Что такое лимит на размещение отходов, и кто должен его получать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое лимит на размещение отходов, и кто должен его получать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Особенности разработки нормативов образования отходов (ПНООЛР)

Проект не нужно разрабатывать предприятиям малого и среднего бизнеса (но на них возлагается другая задача: они должны своевременно представлять отчетность). К ним относятся небольшие производственные объединения, индивидуальные предприниматели, предприятия офисного типа и пр. Во всех других случаях разработка ПНООЛР обязательна.

Если у хозяйствующего объекта несколько объектов (филиалов), которые расположены в разных субъектах, в этом случае необходимо разработать ПНООЛР отдельно по каждому подразделению. Если они расположены в границах одного субъекта, то, на усмотрение юридического лица, ПНООРЛ может быть как общим для них, так и раздельным.

Срок действия проекта составляет 5 лет. По истечении этого срока требуется повторное оформление и согласование ПНООЛР. Инициатива в этом плане должна исходить от юридических лиц. Надзорные органы только налагают на предприятия штрафы в случае выявления фактов нарушения сроков.

Проект нормативов образования отходов представляется на утверждение в электронном или бумажном виде. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает документы и принимает решение в установленные законом сроки. Поводом для отказа в утверждении проекта может быть предоставление недостоверной информации, выявление логических ошибок при расчете нормативов образования отходов. Росприроднадзор представляет обоснование, чтобы природопользователь мог быстро устранить имеющиеся недочеты.

Способы расчета нормативов образования отходов

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).
Закон № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Превышение нормативов образования отходов для ОНВОС 3 категории

Вышли разъяснения в письме Минприроды России от 13.12.2019 № 12-47/31433 «О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды», в соответствии с которым:

При этом вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.

Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, мер административной ответственности за превышение нормативов, установленных соответствующими разрешениями, после 01.01.2019.

Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Ответственность за превышение нормативов образования отходов, превышение лимитов размещения отходов

К сожалению, предупреждение по указанной статье не предусмотрено.

Читайте также:  Можно ли взять дополнительный отпуск раньше основного?

В настоящее время вышли изменения в статье 8.2. КоАП РФ, согласно которым предусмотрено наказание за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления. Наказание в виде административного штрафа назначается на должностное лицо в размере от 20,0 до 40,0 тыс. рублей, на ИП от 40,0 до 60,0 тыс. рублей, на юридических лиц от 200,0 до 350,0 тыс. рублей.

За превышение норматив образования отходов предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, штрафные санкции на должностное лицо составляет от 20,0 тыс. рублей в минимальном размере, на ИП от 30,0 тыс. рублей, на юридическое лицо от 100,0 тыс. рублей.

Подробнее вы можете прочитать здесь:

ШТРАФЫ ЗА ОТХОДЫ. Изменения в ст.8.2. КоАП РФ

Превышение нормативов образования отходов: каковы последствия?

Сообщество экологов не раз было озадачено вопросом, чем грозит природопользователю сверхнормативное образование отходов. История данного вопроса богата мнениями и прецедентами. Попробуем разложить проблему на составляющие и сделать собственный вывод.

Обращение с отходами, наверное, самая сильная головная боль большинства экологов на предприятиях. Этот аспект промышленной экологии является одним из самых проблемных по той причине, что, хотя процесс образования и дальнейшая судьба отходов довольно прозрачны, законодательство по данному вопросу обширное и запутанное.

Не так давно предприятия малого и среднего бизнеса вздохнули с облегчением: редакция Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 30.12.2008 (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) освободила их от сложной и затратной процедуры разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), предоставив им возможность представлять сведения о фактическом образовании и способах обращения с отходами в виде ежегодного отчета. Для таких предприятий не существует понятия «норматив образования отхода», они просто вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за размещение своих отходов на полигонах.

Но крупные предприятия, а также ряд других юридических лиц, не попадающих под критерии малого или среднего предпринимательства, по-прежнему разрабатывают проект НООЛР и обязаны следовать установленным в проекте нормативам.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к законодательной базе. Для начала следует дать определение понятиям «норматив образования отходов» и «лимит на размещение отходов».

Извлечение

из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

(в ред. от 25.06.2012)

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

[…]

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

[…]

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, нормативы образования отходов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Их нарушение дает основания контролирующим органам привлечь предприятия к ответственности.

Словарь. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

  • лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
  • норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Таким образом, лимит на размещение отходов (с учетом актуальной правовой ситуации) представляет собой то предельное количество отходов, которое предприятие может накопить для их передачи на лицензированный полигон или иной объект длительного хранения/захоронения отходов. Лимит этот определяется исходя из вместимости накопителей отходов на предприятии и максимального срока накопления отхода на предприятии до его транспортировки на размещение или иной утилизации. Но это лишь одна из точек зрения на расплывчатое понятие «лимит на размещение отходов». Другая точка зрения предполагает, что этот термин относится исключительно к хранению/захоронению отходов на специальных объектах хранения/захоронения и не включает в себя понятие накопления отхода на территории предприятия. В итоге предельное накопление отхода регламентируется только специальным разделом проекта НООЛР.

Более конкретное определение норматива образования отходов находим в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок): «нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг» (п. 4). Там же: «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов[1] с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты» (п. 1).

Читайте также:  В каком размере производить удержания из зарплаты по двум исполнительным листам?

Это определение идентично определению лимита на размещение отходов из Федерального закона № 89-ФЗ. Исходя из этого, проект НООЛР определяет и закрепляет именно лимит на размещение отхода, а не норматив его образования. Таким образом, согласно данному документу только нарушение лимита может представлять административное правонарушение.

Переработка и вторичное использование отходов

Вторичная переработка отходов является самым прогрессивным методом утилизации. Она не только сокращает объемы, образующегося бытового и промышленного мусора, но и дает новую жизнь ценным компонентам отходов, экономя ресурсы планеты. Во всех странах мира ученые озабочены созданием дешевых и эффективных технологий вторичной переработки и утилизации отходов. Однако уже действуют предприятия, которые извлекают из отходов и перерабатывают:

  1. Черные и цветные металлы.
  2. Бумагу.
  3. Стекло.
  4. Органические остатки.
  5. Различные виды пластмассы.
  6. Резину.
  7. Древесину.
  8. Ртутные лампы.
  9. Электронные платы.
  10. Аккумуляторы, провода.
  11. Продукты нефтехимии и нефтепереработки – асфальт, битумы, масла.

После переработки получаются дешевые строительные материалы, удобрения, упаковка, тара. Важной частью переработки отходов является их разделение.

  • К примеру, металлический лом извлекается из отходов путем магнитной сепарации. Далее он прессуется, складывается в брикеты и отправляется на литейные предприятия для вторичной переработки. Таким образом, налажен оборот черных и ценных цветных металлов, чье первичное производство требует больших затрат.
  • Стеклянная тара, бутылки, остатки стекла собираются из отходов и направляются на предприятия, выпускающие строительные материалы. Процесс состоит из ряда операций: извлечение стекла методом сепарации, мойка, сушка, измельчение, нагрев на специальном оборудовании.
  • Большое распространение получила вторичная переработка макулатуры. Это снижает затраты на производство бумаги и защищает леса от вырубки. При вторичном производстве бумаги образуется меньшее количество вредных веществ. Бумага отсортировывается из отходов, очищается, затем проводится ее обесцвечивание и формирование сырья для вторичного производства.
  • Полимерные материалы зачастую невыгодно перерабатывать из — за загрязнения и дороговизны процесса. Однако полимерные отходы используют на производствах, где загрязнение не имеет большого значения. К примеру, собранные в отдельные контейнеры пластиковые бутылки, направляются на производство волокнистых наполнителей для курток, различной тары, дверных панелей.
  • Древесину извлекают из отходов с целью получения бумаги. Отходы древесного производства используются в производстве строительных материалов, сельском хозяйстве, мебельном производстве.
  • Из резиновых изделий для утилизации и вторичной переработки направляются автомобильные покрышки. Из них производят новые шины, резиновую обувь, добавляют в стройматериалы.

Вторичная переработка отходов может решить множество экологических проблем, связанных с накоплением мусора.

Лимитирование в банковской деятельности

Установление лимитов для банковских операций позволяет придерживаться единой выбранной стратегии управления рисками. Установление лимита целесообразно, если отсутствует техническая возможность оценки риска при проведении операций. Например, при заключении сделки межбанковского кредитования сложно оценить состояние заёмщика; Лимитирование банковских операций необходимо для определения и ограничения возможных потерь. На установление объемов лимитов влияют такие основные факторы как: конъюнктура рынка и тот уровень терпимости к риску, который определяет уровень максимально допустимых потерь, на которые банк готов пойти при работе с контрагентами в течение определенного времени. Размер установленных лимитов напрямую зависит от финансового состояния банка, в частности, от объема его капитала, наличия резервов, а также от вероятности дефолта. Лимитная политика банка определяет: 1) Выдачу кредита на одного заемщика; 2) Размер привлеченных депозитов; 3) Покупку акций, векселей у одного эмитента; 4) Выдача межбанковских кредитов для каждого контрагента отдельно; 5) Финансовый лимит овердрафта; 6) Максимальную величину кредитного риска, которую готов принять банк при получении от клиента поручительств.

За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.

Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

  • Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
  • Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

Взимается плата за:

  • Установленные лимиты на размещение отходов
  • Помещение отработок сверх лимита

В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

  • Почвы
  • Воздуха
  • Недр
  • Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.
Читайте также:  Информация о Курганском городском отделе

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

Отсутствие на производственном предприятии ПНООЛР отходов – это нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, Статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»:

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и отходами влечет наложение административного штрафа (стоимость): на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 35 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Несоответствие проекта нормативов ПНООЛР отходов нормативным требованиям может повлечь за собой его аннулирование. Для предприятия это будет равнозначно непредоставлению сведений о лимитах на размещение отходов. Внесение стоимости платы за негативное воздействие на окружающую среду потребуется, даже если лимиты на размещение не были рассчитаны и утверждены. В соответствии с пп.12, 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.) расчет стоимости платы за проект НВОС будет проводиться по отдельным формулам с коэффициентом 5, то есть в пятикратном размере.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Разработка документов

Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.

Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.

Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *