Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно-справочная база». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок формирования и ведения РУБП и НУБП регламентирует приказ Минфина РФ № 163н от 23.12.2014. В этом нормативе прописано, что такое УНРЗ, — уникальный номер, который присваивается организации при создании реестровой записи.
Реестр участников и неучастников бюджетного процесса — это справочник всех государственных и муниципальных учреждений зарегистрированных в Федеральном казначействе и имеющих там открытые лицевые счета.
Является единым реестром всех органов власти, учреждений и иных организаций для которых открывались счета в Федеральном казначействе и которые так или иначе участвуют в бюджетном процессе и работают с бюджетными средствами
Схема документооборота при включении (изменении) реквизитов БС/ПБС/АДБ/АИФ в Сводный реестр
------------------------------¬ -----------------------------¬-----------------------------------¬
¦ РБС/ПБС/АДБ/АИФ ¦ ¦ ФК (УФК, ОФК) ¦¦ ГРБС/ГАДБ/ГАИФ ¦
¦---------------------¬ ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦¦1. Подготовка Заявки¦-------+-+-------------¬ ¦¦ ¦
¦¦ на включение/ ¦¦ Заявка ¦ ¦¦ ¦
¦¦изменение реквизитов++на включение/изменение+--¬ ¦¦ ¦
¦¦ в СР ¦¦ реквизитов в СР, ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦L---------------------¦ документы основания ¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ L--/+--T-T-------------- ¦/ ¦¦ ¦
¦ -----------------------/ L--+¬¦ -------------+---------¬ ¦¦ ¦
¦ ¦Копия устава (положения об ¦¦---+2. Проверка документов¦ ¦¦ ¦
¦ ¦обособленном подразделении);¦¦¦ L----------------------- ¦¦ ¦
¦ ¦копии д-та о госрегистрации;¦¦¦ Отказ в регистрации ¦¦ ¦
¦ ¦копии приказа; ¦¦¦ Заявки ¦¦ ¦
¦ ¦копии распоряд. документов; ¦¦¦ ¦ ¦¦ ¦
¦-+карточка образцов подписей ¦¦¦ ¦/ ¦¦ ¦
¦¦L------------T--------------T-¦¦ ------------+---------¬ ¦¦ ¦
¦¦Неисполненная¦ ¦ ¦¦ ¦3. Регистрация Заявки¦ ¦¦ ¦
¦¦ Заявка ¦¦L-------T------ ¦ ¦¦ ¦ неисполненных ¦-++--------------------¬ ¦
¦ /¦ ¦ ¦¦ ¦ документов ¦¦ Заявка ¦ ¦
¦ Заявка ¦ ¦¦ L----------------------¦на включение/изменение¦ ¦
¦ аннулирована ¦ ¦LЗаявка-----¬ ----------+ реквизитов в СР +--¬ ¦
¦ ГРБС/ГАДБ/ГАИФ ¦ ¦ проверена ¦/ ¦ LTT--------------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ -----------+----+-------¬Подтверждение ¦/ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 4. Запрос ¦ ¦¦Заявки --------------+---------¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦на подтверждение Заявк覦 L - - - - - - - - - -+ + + на включение/изменение¦Аннулирование¦ на включение/изменени妦
¦ ¦ ¦ ¦ реквизитов в СР ¦ ¦¦Заявки ¦ реквизитов в СР ¦¦
¦ ¦ ¦ L----------T-------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ L------------------------¦
¦ ¦ ¦ Заявка подтверждена ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ ГРБС/ГАДБ/ГАИФ ¦¦ ¦
¦----------------¬ ¦ ¦ ¦/ ¦¦ ----------------¬¦
¦¦ Извещение ¦ ¦ ¦ ----------+------------¬ ¦¦ ¦ Извещение ¦¦
¦¦ о включении/ ¦ ¦ ¦ ¦6. Включение (внесение¦ ¦¦ ¦ о включении/ ¦¦
¦¦ изменении ¦¦ изменении ¦¦
¦¦реквизитов в СР¦ ¦ ¦ ¦ учреждения в СР ¦ ¦¦ ¦реквизитов в СР¦¦
¦L---------------- ¦ ¦ L----------------------- ¦¦ L----------------¦
L------------------------------ L-----------------------------L-----------------------------------
Рис. 6
В случае если исключение осуществляется в связи с проведением реорганизации или ликвидации подведомственных участников бюджетного процесса, главный распорядитель, главный администратор доходов или главный администратор источников финансирования дефицита представляет Заявку на исключение с представлением документа, который явился основанием для ее проведения.
Если Заявка на исключение представляется не главным распорядителем, главным администратором доходов или главным администратором источников финансирования дефицита, она представляется по месту ведения дела клиента с представлением документа, являющегося основанием для исключения реквизитов участника бюджетного процесса из Сводного реестра.
Контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства при приеме Заявки на исключение, аналогичен контрольным процедурам, установленным для Заявки на включение (изменение), установлены аналогичные сроки проверки и процедуры возврата в случае, если указанный контроль не пройден (рис. 7).
Как формируется реестровая запись
Образуется он на основании следующих сведений, содержащихся в базовых (отраслевых) перечнях:
Каждая запись имеет уникальный номер. В реестр не включаются сведения и документы, которые содержат государственную тайну.
Уникальный номер формируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании всех доступных информационных блоков и перечней, включенных в сводный РУБП и НУБП.
Происходит это так:
Разряды 1, 2, 11, 13, 14, 15, 16, 17 — это уникальный код каждого участника бюджетного процесса в СР.
Порядок работы со сводным реестром
«Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2009, N 1
В августе — сентябре текущего года был выпущен ряд нормативных документов, регулирующих процесс исполнения бюджетов. Одним из таких документов стал Приказ Минфина России от 15.08.2008 N 80н (далее — Приказ N 80н), который утвердил новый Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр).
В данной статье мы предлагаем вам подробно изучить положения нового Порядка ведения Сводного реестра.
Схема документооборота при включении (изменении) реквизитов РБС/ПБС/АДБ/АИФ в Сводный реестр
Для включения в Сводный реестр реквизитов или изменения реквизитов в Сводном реестре (далее — включение (изменение) реквизитов) главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита участник бюджетного процесса, обладающий указанными бюджетными полномочиями, представляет в Федеральное казначейство на бумажном носителе Заявку на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Заявка на включение (изменение) оформляется согласно Приложению N 4 к Приказу N 80н (код формы по КФД 0531664). К Заявке на включение (изменение) прикладывается карточка образцов подписей, подписанная руководителем главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита.
Обратите внимание, что вместе с Заявкой на включение (изменение) представляется пакет документов. Ранее такого требования не было, представлялась только Заявка.
Итак, необходимо представить также следующие документы:
а) копию учредительного документа (устава) или для обособленного подразделения — копию положения об обособленном подразделении, заверенные учредителем либо нотариально ;
б) копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем, нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию ;
в) копию акта главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей, администраторов доходов или администраторов источников финансирования дефицита (далее — акт об утверждении перечня подведомственных участников бюджетного процесса), если в уставе участника бюджетного процесса не указаны его бюджетные полномочия.
Вновь созданные участники бюджетного процесса, не имеющие положения, учредительного документа (устава), представляют копию акта Правительства Российской Федерации об их создании. При этом, а также в случае утверждения положения, учредительного документа (устава) участника бюджетного процесса актом Правительства Российской Федерации копия данного акта Правительства Российской Федерации представляется без заверения.
Вновь созданные участники бюджетного процесса, не имеющие государственной регистрации юридического лица, не представляют копию документа о государственной регистрации юридического лица.
Какие субъекты задействованы в процессе?
Участниками бюджетного процесса являются соответствующие субъекты, работа которых непосредственно связана с данной процедурой, т. е. уполномоченные органы. Их права и обязанности закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Но не все участники прослеживают формирование главного финансового документа страны полностью, многие лишь касаются некоторых стадий. От этого их роль не становится менее значительной. В зависимости от того, на чем сосредоточена деятельность участников можно выделить три категории субъектов данного процесса:
- формирования финансового сектора;
- денежно-кредитного регулирования;
- органы, осуществляющие контроль над растратой государственного имущества.
Под первым пунктом понимается непосредственно само Министерство финансов, как Российской Федерации, так и республик. Сюда также входят финансовые управления администраций муниципальных образований.
Вторая категория представляет собой главное финансовое учреждение страны первого уровня – Центральный Банк России.
Последний пункт представляют те органы, которые осуществляют бюджетный процесс на его последней стадии, т. е. контролируют четкость исполнения предписаний главного финансового документа страны. Сюда можно отнести Счетную палату, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также региональных и местных представительств.
Как происходит формирование информационных ресурсов бюджетного процесса?
Понять назначение и эффективность работы данной структуры можно на примере государственного задания. На каждый такой проект составляется соответствующая форма, которая включает в себя:
- Информацию, о том предприятии или учреждении, на плечи которого ложится выполнение задания. Вот как раз тут и приходит в помощь сводный реестр участников бюджетного процесса. Дело может быть поручено как субъектам данного действия, так и юридическим лицам, которые к нему не относятся. В этом пункте прописывается наименование организации и сфера её деятельности.
- Уникальный номер государственного заказа. Также в этом пункте прописывается наименование самой задачи и её особенностей.
- Показатели качества. Это те результаты и заданные значения, которым должна соответствовать работа, и по которым впоследствии проводится оценка.
- Нормативно-правовые акты, согласно которым проводится тарификация предоставляемой услуги.
- Порядок оказания государственной услуги.
- Дополнительные данные о государственном заказе.
Чем отличается от других реестровых записей
В отличие от 20-разрядного уникального РЗ, номер реестровой записи контракта на сайте госзакупок, который присваивается каждой закупке или каждому отдельному лоту в заказе, состоит из 36 цифр и формируется автоматически как совокупность классификационных кодов конкретной закупки. Для того чтобы найти нужный контракт или сведения о нем, в ЕИС необходимо перейти во вкладку «Реестр контрактов» и вбить РЗ искомого документа.
Уникальный номер реестровой записи муниципального задания — где найти? Если вы ищете ответ на этот вопрос, то в реестр участников бюджетного процесса 2020 посмотреть мы не рекомендуем. Там этой информации точно нет!
Уникальные реестровые номера должны быть указаны согласно бумажной копии задания. Для получения этого номера нужно обратиться к учредителю.
Уникальный номер реестровой записи участника бюджетного процесса — это кодировка, которая идентифицирует организации при работе с бюджетными онлайн-ресурсами.
Бюджетный процесс. Участниками бюджетного процесса являются:
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент РФ;
· органы законодательной (представительной) власти;
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов в бюджеты, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального финансового контроля;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
· иные органы, на которые законодательством РФ, нормативными актами субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс делится на пять стадий:
1) составление бюджета (бюджетного закона);
2) рассмотрение бюджетного проекта (закона);
3) утверждение бюджета;
4) исполнение бюджета;
5) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально — экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами органов власти местного самоуправления.
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения:
· о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
· о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
· о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
· о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
· о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
· о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление бюджета основывается на следующих источниках: Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально — экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом Федерального бюджета, определяются Правительством РФ.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года.
Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года.
Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу, Совет Государственной Думы (а в период парламентских каникул — Председатель Государственной Думы) направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее — Комитет по бюджету) для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям.
Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы) на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство РФ, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям ст. 192 БК РФ.
Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы.
Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ, о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Сводный реестр участников бюджетного процесса
Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса (УБП и НУБП соответственно) — это перечень, в который включается информация об учреждениях, непосредственно участвующих в бюджетном функционировании и юридических лицах, которые имеют право осуществлять бюджетные полномочия. Порядок ведения сводного реестра закреплен в Приказе Минфина № 164н от 23.12.2014. Ответственность лежит на Федеральном казначействе.
В перечень включается информация о типах учреждений:
- УБП и их подразделения.
- НУБП и их подразделения. К ним относятся государственные или муниципальные, автономные и бюджетные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные корпорации.
- НУБП, которые не относятся к предыдущей группе, но также получают субсидии и инвестиции из бюджета.
Посмотреть сводный реестр участников бюджетного процесса 2020 года можно в программе «Электронный бюджет» — Федеральное казначейство ведет список в электронном виде именно в этой информационной системе.
Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» в целях формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр) к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет») осуществляется подключение только финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований (далее – Уполномоченные органы). При этом информация и документы об организациях, созданных городским или сельским поселением, входящим в состав муниципального района, формируются и представляются в Федеральное казначейство финансовым органом, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке переданы полномочия по организации исполнения бюджетов соответствующих городских и сельских поселений.
Руководство по работе в Сводном реестре системы «Электронный бюджет», рассчитанное на пользователей Уполномоченных органов, размещено на официальном сайте Казначейства России в разделе «ГИС», подразделе «Электронный бюджет»/«Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса».
Чем отличается от других реестровых записей
В отличие от 20-разрядного уникального РЗ, номер реестровой записи контракта на сайте госзакупок, который присваивается каждой закупке или каждому отдельному лоту в заказе, состоит из 36 цифр и формируется автоматически как совокупность классификационных кодов конкретной закупки. Для того чтобы найти нужный контракт или сведения о нем, в ЕИС необходимо перейти во вкладку «Реестр контрактов» и вбить РЗ искомого документа.
Уникальный номер реестровой записи муниципального задания — где найти? Если вы ищете ответ на этот вопрос, то в реестр участников бюджетного процесса 2019 посмотреть мы не рекомендуем. Там этой информации точно нет!
Уникальные реестровые номера должны быть указаны согласно бумажной копии задания. Для получения этого номера нужно обратиться к учредителю.
Казначейское обслуживание
Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.
Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:
Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.
Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.
При казначейском обслуживании информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей и территориальным органом Федерального казначейства будет осуществляться в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени прямого участника системы казначейских платежей.
Обмен документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также при отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде с применением электронной подписи производится с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
Комментарий к ст. 152 БК РФ
Комментируемая статья исчерпывающим образом называет всех участников бюджетного процесса.
Необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ с 01.01.2016 статья 152 будет дополнена пунктом 5, согласно которому участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные БК РФ, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 БК РФ.
Судебная практика.
В Определении Тюменского областного суда от 28.07.2014 N 33-3439/2014 суд заключил, что перечень участников бюджетного процесса закрытый, граждане не являются участниками бюджетного процесса. Суд прекратил производство по заявлению гражданина о признании незаконными бездействия государственного органа законодательной власти субъекта РФ по распоряжению истца, решения должностного лица государственного служащего — подписания губернатором субъекта РФ закона об областном бюджете, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, исполнить его распоряжение.
В Апелляционном определении Липецкого областного суда от 09.12.2013 N 33-3239/2013 суд указал, что, как следует из положений статьи 152 названного БК РФ, физические лица не являются участниками бюджетного процесса. Поэтому нормы БК РФ к правоотношениям, где одной из сторон выступает гражданин, неприменимы.