Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оформления дорожно-транспортного происшествия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Что обязан сделать сотрудник ДПС при оформлении ДТП?
- Инспекторы ДПС обязаны оперативно прибыть на место аварии.
- Осмотреть участников и пострадавших. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших в медучреждения. При необходимости оказать первую медицинскую помощь до прибытия медиков.
- Они обязаны объективно и непредвзято разобраться во всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. Найти свидетелей, записать их данные.
- Если ожидается прибытие естественно-оперативной группы, они обязаны обеспечить присутствие водителей и пострадавших на месте.
- Принять меры по сохранению и фиксации вещественных доказательств, которые имеют отношение к ситуации.
- Организовать объезд или следить за ситуацией на дороге, регулируя движение автомобилей.
- Если один из участников скрылся, выяснить направление его движения, характеристики автомобиля и передать эту информацию дежурному.
Платных парковок станет больше
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:
- Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
- Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.
Пошаговая инструкция оформления схемы ДТП в европротоколе
Схема аварийной ситуации обязательна при составлении документа, фиксирующего столкновение. На лицевой стороне европротокола участники самостоятельно делают подробную зарисовку произошедшего. Этапы оформления схемы ДТП:
- Указать место аварии: название улицы, дом или трассу с номером километра от ближайшего населенного пункта.
- Нарисовать траекторию движения автомобилей.
- Схематически показать расположение автотранспортных средств в момент столкновения.
- Указать светофоры, дорожные знаки, разметку, ограждения, обочину.
- Отметить расположение вещественных доказательств, которые имеют отношение к ДТП, осколков, поврежденных частей автомобилей.
При составлении схемы во время оформления ДТП нужно указать максимальное количество деталей, имеющих отношение к аварийной ситуации.
Выплатят ли мне по Каско без оформления ДТП?
А вот здесь уже всё зависит от несколько раз упомянутых выше условий вашего договора. Вам следует посмотреть в него и прочитать эти самые условия.
«Но у меня нет никакого договора Каско!» – скажете вы. И здесь всё тоже достаточно просто – в подавляющем большинстве случаев этим договором является ваш полис. Чаще всего на обратной его стороне (но нередко и на лицевой) указаны ограничения для возможности получения возмещения без предъявления официальных документов из ГАИ.
Чаще всего такими ограничениями служат характер повреждений вашей машины и/или конкретные повреждённые элементы и детали.
Например, условиями могут выступать следующие.
- ДТП не нужно оформлять для получения выплаты по Каско, если повреждён любой пластиковый элемент, но только кузовной и только один (к примеру, бампер, крышка зеркала, подкрылок и другие).
- Также документы из ГАИ могут не потребоваться, если стоимость всех повреждений не превышает установленную сумму (чаще всего 5 или 10 процентов от страховой суммы – то есть полной стоимости автомобиля). Здесь часто может быть также такое условие, что повреждение должно быть только одно (одна деталь).
- Некоторые страховщики позволяют не оформлять Каско в ГИБДД для конкретно указанных в договоре элементов (например, только лобовое стекло или бампер).
- Также нередко бывают ситуации, когда без справок и документов из ГАИ можно обратиться только один раз в течение страхового периода (одного года).
- Но ещё реже бывают случаи, когда совсем нет никаких возможностей не оформлять ДТП для Каско – то есть при всех – даже незначительных – повреждениях, потребуется копия постановления, определения и/или протокола из Госавтоинспекции.
Что делать при ДТП без пострадавших
Водители могут не обращаться в инспекцию, а самостоятельно зарегистрировать обстоятельства дорожного происшествия. Для этого можно использовать фото и видео-съемку, делать схематические рисунки подробностей аварии (место, шоссе, особенности шоссейного покрытия, дорожные знаки, направление движения автомобилей или их расположение и другое). Нарисованную схему подписывают все участники происшествия.
Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.
Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:
- извещение об аварии;
- заявление о страховой компенсации;
- паспорт владельца авто;
- полис ОСАГО;
- банковский счет;
- документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.
Что делать после оформления ДТП
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Если в ДТП нет пострадавших
Актуальным вопросом является, что делать при дтп когда авария никому не навредила. Тогда все стороны, которым пришлось попасть в аварию, должны сообщить ГИБДД, чтобы оформить ДТП. Сотрудники могут выехать на место, попросить пойти к посту ДПС, находящемуся поблизости. Если отделение полиции ближе, можно обратиться туда.
Также можно заняться оформлением ДТП самостоятельно. Составленный документ нужно зарегистрировать на посту ДПС или в полиции. Но подобный шаг будет уместным, если между людьми, которые попали в ДТП, нет разногласий. Например, они сошлись в вопросе оформления обстоятельств дела, причин и т.п. Кроме того, имеются причины, мешающие оформить дело с использованием европротокола. Например, у одного или нескольких участников отсутствует ОСАГО или нет бланка извещения об аварии.
Также можно заняться оформлением ДТП согласно европротоколу. Этот путь используется, если столкновение произошло только с одной машиной и другие участники дорожного движения не пострадали. Также важно чтобы все участники имели ОСАГО.
ДТП можно вообще не оформлять. Участники дела попросту разъезжаются, решив конфликт между собой. Если решаете вопрос компенсации вреда на месте, стороны должны оставить расписки.
Обязан ли виновный водитель сообщить о ДТП своей страховой
Водителям, которые виноваты в дорожном инциденте, очень важно правильно действовать. Не все виновники аварий знают, какие действия при ДТП по ОСАГО они должны предпринять. Одно из них – уведомить страховщика. Это регламентирует закон «Об ОСАГО» в статье 11. Иначе страховая организация может отказать в компенсации или взыскать с виноватого водителя свои расходы через судебное разбирательство.
При общении с представителем страховой организации, автомобилист обязан сообщить, что он оказался виновным в дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен предоставить такую информацию:
- Количество участников в дорожном инциденте
- Информация об автотранспорте: госномера, марки и даты изготовления
- Место и время аварии
- Сведения о наличии жертв и пострадавших, их состояние и степень причинённого здоровью и смерти вреда
Внимание! Страховщик имеет право отправить на место ДТП своего эксперта, он может участвовать в оформлении аварии.
Можно ли получить возмещение при ДТП по ОСАГО, если авария произошла во дворе либо на паркинге
Транспортное средство может быть повреждено не только в ДТП. Далеко не каждый водитель знает, что делать при небольших повреждениях автомобиля на автостоянке либо во дворе. Если оно произошло из-за столкновения с другим автотранспортом, случай является страховым, а на него распространяется ОСАГО. В случаях, когда повреждение было вызвано действием пешеходов, посторонних предметов (ветка дерева, сосулька и т.п.), а также действий своего хозяина, страховое возмещение не осуществляется.
При дорожно-транспортном происшествии по автогражданке возмещение положено лишь пострадавшим лицам. Для этого они обязаны зафиксировать факт инцидента. Для этого можно использовать упрощённую процедуру европротокол либо путём вызова инспектора ГИБДД. Документы по аварии должны быть направлены страховщику виноватого водителя, закон отводит организации 20 дней на выполнение возмещения. Законодательство устанавливает максимальные ограничения по величине компенсации. Если нарушитель откажется признать собственную вину, другая сторона должна обратиться в дорожную полицию либо в суд.
Нужна ли процедура оформления
Надо ли вызывать ГИБДД? Это зависит от ситуации. Так, на это влияют следующие факторы: застрахован ли автомобиль каско (полис должен быть действующим), вид преграды, а также степень разрушения объекта и автомобиля.
Мы неспроста указали на каско, потому что при помощи этого полиса можно получить компенсацию для ремонта автомобиля. По ОСАГО в данной ситуации сделать ничего не получится, потому что он играет иную роль. Если у водителя нет полиса каско, то о возмещении ущерба стоит забыть.
Оформление ДТП без второго участника необходимо, потому что без него невозможно получить выплату по каско. Однако для этого необходимо внимательно изучить свой договор с СК, чтобы убедиться, что страховая компания поможет вам. Это связано с тем, что компании, работающие с оформлением каско, имеют полную свободу действий. Таким образом, ваш полис может покрывать страховку в случае столкновения с забором, а может оставить вас со своими проблемами наедине, если столкновение произошло с деревом.
Мы привели этот пример, чтобы вы поняли, что компания вправе прописать в договоре любые условия.
Что делать в ДТП с одним участником, если есть каско
Каждому водителю необходимо знать порядок основных действий, чтобы не растеряться и не поддаться панике в случае столкновения с недвижимым объектом. Самый важный пункт – не паникуйте, сосредоточьтесь на том, что нужно решить эту проблему как можно быстрее. Необходимо обозначить, когда страховщик признаёт ДТП с одним участником:
- Наезд на бордюр. Неважно, находился ли он в зоне видимости (к примеру, его скрыл снег).
- Столкновение с деревом, остановкой, светофором и др.
- Наезд на канализационный люк, яму и прочее.
- Въезд в бетонный забор или магазин (нанеся ущерб).
- Нанесения ущерба любому придорожному объекту.
- Наезд на что-то острое, к примеру, лёд, гвозди и др.
- Авария во время въезда в бокс гаража, когда повреждены бока, зеркало или что-то другое.
- Выброс в кювет, из-за чего машина получила повреждение.
- И другие варианты получения или нанесения ущерба.
Порядок действий при аварии
Если владелец КАСКО попал в ДТП, то ему необходимо выполнить следующие действия:
- Оставить машину в том месте и положении, в котором она находилась во время аварии. Если такое положение ТС мешает другим автомобилям, то убрать его можно, только зафиксировав положение на фото- или видеосъемку (п.2.6 и 2.6.1 ПДД);
- При возникновении споров относительно определения виновника ДТП, лучше не рисковать и оставить автомобиль как есть, не убирая с проезжей части. Штраф за это нарушение незначительный – 2000 рублей (ч.4 ст.12.19 КоАП);
- Включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки. При его размещении важно соблюсти нормы ПДД: для города – не менее 15 метров, для трассы – не менее 30 метров;
- Уточнить наличие пострадавших, вызвать врачей и, по возможности, оказать первую помощь;
- При серьезных повреждениях ТС или наличии пострадавших – вызвать сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда. При незначительных повреждениях без жертв – оформить европротокол;
- Вызвать аварийного комиссара, предусмотренного полисом КАСКО;
- Зафиксировать все обстоятельства аварии на фото или видео, записать данные других участников и свидетелей аварии;
- Дождаться проведения экспертизы полученных повреждений страховой компанией. До получения заключения нельзя ремонтировать или утилизировать пострадавшую машину;
- Сдать документы страховщику и получить выплату.
В некоторых договорах КАСКО предусмотрено обязательное оформление происшествия сотрудниками ГИБДД, размер ущерба при этом не имеет значений. Если такое условие оговорено, то нельзя оформлять ДТП европротоколом.
Процедура оценки повреждений
В отличие от ОСАГО, страхование от КАСКО дает возможность самостоятельного выбора экспертной фирмы для фиксирования повреждений.
Это может быть официальное ремонтное СТО или организация страхователя/страховщика. Тем не менее, сценарий процедуры всегда один: осмотр внешнего и внутреннего состояния автомобиля на наличие повреждений.
Помимо осмотра транспортного средства, не будет лишним обращение за установкой причин ДТП и экспертизой дорожных условий. Только так картина случившегося станет предельно ясной, будет от чего оттолкнуться и сделать выводы.
В условиях автомастерской механики смотрят узлы и другие системы ТС на их исправность с целью исключения поломки, не относящейся к столкновению. Там же делается дефектовка повреждений на поверхности кузова.
Если клиент не согласен с результатом экспертизы от страховщика, можно обратиться к сторонним экспертам предоставив личный паспорт, паспорт автомобиля, справку их ГИБДД и результат предыдущей оценки.
Повторный заполненный акт независимой экспертизы отдается сотрудникам страховой компании, выдавшей полис или прикладывается к судебному заявлению.
ДТП с участием одного автомобиля
Чаще всего происходит по невнимательности водителя, в результате чего совершается наезд на недвижимый объект с ущербом для автомобиля.
Страховая компания признает ДТП с одним участником страховым случаем, если:
- совершен наезд на бордюр, открытый канализационный люк, на гвозди и прочие предметы с острыми краями;
- произошло столкновение со столбом или светофором, деревом, диким животным;
- если водитель врезается в бетонный забор, в магазин или павильон, задевает открытую дверь другого автомобиля, который не двигался на момент аварии;
- когда водитель сбивает мусорный бак или любой другой придорожный предмет;
- происходит выброс или съезд в кювет, повлекшие повреждения автомобиля.