Новости

Перспективы цифрового законодательства в РФ

Гультяева Елена Викторовна — руководитель правового комитета РАКИБ о работе над законодательной и нормативной базы в цифровой экономике и государственном регулировании криптовалют.

УМК: Всех участников криптоиндустрии и цифрового мира интересует в каком положении находится на данный момент правовое законодательство относительно криптовалют и цифровой экономики в России в целом, как развивается цифировая экономика в России, чего нам ждать?

Г.Е. Цифровая экономика развивается своим путем, законодательство развивается своим путем, так, наверное, было всегда, когда развитие технологическое серьезно опережает законодательное. На сегодняшний день приняты поправки в Гражданский Кодекс, в котором определили новые объекты имущественных прав — цифровые права. Внесены поправки в части письменных сделок, теперь к письменной форме сделок приравнены и сделки совершенные с использованием электронных средств и  введено понятие смарт контрактов, что поможет обеспечить правовую защиту участникам осуществляющим деятельность на инвестиционных площадках.

УМК: Участники рынка как ждут регулирования, так и побаиваются этого, верно?

Г.Е. Гражданский кодекс проложил рельсы для дальнейшего регулирования, задал тренд, по которому уже законодатель будет определять какие-то специальные зоны регулирования. На сегодняшний день существует два законопроекта — закон о цифровых финансовых активах и закон об осуществлении инвестиций на инвестиционных площадках. Эти законопроекты описывают определенные  виды деятельности, для отрасли наибольший интерес составляет содержание именно этих законопроектов. Пока что это проекты, которые изменяются и трансформируются, в работе в Государственной Думе находятся больше года. Мы предполагаем, что законопроекты должны быть приняты до осени 2019 года, т.к. уже принятые поправки в гражданский кодекс вступает в силу 1 октября 2019 года.

Токены там были прописаны изначально, в законе они называются цифровыми финансовыми активами, но что существенно в одной из предыдущих версий был исчерпывающий перечень токенов, было определено что в рамках закона могут обращаться только токены удостоверяющие денежные требования, эмиссионные, вытекающие из эмиссионных бумаг и прочие, но узкий исчерпывающий перечень, все остальные токены оставались за рамками. Сейчас в текущей редакции законопроекта исчерпывающего перечня нет, определены любые токены удостоверяющие любые права и требования. Мы предполагаем что эта широкая норма уйдет из закона и там все-таки будет исчерпывающий перечень, потому что это намерение Центрального Банка.

УМК: Как влияет Центральный Банк на принятие законодательства и насколько глубоко участвует в этом процессе?

Г.Е. Мнение Центрального Банка безусловно имеет существенную роль и в том числе в подготовке законопроекта, хотя бы исходя из того, что пока предполагается, что Центральный Банк будет осуществлять контроль за этим рынком. Любое профильное министерство принимает участие в подготовке законопроектов, поэтому погружение Центрального Банка в тему высокое.

Я слышала на одной из конференций где выступали экономисты, что кто-то из них сказал, что с экономической точки зрения еще нет понимания что это такое — новые активы, которые появились. Точно так же и у юристов нет еще понимания — это новые объекты права уникальные возникли,  либо это то что уже существует, просто имеет другую форму выражения. Все это усугубляется трансграничностью рынка, поэтому безусловно роль Центрального Банка здесь велика и он отстаивает свои интересы.

Перспективы регулирования рынка криптоиндустрии в 2019г.