Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит злоупотребление служебным положением». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Очень важным моментом является такая норма. Согласно статье 4.5 КоАП РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, если с даты совершения данного правонарушения прошло более двух месяцев. Правда, на основании того, что статья КоАП о самоуправстве рассматривается в судебной инстанции, данный срок увеличивается до трёх месяцев. Если правонарушение в виде совершения самоуправства будет квалифицированно как уголовное преступление. То здесь срок давности гораздо больше – шесть лет. Тем не менее поскольку достоверно неизвестно, как будет квалифицировано самоуправство правоохранительными органами. С подачей заявления в полицию желательно сильно не тянуть.
Какое наказание предусматривается за самоуправство?
Санкции за данный вид правонарушения предусматриваются как в Кодексе об административных правонарушениях, так и в Уголовном кодексе.
Административная ответственность предусмотрена статьёй 19.1 КоАП РФ. В ней содержатся следующие виды взысканий:
— предупреждение;
— на граждан может быть наложен штраф от 100 до 300 руб.;
— на должностных лиц может быть наложен штраф от 300 до 500 руб.
Наказания, конечно, по тяжести совсем небольшие. Но и ответственность данного типа предусматривается только, если правонарушение причинило лишь незначительный ущерб или убытки и не повлекло за собой серьёзных негативных последствий.
Если же, в результате самоуправства вред можно характеризовать как существенный. В дело вступает статья 330 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает такие виды наказаний:
— штраф до 80 тысяч рублей либо, если такой размер штрафа для главы района, по мнению суда, будет слишком незначителен ввиду его высоких доходов, к нему может быть применено наказание в виде штрафа суммы его дохода в срок за шесть месяцев;
— обязательных работ до 480 часов;
— исправительных работ до двух лет;
— до полугода ареста.
В случае же, если глава района совершил самоуправство с применением насилия или угрожал его применить. То последствия становятся более серьёзными:
— принудительных работ до пяти лет;
— до полугода ареста;
— до пяти лет лишения свободы.
Обязательные признаки злоупотреблений
Прежде чем подать жалобу на злоупотребление конкретного должностного лица, сначала стоит убедиться, что при совершении определенных действий он превысил свои полномочия для получения выгоды. В противном случае, когда в возбуждении уголовного дела будет отказано, «несостоявшийся правонарушитель» может обратиться в суд за защитой чести и достоинства, обязав заявителя оплатить материальный или моральный ущерб.
Чтобы правильно квалифицировать действия представителя власти, следует опираться на такие признаки злоупотреблений:
- обвиняемый наделен определенными полномочиями, поэтому он отдавал приказы, инструкции и распоряжения, не выходя за рамки своих должностных возможностей, в то время как подчиненные только неукоснительно следовали предписаниям;
- представитель власти использовал свои полномочия против тех интересов, ради которых он был ими наделен. Любой руководитель или чиновник должен выполнять определенные должностные обязанности, предусмотренные соответствующей инструкцией. И если, совершая определенные действия, он преследовал только свои интересы, то это явно указывает на злоупотребление;
- основной мотив совершения правонарушения – это получение собственной выгоды лица (в том числе для улучшения материального положения) или связанных с ним лиц (родственников, коллег и т. д.).
Должностными лицами признаются:
- представители власти;
- служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
- сотрудники административно-хозяйственных структур.
Все составы должностных преступлений указаны в главе 30 УК. Там же прописана ответственность — штрафы, сроки лишения свободы, количество принудительных работ и запреты на занятие определенными видами деятельности. В таблице ниже — виды некоторых преступлений и наказаний за них.
Статья |
Преступление |
Размер штрафа (руб.) / срок лишения свободы |
---|---|---|
200.4 |
Злоупотребления в сфере госзакупок |
до 200 000 / до трех лет |
285 |
Злоупотребление должностными полномочиями |
до 300 000 / до десяти лет |
285.1 |
Нецелевое расходование бюджетных средств |
до 100 000 / до пяти лет |
286 |
Превышение должностных полномочий |
до 300 000 / до десяти лет |
289 |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности. |
до 300 000 / до двух лет |
292 |
Служебный подлог |
до 500 000/ до четырех лет |
293 |
Халатность |
до 500 000 / до семи лет |
Очень важным моментом является такая норма. Согласно статье 4.5 КоАП РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, если с даты совершения данного правонарушения прошло более двух месяцев. Правда, на основании того, что статья КоАП о самоуправстве рассматривается в судебной инстанции, данный срок увеличивается до трёх месяцев. Если правонарушение в виде совершения самоуправства будет квалифицированно как уголовное преступление. То здесь срок давности гораздо больше – шесть лет. Тем не менее поскольку достоверно неизвестно, как будет квалифицировано самоуправство правоохранительными органами. С подачей заявления в полицию желательно сильно не тянуть.
Кроме полиции, с заявлением о самоуправстве со стороны главы района можно обратиться также и в территориальные органы прокуратуры. В статье 10 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992г. № 2202-1 предусматривается, что заявления и жалобы, поступающие в данный надзорный орган, обязательны к рассмотрению. По результатам рассмотрения, если основания в жалобе будут признаны обоснованными, сам орган прокуратуры может предпринять необходимые действия по привлечению главы района к ответственности за совершённое им самоуправство.
Какое наказание может последовать за самоуправство?
Ответственность за самоуправство может понести психически здоровый гражданин, достигший возраста 16 лет. В уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья (УК РФ ст. 330), которая предусматривает следующие варианты наказания:
- административное взыскание в размере до 80 000 рублей (если такой размер штрафа для главы района, по мнению суда, будет слишком незначителен ввиду его высоких доходов, к нему может быть применено наказание в виде штрафа суммы его дохода в срок за шесть месяцев);
- заключение под стражу на срок до 6 месяцев;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- обязательные работы до 480 часов.
В том случае, если в отношении потерпевшего лица были применены насильственные действия, в том числе запугивание физической расправой, последует более серьезное наказание:
- заключение под стражу на срок до 5 лет;
- арест на срок до 6 месяцев;
- принудительные работы на срок до 5 лет.
Самоуправство может рассматриваться и как административное правонарушение. В таком случае может последовать следующее наказание:
- письменное предупреждение;
- административный штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Особенности преступления
При отсутствии необходимых знаний люди нередко путают понятия служебного проступка и халатности. Особенность преступлений, в ходе которых обвиняемые пренебрегают своими функциями, состоит в том, что судебные органы предъявляют обвинение исключительно лицу, которое бездействовало при необходимости выполнять свои функции или приняло неверное решение. Обязательным условием является наличие документа, регламентирующего деятельность обвиняемого (закон, инструкция, постановление). То, что обвиняемый ознакомлен с документами, должна подтверждать его подпись.
Преступления по халатности определяются в тех случаях, когда результатом стали указанные в статье Уголовного кодекса РФ последствия. Если факт наступления последствий не зафиксирован или последствия не соответствуют трактовке Уголовного кодекса, подтвержденным состав преступления быть не может. Освободить обвиняемого от ответственности можно обоснованием взаимосвязи между принятым неверным решением или бездействием и инцидентом.
Нивелируют ответственность злонамеренные действия посторонних или обстоятельства чрезвычайной силы. Кроме того, избежать наказания может помочь срок давности, который, согласно УК РФ, по данному наказанию составляет 2 года.
Халатность медицинских работников
Практика показывает, что доказать невыполнение врачом своих обязанностей, халатное отношение к пациенту довольно сложно.
Грань между оправданным медицинским риском и недобросовестным отношением к выполнению своего долга четко не определена правовыми актами.
Привлечь к уголовной ответственности за причиненный вред здоровью человека, например, за введенную инъекцию, ставшую причиной ухудшения самочувствия, можно лишь врача.
Медсестра, выполнявшая назначение, добросовестно выполняет в данном случае свои профессиональные обязанности.
Помимо уголовного наказания, в зависимости от тяжести последствий (от штрафных санкций, до лишения права заниматься врачебной практикой, лишения свободы) сам потерпевший или его родственники в гражданском судопроизводстве вправе добиваться:
- возмещения материального ущерба;
- компенсации морального вреда.
Существенный вред при самоуправстве
В качестве обязательного признака объективной стороны самоуправства законодатель предусматривает причинение существенного вреда. Является причиненный вред существенным или нет, зависит от особенностей конкретного случая самоуправства. К такому вреду в судебной практике относят причинение существенного вреда гражданам, юридическим лицам и организациям, не являющимся юридическими лицами. Закон определил четкий порядок отнесения преступления к уголовным: если произвол гражданского лица сопровождался насилием (либо же имела место угроза его применения), то такой состав преступления предполагает уголовную ответственность.
Ст. 330 УК РФ предусматривает за него наказание – штраф до 80 тыс. руб. либо же принудительные работы до 2 лет. Данный порядок представляет собой совокупность норм и правил поведения, предусмотренных действующими на момент совершения преступления законодательными и иными нормативно-правовыми актами.
При этом ст. 330 УК РФ в определенной мере следует считать бланкетной, так как для правильной квалификации содеянного правоохранительным органам необходимо обозначить, какие именно нормативные акты были нарушены преступником. К такому вреду в судебной практике относят причинение существенного вреда гражданам, юридическим лицам и организациям, не являющимся юридическими лицами. Вред может быть признан существенным, если он выражен в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, в виде побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль (ст. Самоуправство — преступление против порядка управления. предусмотренное ст.
330 УК РФ и представляющее собой самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный. Согласно правовым нормам существенным вредом могут быть признаны следствия действий по нарушению конституционных прав и свобод человека, аварийной ситуации, остановки деятельности организации, разорения субъектов коммерческой деятельности, а также результаты причинения каких-либо расстройств здоровью человека, легкой или средней степени тяжести. Поэтому при оценке причиненных потерь, прежде всего, устанавливают статус пострадавшего, в частности, физическое или юридическое лицо, уровень доходов, ценность объекта вреда и долю повреждений или нарушений.
Статья 327. Самоуправство
Статья 327 УК РК предусматривает уголовную ответственность за самоуправство.
Объектом преступления является порядок управления. В качестве дополнительного объекта выступают законные права и интересы граждан, юридических лиц.
С объективной стороныпреступление характеризуется рядом признаков: деяние в виде самовольного, вопреки установленному законодательству порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, правомерность которых оспаривается другим лицом или организацией, если такими действиями причинен существенный вред.
Под самовольностью понимается совершение действий, направленных на осуществление своего права, помимо установленного порядка, то есть не в том порядке, как это установлено законодательством.
Действительное право — это право, принадлежащее лицу на законном основании, но которое оно осуществляло, не соблюдая установленного для этого порядка.
Предполагаемое право — это право, которое фактически законно не принадлежит лицу, но на которое оно рассчитывает, ошибочно считая его своим законным.
Преступление совершается только путем действий. Данные действия могут выражаться как в реализации своих прав, так и в исполнении своих юридических обязанностей. И те, и другие реализуются самовольно. Правомерность этих действий оспаривается организацией или гражданином. Оспаривание возможно до, в процессе или после совершения таких действий, так как они носят не правовой характер.
Если права и обязанности реализуются самовольно, но их правомерность никем не оспаривается, состав преступления отсутствует. Точно также он отсутствует, когда действия кем-то оспариваются, но реализация прав и исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Деяние окончено, когда в результате самовольных действий гражданину или организации причиняется существенный вред, т.е. носит материальный характер.
Причинение существенного вреда является оценочной категорией, устанавливаемой органами расследования с учетом фактических обстоятельств совершенного преступления. Данный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицам, а также организациям. При этом оспаривать правомерность действий виновного можно и в пользу третьих лиц.
По характеру преступных последствий существенным может быть признан имущественный вред в виде прямого реального ущерба либо упущенной выгоды, нарушении законных прав и интересов граждан или, если действия виновного повлекли наступление существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, выразившиеся в причинении значительного материального ущерба, нарушении конституционных прав граждан на свободу передвижения, пользования жилой площадью и т.п.
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым или косвенным умыслом, т.е. умышленной формой вины.
Виновный сознает, что он самовольно, вопреки установленному порядку совершает действия, правомерность которых оспаривается, предвидит, что причиняет существенный вред, и желает его причинить (прямой умысел) или сознательно его допускает либо безразлично относится к возможности eго наступления (косвенный умысел).
Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Аналогичные действия должностных лиц с использованием своего служебного положения образуют состав злоупотребления должностными полномочиями, влекущий ответственность по ст. 307 УК РК.
Квалифицирующим видом самоуправства признается его совершение с применением насилия или с угрозой его применения (ч. 2). Характер насилия в законе не раскрывается, однако с учетом санкции за преступления против личности, предусмотренные ст. ст. 103,104 УК РК, можно заключить, что в данном случае имеется в виду насилие, не соединенное с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. В этом случае содеянное должно квалифицироваться по совокупности как самоуправство и по ст. 104 УК РК (причинение легкого вреда здоровью, а также связанные с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего будет охватываться данным признаком).
Как показывает юридическая практика, бывает достаточно сложно классифицировать преступления, которые изначально проходят как самоуправство. Это обусловлено тем, что главным объектом выступают права и интересы граждан. Для более понятного объяснения самого понятия самоуправства рассмотрим несколько примеров:
- Возврат долгов. Гражданин А одолжил определенную сумму гражданину Б. При этом в оговоренные сроки займ не был возвращен займодателю. В свою очередь, гражданин А решает самостоятельно вернуть себе свои средства путем самовольного захвата какого-либо имущественного объекта должника. Соответственно, он нарушает закон, совершая неправомерные действия по отношению к гражданину Б. Кроме того, к самоуправству можно отнести весьма распространенные случаи шантажа, «выбивания» долга и т. д.
- Самострой. Несмотря на то, что самострой рассматривается во многих юридических актах и документах, в некоторых случаях дела, связанные с таким нарушением, проходят, как самоуправство. Например, на незаконной территории была возведена постройка. При этом владелец участка, на котором размещался строительный объект, решает самостоятельно разобраться с этим вопросом. Он нанимает специальную технику и сносит здание. При этом оба лица нарушили закон: лицо, построившее объект, проходит по статье о самострое, а лицо, которое прибегло к его разрушению – по статье по самоуправству.
Особенности преступления
При отсутствии необходимых знаний люди нередко путают понятия служебного проступка и халатности. Особенность преступлений, в ходе которых обвиняемые пренебрегают своими функциями, состоит в том, что судебные органы предъявляют обвинение исключительно лицу, которое бездействовало при необходимости выполнять свои функции или приняло неверное решение. Обязательным условием является наличие документа, регламентирующего деятельность обвиняемого (закон, инструкция, постановление). То, что обвиняемый ознакомлен с документами, должна подтверждать его подпись.
Преступления по халатности определяются в тех случаях, когда результатом стали указанные в статье Уголовного кодекса РФ последствия. Если факт наступления последствий не зафиксирован или последствия не соответствуют трактовке Уголовного кодекса, подтвержденным состав преступления быть не может. Освободить обвиняемого от ответственности можно обоснованием взаимосвязи между принятым неверным решением или бездействием и инцидентом.
Нивелируют ответственность злонамеренные действия посторонних или обстоятельства чрезвычайной силы. Кроме того, избежать наказания может помочь срок давности, который, согласно УК РФ, по данному наказанию составляет 2 года.
Как подать заявление на главу района?
Стоит понимать, что глава района не имеет никакого иммунитета от административного или даже уголовного наказания за рассматриваемый вид нарушения закона
Для того, чтобы наказать главу района за самоуправство необходимо обратиться в правоохранительные органы (полиция, прокуратура и т.д.). Обращение может быть как в устной, так и в письменной форме. Лучше выбрать второй вариант.
Рекомендации к заполнению заявления:
- писать необходимо на имя главного руководителя отделения;
- указать ФИО нарушителя;
- указать данные о себе: ФИО, номер телефона, место жительства;
- изложить, в чем заключается правонарушение с указанием подробных деталей;
- в конце выразить свои требования (например, вернуть свои личные вещи).
Несмотря на то, что глава района считается лицом неприкосновенным, он обязан нести наказание за противоправное деяние (самоуправство) в соответствие с законодательством РФ.
Пояснения Верховного Суда
При проведении расследований и судебных заседаний правоохранительные органы по мнению правоведов слишком строги к мелочам по делам по ст. 330 УК РФ. Верховный Суд, как высшая инстанция вынужден постоянно напоминать судьям, что следует более тщательно вникать в дела о самоуправных действиях, поскольку важно отличать несущественные проступки, которые только формально можно подвести под уголовную статью, от существенного ущерба, который уже будет квалифицироваться как уголовное преступление.
Чтобы решить проблему разделения самоуправных действий, подпадающих под уголовное наказание, от административного наказания нужно в Уголовный кодекс четко внести понятие «существенного ущерба». Пока этот термин не определен в полной мере, есть риск того, что будут самоуправство путать с похожими статьями о покушении на чужую собственность.
Есть один важный момент, при котором можно четко квалифицировать деяние как «самоуправство»: при самоуправном деянии правонарушитель пытается восстановить свои права в обход закона, насильственным способом и самовольно.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Статья 53 ФЗ №3-ФЗ подразумевает, что при неподобающем выполнении обязанностей полицейским, пострадавший гражданин имеет право обжаловать его действия в таких инстанциях:
- Прежде всего, можно пожаловаться в отделение полиции, где служит нарушитель (вышестоящему должностному лицу или органу). Как правило, этого бывает достаточно, но случаются ситуации, когда жалоба непосредственному начальнику не помогает;
- Обратиться в прокуратуру. Если нарушение серьёзное – например, сотрудник полиции ударил или даже покалечит пострадавшего, у того есть все основания подавать жалобу сюда;
- Пожаловаться в судебные органы (имеется в виду гражданский суд).
Для того чтобы ускорить процесс или подстраховать себя, можно направить уведомление о правонарушении не в один, а несколько органов. Например, руководителю и в суд, ожидая, кто первым среагирует. Есть целая иерархия структурных единиц, которую нужно знать, чтобы легче ориентироваться, кому и в какой последовательности направлять письма с жалобами:
- На первом месте (ниже всего по иерархии) находится отделение полиции.
- На втором – районное или городское ОМВД (отделение МВД).
- На третьем находится управление МВД субъектов РФ или их единиц.
- На четвёртой ступени находится ГУ МВД (главное управление МВД) субъектов Российской Федерации.
- На пятой ступени вариант, кому пожаловаться – Управление Собственной Безопасности. Эта государственная структура как раз следит за тем, чтобы органы правопорядка не забывали о своих прямых обязанностях и не нарушали прав человека.
- На шестом Министерство внутренних дел.
Но даже если это не помогло, контролирующими органами могут выступать не только официальные государственные структуры. Например, контролем и надзором за деятельностью полиции занимаются представители государства и общественные организации. В данном случае перед пострадавшей стороной есть несколько самых популярных вариантов, куда направить жалобу:
- Правительство РФ;
- Президент;
- Общественные советы при МВД (совет по правам человека и т.п.);
- Можно подать жалобу в Общественную палату;
- Защищать себя можно через обращение к Совету по правам человека, работающем при президенте РФ, или же подать обращение к Уполномоченному по правам человека в вашем регионе.
Теперь переходим к главному, а именно – куда жаловаться на сотрудников полиции? В этом плане у пострадавших полное раздолье, так как сотрудники полиции являются должностными лицами, а значит они должны быть наказаны законными методами. Но практика показала, что эффективнее всего направить жалобу в несколько инстанций. Об этом следует не забыть указать в шапке жалобы, перечислив все места, куда направлялись копии.
В любом случае, главное, чтобы ваши усилия помогли и правонарушителей наказали. Но чтобы правильно определить, куда именно подавать жалобу в вашем случае, рассмотрим все органы, которые могут помочь в этой ситуации, подробнее.
Куда можно обратиться став жертвой правонарушения со стороны полицейских
Если вы столкнулись с хамским или грубым отношением со стороны сотрудника полиции, то есть несколько путей решения проблемы, но начать действовать нужно как можно раньше, как говорится «по свежим следам».
- В первую очередь вспомните о том, что РФ есть такая структура, как УСБ. Сюда, в Управление собственной безопасности, можно подать письменную жалобу на конкретного полицейского или обратиться, позвонив на горячую линию для своего региона.
- В ситуации, когда узнать, куда звонить, если полиция превышает полномочия, нет ни возможности, ни времени, можно не боясь набрать «02» и оставить обращение. Дело в том, что все звонки на данный номер фиксируются. А это станет в дальнейшем безапелляционным доказательством того, что вы обращались за помощью и жаловались на неправомерные действия полицейских.
- Еще одна инстанция, в которую можно обратиться, — это прокуратура. Именно на этот орган возложена ответственность контроля за соблюдением законности при соблюдении должностных обязанностей сотрудниками полиции. Столкнувшиеся с хамским обращением, пишут жалобу, а те граждане, которые стали жертвами рукоприкладства, вымогательства и более серьёзных нарушений, должны подавать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту такого преступления, как превышение должностных полномочий полицейским.
- Также можно подать заявление в суд. В документе описать подробно ситуацию, приложить имеющиеся доказательства, свидетельские показания.
Важно! В любом документе (жалоба это или заявление) текст должен быть лаконичным, изложенным по существу, без лишних эмоций или некорректных выражений в отношении должностных лиц.