Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При необходимости ведения бухгалтерского учета прямых расходов учреждения в зависимости от условий оказания медицинской помощи детализацию на счете 0 109 60 000 целесообразно организовать по видам оказания медицинской помощи: в стационарных условиях, в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара.

Детализация по профилям медицинских услуг

При оказании учреждением здравоохранения медицинских услуг различных профилей целесообразно обобщать информацию о расходах, связанных с каждым из профилей медицинской деятельности, на отдельном субсчете счета 0 109 60 000:

Профиль медицинских услуг

Счет учета прямых расходов

Область применения

Услуги хирургического профиля

0 109 61 000

КВФО 2, 4, 7

Услуги терапевтического профиля

0 109 62 000

КВФО 2, 4, 7

Стоматологические услуги

0 109 63 000

КВФО 2, 4, 7

Дополнительная детализация прямых затрат

При введении дополнительной (не предусмотренной законодательством) детализации прямых расходов в учетной политике учреждения здравоохранения необходимо утвердить:

  • способ ведения аналитического учета прямых расходов для каждого источника финансирования;

  • полный перечень прямых расходов, учет которых ведется на счете 0 109 60 000;

  • субсчет счета 0 109 60 000 для учета конкретного вида прямых расходов;

  • метод распределения прямых расходов на конкретный вид услуги, применяемый при невозможности отнесения полной стоимости расходов на конкретный вид услуги.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Отчетность медицинских организаций

Порядок финансирования расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, устанавливается постановлением Правительства РФ на очередной финансовый год .

Читайте также:  Расходы по товарному чеку в 2023 году

Порядок финансирования указанных расходов в 2007 году установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 869.

В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 852, а также утвержденные в его исполнение Приказ Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 N 5, Приказ ФСС РФ от 10.01.2006 N 3.

Оплата учреждениям здравоохранения оказанных услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни осуществляется в соответствии с договором, заключенным отделением ФСС РФ с учреждением здравоохранения по установленной законодательством форме.

Обязательным условием заключения договора является наличие у учреждения здравоохранения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям «Акушерство и гинекология» и (или) «педиатрия».

Оплата услуг учреждений здравоохранения осуществляется региональными отделениями ФСС РФ исходя из расчета:

3 тыс. рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;

6 тыс. рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период;

1 тыс. рублей за каждого ребенка, получившего соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, осуществляющих диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Основанием для оплаты оказанных учреждением здравоохранения услуг являются талоны родовых сертификатов.

Аналитический учет средств, поступающих от отделений ФСС РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, ведется обособленно от других средств по приносящей доход деятельности.

Полученные от региональных отделений ФСС РФ средства расходуются учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, осуществлялось диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, на цели, установленные постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год.

Порядок и условия расходования указанных средств утверждаются Минздравсоцразвития России.

Суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности учреждений здравоохранения, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль .

В соответствии с п. 2, 3 ст. 251 НК РФ.

Начисление учреждением здравоохранения доходов за оказанные медицинские услуги осуществляется на основании талонов родовых сертификатов, реестров родовых сертификатов по дебету счета 220510560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 240101180 «Прочие доходы».

Выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется на основании договора учреждения с ТФОМС, составленного по типовой форме .

Оказание дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий финансовый год, утверждаемой Постановлением Правительства РФ.

Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение указанными учреждениями здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи утверждается постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год .

В 2007 г. действует Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 825.

В 2006 г. действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, а также утвержденные в его исполнение Приказ ФФОМС от 30.12.2005 N 133, Приказ Минздравсоцразвития России от 22.05.2006 N 367.

В связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) должны быть заключены в письменной форме дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Порядок оформления трудовых отношений устанавливается приказом Минздравсоцразвития России .

В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2005 N 816.

Бухучет в медцентре: от учетной политики до бухгалтерской практики

В бюджетных больницах и поликлиниках руководствуются Отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам учреждений здравоохранения (приложение 11 к постановлению Минтруда России от 29.12.1997 г. N 68 «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок» (с изм. от 17.12.2001 г.).

В этом документе приведены перечень профессий и должностей медицинских работников, наименования спецодежды и обуви по должностям врачей и персонала, а также норма их выдачи на год. Так, например, в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях судебно-медицинской экспертизы и социальной защиты населения врачам, а также имеющим статус среднего и младшего медицинского персонала лицам, кастеляншам, сестрам-хозяйкам, обслуживающим инфекционных, туберкулезных и лепрозных больных в стационарах предусмотрено:

┌─────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│ Наименование средств │Норма выдачи на год (количес-│

│ индивидуальной защиты │тво единиц или комплектов) │

Читайте также:  Как сдавать квартиру в Симферополе законно: налоги, договор, риски

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Платье хлопчатобумажное или │ 3 на 3 года │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│костюм хлопчатобумажный │ 3 на 3 года │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Перчатки резиновые │ до износа │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Тапочки кожаные на резиновой подошве или│ 1 пара │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│тапочки кожаные на кожаной подошве │ 1 пара │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Чулки хлопчатобумажные │ 2 пары │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│или носки хлопчатобумажные │ 2 пары │

├─────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Респиратор марлевый │ до износа │

└─────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘

Трудовой кодекс РФ предусматривает выдачу сотрудникам, которые работают в опасных для здоровья условиях, средств индивидуальной защиты. Для медперсонала спецодежда как раз и является такой защитой — от облучения, инфекций и т.д. В статье 221 ПК РФ написано, что стирку, сушку, дезинфекцию и ремонт спецодежды оплачивает организация.

После составления специальной заявки на приобретение спецодежды и спецобуви, в которой подробно расписываются наименование каждого предмета, его ГОСТ, ОСТ, модель, цвет, размер, тип защитной пропитки и количество, эти расходы включаются в смету.

Поступление на склад больницы или поликлиники специальной одежды и обуви оформляется комиссией, которая составляет акт о приемке товарно-материальных ценностей.

Принятую спецодежду нужно промаркировать. Для этого на нее (например, на нагрудный карман или на рукав) надо нанести краткое наименование медицинского учреждения и его фирменный знак.

Белье, постельные принадлежности, одежду и обувь на складе нужно учитывать по группам (постельное белье и принадлежности, спецодежда, спецобувь, нижнее белье), с помощью типовой межотраслевой формы N М-17 «Карточка учета материалов».

В бухгалтерском и в налоговом учете нужно отразить фактическую стоимость специальной одежды и обуви, уплаченную поставщику, в том числе и «входной» НДС.

Учет расходных материалов

При учёте расходных материалов, в том числе, медикаментов и препаратов, важно учитывать не только их выдачу в кабинеты, но и любые другие перемещения в рамках медицинского учреждения. Окончательное списание основных и вспомогательных расходных материалов происходит в тот момент, когда они оказываются фактически израсходованными и включёнными в лечебный листок или карточку клиента.

По каждой процедуре должен быть разработан документ, определяющий нормы расхода списания материалов.

В конце каждого месяца по каждому кабинету (врачу, процедурной сестре) составляется отчет на основании норм расхода материалов, которые передаются бухгалтеру.

На основании данных этих отчетов, бухгалтером производится списание материалов на себестоимость оказанных услуг.

Рекомендуем также регулярно проводить полную инвентаризацию склада материалов, препаратов, медикаментов, вспомогательных материалов.

С 1 января 2006 года все медицинские бюджетные учреждения должны вести учет в регистрах новой формы.

Формы регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.

При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело).

На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период – год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

Регистры подписываются главным бухгалтером (или его заместителем) и исполнителем, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций вносятся в Главную книгу.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

№ 1 Журнал операций по счету «Касса»;

№ 2 Журнал операций с безналичными денежными средствами;

№ 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

№ 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

№ 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

№ 6 Журнал операций расчетов по оплате труда;

№ 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

№ 8 Журнал по прочим операциям;

Если в регистрах бюджетного учета обнаружены ошибки, исправить их можно в следующем порядке:

– если ошибка обнаружена до момента представления бухгалтерского баланса и не требует изменения данных в журналах операций, то неправильные суммы и текст зачеркиваются тонкой чертой и пишутся правильные данные. На полях документа за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

– если ошибка обнаружена до момента представления отчетности, но требует изменения в журнале операций, то оформляется «красное сторно» и производится дополнительная запись последним днем отчетного периода;

– если ошибка обнаружена в регистрах за период, за который отчетность уже представлена, то исправления вносятся по способу «красное сторно». А также делается дополнительная запись датой обнаружения ошибки. Все исправления оформляются справкой, в которой указываются номер и дата исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

Читайте также:  Закон о тишине в Москве и областях. Изменения в 2023 г.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Учет расходных материалов

При учёте расходных материалов, в том числе, медикаментов и препаратов, важно учитывать не только их выдачу в кабинеты, но и любые другие перемещения в рамках медицинского учреждения. Окончательное списание основных и вспомогательных расходных материалов происходит в тот момент, когда они оказываются фактически израсходованными и включёнными в лечебный листок или карточку клиента.

По каждой процедуре должен быть разработан документ, определяющий нормы расхода списания материалов.

В конце каждого месяца по каждому кабинету (врачу, процедурной сестре) составляется отчет на основании норм расхода материалов, которые передаются бухгалтеру.

На основании данных этих отчетов, бухгалтером производится списание материалов на себестоимость оказанных услуг.

Рекомендуем также регулярно проводить полную инвентаризацию склада материалов, препаратов, медикаментов, вспомогательных материалов.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Учет спецодежды и средств индивидуальной защиты

Выдача средств индивидуальной защиты является обязанностью организации. Законодательные акты, определяющие порядок оказания услуг в медицине, распространяется на все организации вне зависимости от наличия бюджетного финансирования или ведения коммерческой деятельности.

При определении порядка обеспечения работников мягким инвентарем, обувью и другими средствами руководствуются нормами, принятыми в отрасли. Для учреждений здравоохранения действуют нормы, установленные Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 №65.

Предоставление спецодежды осуществляется бесплатно при условии возврата средств защиты по истечении срока использования (в ином случае стоимость спецодежды определяется как доход, облагаемый НДФЛ). Выдача компенсации или средств на пошив взамен положенного инвентаря не производится. В процессе эксплуатации расходы на уход за спецодеждой осуществляет организация. О предметах, предоставленные работникам, производится запись в личную карточку учета формы № МБ-6.

Учет расходных материалов

При учёте расходных материалов, в том числе, медикаментов и препаратов, важно учитывать не только их выдачу в кабинеты, но и любые другие перемещения в рамках медицинского учреждения. Окончательное списание основных и вспомогательных расходных материалов происходит в тот момент, когда они оказываются фактически израсходованными и включёнными в лечебный листок или карточку клиента.

По каждой процедуре должен быть разработан документ, определяющий нормы расхода списания материалов.

В конце каждого месяца по каждому кабинету (врачу, процедурной сестре) составляется отчет на основании норм расхода материалов, которые передаются бухгалтеру.

На основании данных этих отчетов, бухгалтером производится списание материалов на себестоимость оказанных услуг.

Учет поступления оборудования

Организации медицинского профиля используют для оказания услуг оборудование, учитываемое в качестве инвентарного объекта. Номер присваивается при поступлении оборудования, прием на учет которого оформляется рядом документов.

Учетные документы Характеристика
Товарная накладная ТОРГ-12 По данным документа определяется поставщик, покупатель, наименование, стоимость и другая важная информация
Акт приемки-передачи ОС-1 Оформляется при оприходовании объекта. В акте устанавливаются данные амортизационной группы, инвентарного номера, срока использования, наличие драгметаллов, ответственное лицо
Карточка ОС-6 Данные в карточку переносятся из акта с последующим дополнением информации в течение эксплуатации


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *