- Кроме того, земельный надел может быть передан в пользование юридическим организациям, с которыми у администрации заключён договор на освоение территории.
- На участке могут быть расположены постройки в виде сооружений, зданий, строений, которые находятся в собственности федеральной или местной. В этом случае, пока на участке находятся постройки, он не может быть передан для использования в собственность.
- Если участок, на который претендует лицо, расположен границе, которая находится в сервитуте, или же каким-либо образом переходит на участок другого лица или субъекта, то вы также должны понимать, что подобный надел не может быть предоставлен.
- Причиной отказа может стать некорректно проведенная процедура аукциона, которая имела нарушения со стороны как организаторов мероприятия, так и участников.
- Если участок по каким-либо причинам была изъят из оборота или ограничен в нём, то он тоже не может стать объектом желания.
- Если по факту участок не соответствует этому описанию, которое было предъявлено администрацией, то процедура присвоения земельного надела также не может состояться. Это касается описания о площади, границах, состояния земель и так далее.
- Также не может передаться в использовании тот надел, в отношении которого не оформлена техническая документация в виде акта межевания или кадастровые документы.
Бывают ситуации, когда лицо, которое обращается в администрацию, виновато в подобной ситуации ввиду своей невнимательности.
Но бывают ситуации несправедливого отказа , на который необходимо реагировать. Отказ администрации можно обжаловать. Для этого предусмотрена специальная процедура, которая проводится в стенах учреждения или за их пределами.
Рассмотрим, как наиболее эффективно осуществить процедуру обжалования отказа. Обжалование может осуществляться несколькими способами:
- Первый способ обжалования состоит в том, что вы должны обратиться в администрацию с жалобой, в которой описываете сложившуюся ситуацию:
- в шапке жалобы пишите, в отношении какого органа направлен документ;
- далее излагайте причины, которые заставили написать подобное обращение. Например, в результате обращения с бумагами для предоставления земельного надела вы получили отказ по причине, которую не считаете обоснованной.
- Необходимо ссылаться на законодательные акты, которые, так или иначе, подтверждают вашу правоту. Если на жалобу сотрудники администрации не отреагировали, или оставили свое решение об отказе без изменения, вы можете обратиться в другую инстанцию. Ею является суд.
В районном суде вы можете написать исковое заявление, приложить документ об отказе в предоставлении надела, и подать его на рассмотрение в судебную инстанцию. Не забудьте оплатить государственную пошлину.
- Помните о том, что суд также может отказать вам в рассмотрении, если сочтет, что ваша просьба неправомерна. Однако, если удалось всё-таки доказать правоту, то будет назначено судебное заседание, где вы напрямую столкнетесь с сотрудниками администрации и будете вынуждены приводить доводы в свою пользу и против оппонентов.
- По факту проведения процедуры, а именно судебного заседания, будет вынесено решение, которое станет основанием для дальнейших действий в виде оформления предоставления надела, или же полном разрыве отношений между вами и администрацией.
Как мы уже упоминали выше, обратиться вы можете в один из двух предложенных органов: в администрацию с жалобой или в судебную инстанцию с исковым заявлением. Однако обратиться в последний орган вы не можете, если не подали жалобу в администрацию.
За обращение в судебную инстанцию и в администрацию придется оплатить государственную пошлину в размере 300 руб. Это совсем небольшие расходы.
Если говорить о сроках, то рассмотрение жалобы и заявления на обжалование должно быть произведено в срок 14 рабочих дней, а значит, уже спустя две-три недели вы получите конкретный результат.
Отказ о предоставлении земельного участка не всегда бывает обоснованным. Несправедливость со стороны органов местного самоуправления можно пресечь самостоятельно, если вы знаете о том, как защищать свои права. Однако мы надеемся, что подобные ситуации никогда вас не коснутся, или же вы выйдете из них победителем.
Одним из способов получения во владение земельного надела является организация торгов. При данном способе перед аукционом у участка должны быть оформлены все необходимые на него документы: его границы четко определены и представлены на схеме, ему присвоен кадастровый номер.
О начале проведения торгов, для решения о предоставлении земельного участка в аренду, извещение проводится за 30 дней путем размещения информации в газетных изданиях и на официальном сайте РФ. В извещении содержится следующая информация:
- об арендодателе;
- основные характеристики выставляемого объекта;
- где и когда произойдут торги;
- куда необходимо подавать заявку и в какие сроки;
- стартовая сумма и «шаг» аукциона;
- размер задатка и счет для его перечисления.
Прием заявок на участие в аукционе прекращается за 5 дней до его начала. Сам арендодатель имеет право отказаться от торгов за 15 дней до их начала с обязательной выплатой всех перечисленных задатков.
К торгам не допускаются в следующих ситуациях:
- Если предоставлены не все необходимые документы.
- Нет внесенного задатка.
- У юридических лиц нет сведений в ЕГРЮЛ.
Земельный участок получить в аренду можно другим способом – без участия в торгах.
- Для этого нужно найти земельный надел, сделать по нему запрос в местной администрации.
Если он является свободным: нет оформленных прав собственности на него и каких-либо сооружений на территории участка, то необходимо заняться его оформлением.
Нужно пригласить специалиста кадастровой службы для установления точных границ отрезка земли. Тот должен оформить соответствующие документы и схему расположения объекта аренды.
- Обращение в службу кадастра и картографии для регистрации земельного участка.
-
Составление заявления о предварительном согласовании аренды участка. В нем указывается основание, по которому может быть выделен участок без торгов. Это могут быть следующие льготные категории граждан: многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, ветераны и участники боевых действий, военнослужащие, имеющие срок службы более 15 лет.
Данный список уточняется в каждом регионе. - Вместе с заявлением и оформленными документами на участок происходит обращение в местную администрацию. Она в течение одного месяца рассматривает вопрос о предоставлении земли в аренду в виде издания распоряжения.
- После этого происходит заключение арендного договора и оформление его в Росреестре.
Образец заявления на предварительное согласование предоставления земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.
Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.
Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:
- Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
- Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
- Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.
При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.
Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция
Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:
- опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
- доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
- подтвердить своё законное право на получение ЗУ.
Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров
- Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
- До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.
Как отменить решение администрации района об отказе в предоставлении участка?
В 2016 году я начала оформление аренды участка площадью 400 кв. м, прилегающего к участку, находящемуся в собственности: получила согласие обслуживающих организаций, заключение Архитектурного отдела о возможности предоставления земельного участка, подала заявление в администрацию, после чего были назначены торги. Поскольку я была единственным заявителем, то получила постановление о предварительном согласовании без процедуры торгов. Далее участок был поставлен на кадастровый учет. После подачи документов для заключения договора аренды получила отказ в связи с пересечением границ испрашиваемого участка с границами участка, ранее поставленного на кадастровый учет. Хотя на публичной кадастровой карте никакого пересечения нет. Как оказалось, на близлежащую землю (1500 кв. м) заключен договор аренды 2005 года между КУМИ района и третьим гражданином. У данного гражданина есть Землеустроительное дело с указанием длин границ и даже есть некие координаты. Но, как я понимаю, межевания никогда не проводилось. Сейчас КУМИ района обратился в Кадастровую палату с заявлением о снятии испрашиваемого мною участка с кадастрового учета, однако получил отказ и рекомендацию обратиться для этого в суд. Законны ли действия Администрации района? Первостепенно ли право третьего гражданина на землю? Каковы должны быть мои действия, чтобы все таки принудить Администрацию района к заключению договора аренды?
1. В сложившейся ситуации, скорее всего, у Вас есть формальные основания обратиться в суд с требованием к администрации района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении на нее обязанности подготовить и направить Вам договор аренды участка.
В вопросе Вы написали: «Поскольку я была единственным заявителем, то получила постановление о предварительном согласовании без процедуры торгов. Далее участок был поставлен на кадастровый учет».
В соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Также в п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в ст. 39.16 ЗК РФ. Данная статья не содержит такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как «…в связи с пересечением границ испрашиваемого участка с границами участка, ранее поставленного на кадастровый учет».
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Аналогичная норма содержалась ранее в п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, если бы имелось «пересечение границ испрашиваемого участка с границами участка, ранее поставленного на кадастровый учет», то Вы не смогли бы поставить на государственный кадастровый учет образованный по Вашему заявлению земельный участок.
2. Вместе с тем существует вероятность, что указанный в вопросе «третий гражданин» или администрация смогут оспорить постановку на кадастровый учет испрашиваемого Вами земельного участка. Тогда ни о каком договоре аренды этого участка не может быть речи.
В вопросе Вы написали: «Как оказалось, на близлежащую землю (1500 кв. м) заключен договор аренды 2005 года между КУМИ района и третьим гражданином. У данного гражданина есть Землеустроительное дело с указанием длин границ и даже есть некие координаты».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 22.08.2004, начало действия редакции — 01.01.2005, окончание действия редакции — 31.08.2006) «О государственном земельном кадастре» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера; …межевание земельного участка — мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Согласно ст. 19 данного Федерального закона государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.
Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.
Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:
- заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
- заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
- на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
- площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
- для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
- испрашиваемая земля является аукционным лотом;
- территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
- цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
- площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.
Выкуп гражданами земельных участков на льготных основаниях — ч.2
Информация о правоприменительной практике по результатам вступивших в 4 квартале года в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий бездействия органов власти других регионов 1 Решение Арбитражного суда Кировской области от Глава крестьянского фермерского хозяйства далее КФХ направил в Администрацию Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Администрацией заявление главы КФХ отклонено в связи с несоответствием способа подачи заявления подано посредством почтового отправления способу подачи документов, указанному в извещении о предоставлении земельного участка. Не согласившись с названным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным. Решением Арбитражного суда Кировской области заявление главы КФХ удовлетворено, решение Администрации признано незаконным.
Об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка
Отказаться от права собственности на земельный надел невозможно в таких случаях, как:
- на земле расположены различные здания и сооружения, которые также находятся в праве собственности у граждан и юридических лиц;
- заявитель планирует отказаться от земельного надела как части наследственной массы.
Во втором случае заявитель вправе отказаться от всей наследственной массы в полном объеме, иначе последует отказ.
Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве.
При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.
Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.
Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:
- Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
- Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
- Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.
При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.
Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.
16 действующего Земельного кодекса РФ.
Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:
- С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
- Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
- Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
- На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
- Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
- Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
- Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
- Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
- Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
- Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.
Отказ администрации в предоставлении земельного участка
Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
В Отделе по землепользованию местной администрации на данный вопрос сказали, что обязательно необходимо быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако такая формулировка фигурирует только в: Статья 14.
Собственник земельного участка с этим решением не согласился и обратился в Верховный суд. Судебная коллегия установила, что первый владелец этого участка получил его в 1993 году — землю бесплатно выделил муниципалитет.
Это официальный документ, который подается уполномоченному лицу. Заявление направлено на реализацию гражданином, юридическим лицом, своих прав и обязанностей. Например: заявление о приеме на работу, о возбуждении уголовного дела. В гражданском судопроизводстве подается исковое заявление.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа указан в статье 39.16 Земельного кодекса РФ (в редакции после 1 марта 2015 года). Правда иногда администрация принимает свой регламент на который ссылается в отказе (так например происходит в г. Перми), который по сути дублирует земельный кодекс только несколько запутанней.
Рассмотрение административного иска об оспаривании решения
В части сомнений в тезисе «доказывать законность по общему правилу должен госорган» естественнно речь шла о желании найти что-то федерального уровня или хотя бы ППВС.
В зависимости от вида муниципального правового акта определяется судебный порядок обжалования — законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.
На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому.
Персональные данные обрабатываются в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ«О персональных данных»).
Исходя из этого, обязанность доказать обращение заявителя с ходатайством о предоставлении земельного участка, отказ в таком предоставлении и нарушение этим его прав и свобод возлагается на заявителя.
Главная Документы 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2018)
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления или в предоставлении без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.16 кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Административное исковое заявление
о признании незаконным решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права
На основании … (указать правоустанавливающий документ) от » » года N административный истец обладает правом … (указать вид права) на объект недвижимости общей площадью … кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: …
Объект передан административному истцу по Акту приемки-передачи от » » года N .
Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
К Заявлению от » » года в соответствии с требованиями ст. 21 закона «О государственной регистрации недвижимости» были приложены следующие документы: …, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере … рублей, что подтверждается …
» » года административным ответчиком было принято Решение N об отказе в государственной регистрации права … (указать вид права) на объект недвижимости с указанием следующих оснований: …
Административный истец считает Решение от » » года N об отказе в государственной регистрации права … (указать вид права) на объект недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. , 14, 26, 27 закона «О государственной регистрации недвижимости» (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: …, что подтверждается …
» » года административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно: … (указать наименование органа или Ф.И.О. должностного лица) была подана жалоба на Решение административного ответчика от » » года N , в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от » » года N было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: …
(Вариант: В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Решение административного ответчика от » » года N не подавалась.)
Согласно ч. 12 ст. 29 закона «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Решение органа местного самоуправления (администрации города) об отказе в признании садового дома жилым домом может быть оспорено заинтересованным лицом в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), в районном суде по месту нахождения администрации в течение трех месяцев со дня получения заявителем соответствующего решения.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора о признании незаконным отказа в признании садового дома жилым домом законом не предусмотрен.
Производство по административному делу возбуждается судьей на основании административного искового заявления, оформленного в соответствии со статьями 124-126 КАС РФ.
Административное исковое заявление
о признании незаконным решения органа государственной власти (или: органа местного самоуправления) об определении кадастровой стоимости земельного участка
Административный истец на основании (указать правоустанавливающий документ)
от » » г. N является собственником (владельцем) земельного участка общей площадью кв. м, (назначение)
расположенного по адресу: , что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от » » г. N (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости N от » » г. ).
Решением (наименование органа государственной власти/органа местного самоуправления)
от » » г. N были утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка в размере ( ) рублей.
» » г. Административный истец обратился к с Запросом о предоставлении (наименование заказчика работ по определению кадастровой стоимости/органа регистрации прав)
сведений о земельном участке по адресу: ,
использованных при определении его кадастровой стоимости.
Указанная в Решении Административного ответчика от » » г.
N стоимость земельного участка в размере ( ) рублей
является неверной, так как , и его
действительная рыночная стоимость составляет ( ) рублей,
что подтверждается Отчетом об определении кадастровой стоимости объекта
недвижимости от » » г., составленным (Ф.И.О. оценщика, наименование саморегулируемой организации оценщиков)
и подтвержденным положительным экспертным Заключением от » » г., данным (Ф.И.О. эксперта)
(наименование саморегулируемой организации оценщиков).