Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетные учреждения: налог на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности. Следовательно, для признания в составе расходов бюджетного учреждения сумм амортизации, начисленных по основному средству, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы имущество было приобретено за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, и использовалось для осуществления коммерческой деятельности. В том случае, когда имущество получено за счет бюджетных источников, а используется исключительно для предпринимательской деятельности, амортизация для целей налогообложения не начисляется (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/442).
Аналогичная ситуация касается и амортизируемого имущества, приобретенного за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, но используемого для осуществления уставной бюджетной деятельности. Амортизация по такому имуществу для целей налогообложения прибыли не начисляется (Письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-03-06/4/52). К сожалению, в разъяснениях контролирующих органов не затронут вопрос, связанный с амортизацией для целей налогообложения имущества, приобретенного за счет внебюджетных источников и используемого как в бюджетной, так и в предпринимательской деятельности.
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Как не попасть под двойное налогообложение при учете безвозмездно полученного имущества. Практические советы
Имущество, полученное безвозмездно, приносит организации не только проблемы, связанные с учетом, также организации приходится с такого имущества уплачивать налог на прибыль дважды. Особенно хорошо знакомы с последствиями такого «подарка» компании, оказывающие бухгалтерские услуги организациям и предпринимателям.
В данном материале мы не будем рассматривать ситуацию, когда имущество получено от учредителя, доля которого в уставном капитале составляет более 50 процентов. Эта ситуация была подробно описана в нашем материале «Ошибки при учете МПЗ».
Итак, организация получила от третьих лиц имущество на безвозмездной основе. Как учесть такой «подарок» в налоговом учете? Во-первых, необходимо определить стоимость имущества. Оценка проводится с учетом положений ст.40 НК РФ.
При оценке, необходимо учитывать рыночные цены на аналогичное имущество, при этом, стоимость имущества не должна быть ниже остаточной стоимости основных средств, которое определяется согласно гл.25 НК РФ, и не ниже расходов на приобретение такого же имущества.
Организация должна документально подтвердить стоимость, либо пригласить независимого оценщика.
И так, определив стоимость, принимаем имущество к учету следующим образом: если стоимость актива превышает 40 тыс. рублей, то его следует включить в состав амортизируемого имущества.
Дальше, путем амортизационных отчислений, списываем его стоимость до полного погашения, по общему правилу учета ОС.
С этим мы определились и, в данном материале, больше не будем возвращаться к амортизируемому имуществу.
Имейте в виду, если организация применяет кассовый метод учета или является плательщиком единого налога на УСН, то она не вправе списывать в расходы суммы начисляемой амортизации (при кассовом методе) или равномерно списать в течение налогового периода стоимость имущества (УСН).
Поскольку для включения в расходы стоимости имущества, его необходимо оплатить. Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, доходы и расходы учитывают после их оплаты.
Правда, «безвозмездное» имущество они и без оплаты обязаны включить в состав доходов, а вот расходов это не касается.
Если же стоимость имущества менее 40 тыс. рублей, то организация включает ее в состав внереализационных доходов, согласно п.8 ст.250 НК РФ.
В дальнейшем, при списании данного имущества, налогоплательщик не вправе учесть ее стоимость в расходах. Если это МПЗ, то при списании стоимость в расходы не включается, если же это товар, который организация решила реализовать, то полученный доход не уменьшается на стоимость имущества, и с него организация должно повторно уплатить налог на прибыль.
Происходит прямое нарушение п.3 ст.248 НК РФ, согласно которому, суммы, которые организация однажды включила в доходы, не подлежат повторному включению в состав доходов.
Но, на эту норму законодательства придется ссылаться в суде, поскольку налоговые органы при проверке, доначисляют налог на эту сумму, если организация самостоятельно этого не сделала.
Если же организация не хочет доводить дело до суда, хочет избежать претензий со стороны контролирующих органов, и лишние налоги тоже не хочет платить, то может воспользоваться одним из нижеприведенных способов.
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Учет безвозмездного поступления основных средств
Операции по безвозмездному поступлению основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 9 и 27 Инструкции N 174н.
При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:
- Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 195 — поступление балансовой стоимости полученных объектов;
- Дебет 4 401 10 195 Кредит 4 104 ХХ 411 — поступление начисленной по объекту амортизации.
В иных ситуациях безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению отражается корреспонденцией:
- Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 401 10 19Х.
Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:
- Выбор КОСГУ к счету 401 10 19Х.
- Стоимость, по которой полученные основные средства следует поставить на учет.
- Следует ли отражать поступление амортизации.
Выбор КОСГУ зависит от типа контрагента, от которого поступают основные средства:
- 195 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора”;
- 196 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)”;
- 197 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц”;
- 198 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов”;
- 199 “Прочие неденежные безвозмездные поступления”.
Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.
Стоимость, по которым принимаются к учету безвозмездно полученные объекты основных средств, определяется стандартом “Основные средства”*(3).
И тут возможно 2 ситуации:
- Основные средства поступают от организаций государственного сектора. Обратите внимание, что к организациям госсектора в данном случае относятся не только органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, но и иные организации, созданные на базе государственного (муниципального) имущества (например, унитарные предприятия).
- Основные средства поступают от иных контрагентов.
В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:
- Дебет 2 401 10 195 Кредит 2 104 ХХ 411.
Во второй ситуации учреждению необходимо самостоятельно определить справедливую стоимость поступившего имущества, подтвердив ее документально. В случае невозможности определения такой стоимости допускается учет объектов в условной оценке, равной одному рублю. Поступление амортизации для второй ситуации не предусмотрено. То есть амортизация начинает начисляться уже в бюджетном учреждении. Это актуально даже для ситуаций поступления бывшего в употреблении имущества.
Примечание. В данной статье не приводятся корреспонденции для поступления (передачи) основных средств в случае наличия показателей по объектам на счетах 0 114 00 000 “Обесценение нефинансовых активов”.
*(1) Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Прибыль без налога для казенных учреждений
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ
«О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
-
Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп
«О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп
«О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»
-
Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173
«Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»
-
Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р
«О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р
«О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»
Доходы бюджетов выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом перераспределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего перераспределения сконцентрированной в руках государства стоимости между отраслями, территориями, различными группами населения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты доходов бюджетной системы РФ формируются на основе законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Они являются обезличенными, за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:
- налоговых доходов;
- неналоговых доходов;
- безвозмездных перечислений;
- доходов целевых бюджетных фондов;
- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
- доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального или регионального фондов компенсаций.
Неналоговые доходы, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к неналоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, по нормативу 100 %;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, по нормативу 100 %;
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 %;
- платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, — по нормативу 100 %;
- декларационного платежа — по нормативу 100 %;
- сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 %;
- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 20 %;
- доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, — по нормативу 20 %;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 %;
- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, — по нормативу 100 %.
- В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 80 %;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100 %, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, — по нормативу 100 %, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
- плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке — по нормативу 100 %.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы делят на собственные и регулирующие. В соответствии с Бюджетным кодексом, собственными доходами являются те, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. К собственным доходам относятся:
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи.
Как правило, собственные налоговые доходы покрывают менее 15 % расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Основная часть доходов субфедеральных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налоги (федеральные и региональные — для местных бюджетов), по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе называют регулирующими.
- Каковы виды бюджетных доходов в РФ?
- Какова современная тенденция изменения доли налоговых доходов в федеральном бюджете РФ?
- К какому виду бюджетных доходов относится дотация от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ?
- В соответствии с ФЗ «О бюджетной классификации» какие виды таможенных пошлин включают в себя доходы от внешнеэкономической деятельности?
- В чем различие между дотацией и субвенцией?
- В чем различие между субвенцией и субсидией?
- Назначения резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Что такое нефтегазовые доходы?
Под неоплачиваемым предоставлением собственности понимается правопередача вещей, финансовых средств, услуг или интеллектуальной собственности одним человеком другому с отсутствием платежа во временное либо постоянное (дарение) пользование, оформленное соответствующим соглашением.
Временное пользование и дарение различаются:
- собственником имущества. Дарение подразумевает, что получатель становится собственником имущества, тогда как при неоплачиваемой передаче собственником остается передающая сторона;
- временным либо постоянным характером владения собственностью. Дарение не предполагает возврата объекта соглашения. Временное пользование рассчитано на возврат полученного ранее имущества. В момент возвращения состояние имущества определяется соглашением либо по умолчанию учитывается уровень естественного износа.
Участниками соглашения перехода права собственности могут являться:
- коммерческое образование;
- некоммерческое образование;
- физический субъект;
- юридический субъект, являющийся владельцем вещи дарения.
Представлять имущество в бесплатное пользование имеет право:
- владелец вещи4
- другие лица, которые имеют данное право, предоставленное им законом или владельцем.
Полезно знать! Коммерческое объединение не имеет права представлять собственность в неоплачиваемое пользование человеку, если последний является ее учредителем, дольщиком, руководителем, а также входит в органы правления и проверки.
К предметам дарения могут относиться:
- изделия, принадлежащие владельцу;
- имущественное право владельца;
- имущественное право владельца по отношению к третьему лицу либо безвозмездный отказ от определенного требования;
- избавление от исполнения имущественной обязанности (прощение долгового обязательства);
- освобождение от долгового обязательства перед другим лицом.
Отметим! При передаче имущества необходимо приложить все аксессуары, составляющие, а также документы – технический паспорт, инструкцию по его использованию и т.д.
Для проведения налогового учета необходимо сначала провести оценку неоплаченной полученной собственности, которая производится на дату его получения и соответствует его рыночной стоимости.
Данную оценку может производить:
- независимый оценщик, который имеет необходимую лицензию;
- сам налогоплательщик.
Полезно знать! В случае, если оценку производит налогоплательщик, ему необходимо доказать обоснованность подсчета ценности вещи посредством документов, показывающих представленные расценки.
Налогоплательщик может использовать следующие источники сведений о ценах на рынке:
- биржевые расценки;
- национальные статистические учреждения;
- учреждения, которые регулируют ценообразование;
- средства массовой информации.
К собственности, передаваемой в бесплатное пользование, относятся:
материально-производственные резервы:
- сырье и материалы, использующиеся в процессе производства продукции;
- вещи, рассчитанные на продажу;
- материалы и фонды, использующиеся для проведения координации управления;
- основные фонды;
- нематериальные фонды;
предметы интеллектуальной собственности (прерогативное право патентообладателя, авторское право, имущественное право, право собственника):
- изобретение, производственная модель;
- утилиты для компьютеров, базы данных;
- топологии совокупных микросхем;
- товарный знак и знак сервиса, название места производства товаров;
- селекционные достижения;
денежные вклады:
- национальные, муниципальные и другие ценные бумаги;
- инвестиции в уставные капиталы иных учреждений;
- займы, депонентские инвестиции в кредитных учреждениях, дебиторский пассив, приобретенный посредством послабления права требования и др.
Налог на прибыль при получении имущества в безвозмездное пользование
Эксперты Системы Главбух
Ваш вопрос от 16.12.2015 «Прошу вас разъяснить, нужно ли платить налог на прибыль: -органу государственной власти, -казенному учреждению, -бюджетному учреждению при получении имущества: -по договору безвозмездного пользования, -по договору хранения.»
Отвечает Екатерина Самодурова, эксперт Бесплатное пользование чужим имуществом является безвозмездно полученным имущественным правом, которое в целях расчета налога на прибыль признается внереализационным доходом ссудополучателя. При расчете налога на прибыль этот доход нужно отразить исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-03-06/1/243, от 19 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/43.
Поэтому, при получении имущества в безвозмездное пользование, орган государственной власти, казенное и бюджетное учреждение не должны платить налог на прибыль только в том случае, если в пользование получено государственное или муниципальное имущество, которые получено по решению госорганов (органов местного самоуправления) на ведение уставной деятельности ( подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ). Учреждение, принимающее имущество на хранение (хранитель) не должно учитывать их ни в составе доходов, ни в составе расходов. При поступлении имущества на хранение право собственности на них к хранителю не переходит, поэтому у него не возникают объекты налогообложения ни по НДС, ни по налогу на прибыль, ни по налогу на имущество ( п. 1 ст. 886 ГК РФ, ст. 39, 146, 247, п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому при получении имущества по договору хранения, орган государственной власти, казенное и бюджетное учреждение не должны платить налог на прибыль. При расчете налога на прибыль хранитель должен учесть в доходах – сумму реализованных услуг (вознаграждение за хранение) ( ст. 249 НК РФ). Поэтому бюджетное учреждение должно учитывать при расчете налога на прибыль доходы от оказания услуг по хранению (вознаграждение за хранение) ( ст. 249 НК РФ). А вот, орган государственной власти (казенное учреждение) и казенное учреждение не должно при расчете налога на прибыль доходы от оказания услуг по хранению (вознаграждение за хранение). Так как доходы, от оказания любых видов услуг казенными учреждениями включены в закрытый перечень доходов, которые освобождены от налогообложения ( подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Как не попасть под двойное налогообложение при учете безвозмездно полученного имущества. Практические советы
Имущество, полученное безвозмездно, приносит организации не только проблемы, связанные с учетом, также организации приходится с такого имущества уплачивать налог на прибыль дважды. Особенно хорошо знакомы с последствиями такого «подарка» компании, оказывающие бухгалтерские услуги организациям и предпринимателям.
В данном материале мы не будем рассматривать ситуацию, когда имущество получено от учредителя, доля которого в уставном капитале составляет более 50 процентов. Эта ситуация была подробно описана в нашем материале «Ошибки при учете МПЗ».
Итак, организация получила от третьих лиц имущество на безвозмездной основе. Как учесть такой «подарок» в налоговом учете? Во-первых, необходимо определить стоимость имущества. Оценка проводится с учетом положений ст.40 НК РФ.
При оценке, необходимо учитывать рыночные цены на аналогичное имущество, при этом, стоимость имущества не должна быть ниже остаточной стоимости основных средств, которое определяется согласно гл.25 НК РФ, и не ниже расходов на приобретение такого же имущества.
Организация должна документально подтвердить стоимость, либо пригласить независимого оценщика.
И так, определив стоимость, принимаем имущество к учету следующим образом: если стоимость актива превышает 40 тыс. рублей, то его следует включить в состав амортизируемого имущества.
Дальше, путем амортизационных отчислений, списываем его стоимость до полного погашения, по общему правилу учета ОС.
С этим мы определились и, в данном материале, больше не будем возвращаться к амортизируемому имуществу.
Имейте в виду, если организация применяет кассовый метод учета или является плательщиком единого налога на УСН, то она не вправе списывать в расходы суммы начисляемой амортизации (при кассовом методе) или равномерно списать в течение налогового периода стоимость имущества (УСН).
Поскольку для включения в расходы стоимости имущества, его необходимо оплатить. Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, доходы и расходы учитывают после их оплаты.
Правда, «безвозмездное» имущество они и без оплаты обязаны включить в состав доходов, а вот расходов это не касается.
Если же стоимость имущества менее 40 тыс. рублей, то организация включает ее в состав внереализационных доходов, согласно п.8 ст.250 НК РФ.
В дальнейшем, при списании данного имущества, налогоплательщик не вправе учесть ее стоимость в расходах. Если это МПЗ, то при списании стоимость в расходы не включается, если же это товар, который организация решила реализовать, то полученный доход не уменьшается на стоимость имущества, и с него организация должно повторно уплатить налог на прибыль.
Происходит прямое нарушение п.3 ст.248 НК РФ, согласно которому, суммы, которые организация однажды включила в доходы, не подлежат повторному включению в состав доходов.
Но, на эту норму законодательства придется ссылаться в суде, поскольку налоговые органы при проверке, доначисляют налог на эту сумму, если организация самостоятельно этого не сделала.
Если же организация не хочет доводить дело до суда, хочет избежать претензий со стороны контролирующих органов, и лишние налоги тоже не хочет платить, то может воспользоваться одним из нижеприведенных способов.
Передача имущества от сторонних организаций на безвозмездной основе
В связи с внесенными изменениями, основные средства, полученные бюджетным учреждением, учитываются в соответствии с правилами, которые закреплены в инструкции 162н. Для таких объектов, полученных безвозмездно, используется статья КОСГУ 310 и счет 0 101 00 000.
Бюджетные организации могут получать ценности и пользоваться ими без каких – либо обязательств от организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность или от обычных физических лиц.
Если учреждению переданы нематериальные активы, то их учет ведется на сете 0 102 00 000. Различные операции отражаются по различным КОСГУ.
Аналитика | Счет учета |
Поступление нематериальных активов в общем случае | 0 102 30 000 |
Рост стоимости НМА | 0 102 30 320 |
Снижение стоимости НМА | 0 102 30 420 |
Учреждение может получить различные непроизводственные активы, например, землю. Учет такого имущества осуществляется на счете 0 103 00 000. В целом счета учета с 2021 года в этом случае не изменились, скорректированы только КОСГУ.
Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно
Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.
Операция | Проводка |
Получение основного средства | Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190 |
Получение нематериальных активов | Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190 |
Получение непроизводственных активов | Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190 |
Получение материальных запасов | Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190 |
Получение денежных документов | Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150 |
Получение целевых пожертвований | Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150 |
Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.
Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.
Что такое безвозмездная передача имущества?
Под неоплачиваемым предоставлением собственности понимается правопередача вещей, финансовых средств, услуг или интеллектуальной собственности одним человеком другому с отсутствием платежа во временное либо постоянное (дарение) пользование, оформленное соответствующим соглашением.
Временное пользование и дарение различаются:
- собственником имущества. Дарение подразумевает, что получатель становится собственником имущества, тогда как при неоплачиваемой передаче собственником остается передающая сторона;
- временным либо постоянным характером владения собственностью. Дарение не предполагает возврата объекта соглашения. Временное пользование рассчитано на возврат полученного ранее имущества. В момент возвращения состояние имущества определяется соглашением либо по умолчанию учитывается уровень естественного износа.
Участниками соглашения перехода права собственности могут являться:
- коммерческое образование;
- некоммерческое образование;
- физический субъект;
- юридический субъект, являющийся владельцем вещи дарения.
Представлять имущество в бесплатное пользование имеет право:
- владелец вещи4
- другие лица, которые имеют данное право, предоставленное им законом или владельцем.
К предметам дарения могут относиться:
- изделия, принадлежащие владельцу;
- имущественное право владельца;
- имущественное право владельца по отношению к третьему лицу либо безвозмездный отказ от определенного требования;
- избавление от исполнения имущественной обязанности (прощение долгового обязательства);
- освобождение от долгового обязательства перед другим лицом.
Документальное оформление
Договор безвозмездного пользования имеет сходство с договором аренды. В частности, к договору ссуды применяются некоторые положения главы 34 «Аренда» ГК (п. 2 ст. 689 ГК). Подробнее об этом смотрите таблицу.
Внимание: организация не вправе безвозмездно использовать имущество, полученное от коммерческой организации, учредителем (участником, акционером) которой она является или управлением, контролем которой она занимается (п. 2 ст. 690 ГК).
Факт получения (возврата) имущества оформите документом в произвольной форме, так как унифицированного бланка для этого не предусмотрено. Главное, чтобы он содержал все обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Например, при получении имущества составьте акт приема-передачи имущества в безвозмездное пользование. Такой порядок следует из части 1 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
На полученное основное средство можно открыть отдельную инвентарную карточку формы № ОС-6, утвержденной постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7. При этом для учета полученного имущества можно использовать инвентарные номера, присвоенные ему самим ссудодателем. Об этом сказано в пункте 14 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н. (Несмотря на то что данное правило применяется при получении имущества в аренду, его можно (но не обязательно) применять для организации учета и при получении имущества в ссуду, так как эти сделки во многом схожи.)
Имущество, полученное в безвозмездное пользование, отразите за балансом. Специального счета для отражения безвозмездно полученного имущества Планом счетов не предусмотрено. Поэтому организация вправе:
- либо самостоятельно открыть новый забалансовый счет, закрепив его в рабочем Плане счетов. Например, это может быть счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»;
- либо использовать забалансовый счет для учета арендованных основных средств – 001 «Арендованные основные средства», так как договор аренды и договор безвозмездного пользования во многом схожи.
Об открытии забалансовых счетов см. Какое имущество учитывается на забалансовых счетах.
Бухучет: неотделимые и отделимые улучшения
Неотделимые и отделимые улучшения в безвозмездно используемое имущество в бухучете и при налогообложении отражайте по аналогии с улучшениями арендованного имущества. Это связано с тем, что в гражданском законодательстве к ним применяются единые правила (п. 2 ст. 689 и п. 1, 3 ст. 623 ГК). Поэтому отражать их в учете следует единообразно. Например, стоимость улучшений, остающихся в собственности ссудополучателя и относящихся к объектам основных средств, в бухучете погашайте путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
Подробнее об этом см. Как арендатору отразить в бухучете и при налогообложении расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества и Как арендатору отразить в бухучете и при налогообложении расходы на отделимые улучшения арендованного имущества.
Бесплатное пользование чужим имуществом является безвозмездно полученным имущественным правом, которое в целях расчета единого налога при упрощенке признается доходом ссудополучателя.
В налоговую базу данный доход включите исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 346.15 и пункта 8 статьи 250 НК и подтверждается письмами Минфина от 25.08.2014 № 03-11-11/42295, от 12.05.2012 № 03-03-06/1/243.
Доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом можно отразить:
- сразу на дату получения имущества (дату акта приема-передачи), если договор заключен на определенный срок. То есть единовременно в размере дохода за весь период пользования;
- ежемесячно или на конец каждого отчетного периода, если срок договора безвозмездного пользования неизвестен. То есть равномерно в размере дохода за месяц или отчетный период в течение периода пользования.
Это следует из пункта 1 статьи 346.17 НК.